Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Агенты в поисках добрых качеств»
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
«Агенты в поисках добрых качеств»
Цель: закрепление морально-нравственных эталонов поведения посредством развития эмоционального отношения к ним.
Задачи:
Формировать благожелательное и позитивное отношение детей друг к другу.
Развивать навыки вежливого общения.
Повышать уверенность в себе и своих силах.
Формировать чувства взаимопомощи и взаимной поддержки у детей.
Закреплять представления о социально приемлемых и социально желаемых действиях людей в обществе.
Учить анализировать действия и поступки людей с точки зрения общепринятых нравственных эталонов, а также собственного отношения и собственных чувств.
Воспитывать чувство ответственности за результаты собственных поступков.
Оборудование для занятия:
Интерактивная доска
Мольберты с магнитными досками
Интерактивный стол
Ноутбук
Демонстрационный материал:
Видеозаставка, подготовленная педагогом-психологом.
Презентация событий сценария занятия и викторина «Волшебные слова», подготовленная педагогом-психологом.
Демонстрационные магнитные карточки с изображением добрых (правильных) и плохих поступков, подобранные педагогом-психологом.
Пакеты электронных заданий для стола, подготовленный педагогом-психологом – электронные карточки ситуаций, положительных и отрицательных действий.
Магнитный пазл Дружбы, разработанный и изготовленный педагогом-психологом.
Сувенирный раздаточный материал:
Дипломы для детей.
Значки для детей.
Предварительная работа:
Предпосылки для выбора темы:
Актуальность вопросов нравственного и эмоционального развития особенно высока в дошкольном воспитании. Становление эмоционально-нравственных основ личности и закрепление морально-нравственных эталонов в старшем дошкольном возрасте происходит в ходе освоения детьми примеров из социальной жизни людей посредством выработки внутренних эмоциональных установок и отношений.
Регулярно с дошкольниками проводятся беседы о правилах поведения, читаются литературные произведения: сказки, рассказы, описывающие человеческие качества, развивающие у детей отношение к поступкам, позволяющие детям сопоставлять действия с их последствиями, оценивать и прогнозировать возможные результаты поступков.
Перед открытым занятием с детьми проводились беседы о том, что такое дружба, какими качествами обладает настоящий друг, к чему приводят правильные и неправильные поступки. Дети учились высказывать свои мнения, учились делать друг другу комплименты. Для того, чтобы создать предварительное представление о сюжете открытого занятия и познакомить с героем, детям была прочитана сказка про колдуна Перевертуна. Также с детьми регулярно проводились игровые занятия, направленные на создание благоприятного психологического климата в группе, формирование позитивного отношения друг к другу.
Структура занятия:
Вводная часть:
Ритуал приветствия. Введение в тему занятия. Зачин сюжета. Подготовка к основному этапу.
Основной этап:
Выполнение упражнений и заданий.
Заключительная часть:
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Ритуал прощания. Сюрпризы участникам занятия.
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети заходят в зал, приветствуют гостей, по просьбе психолога встают в круг, берутся за руки. Психолог обращается к детям:
- Здравствуйте ребята! Скажите, вы сегодня проснулись в хорошем настроении? Мамочке и папочке сказали с добрым утром? (ответы детей) А когда пришли в сад, вы поздоровались друг с другом, пожелали доброго утра? (ответы детей) А вы хорошо позавтракали? (ответы детей). Ребята, нам сегодня предстоит с вами путешествие в страну Дружбы. Скажите, а кто такой настоящий друг? (ответы детей) Жители страны Дружбы дружелюбны, добры, гостеприимны, всегда готовы прийти на помощь друг другу, они вежливые и любят говорить друг другу комплименты. Отправляемся? Тогда вперёд!
Раздаётся грохот, на экране появляется колдун Перевертун: «А-а-а, решили попасть в страну Дружбы? Ха-ха-ха! Я великий колдун Перевертун забрал у жителей страны Дружбы все их хорошие качества и превратил их в недружелюбных, неприветливых, недоброжелательных. Теперь они не радуются и не помогают друг другу, не приглашают друг друга в гости, не дарят друг другу подарки…. Ха-ха-ха»! Исчезает. Появляется изображение заколдованной страны.
- Ребята, что же нам теперь делать? Как помочь жителям страны Дружбы вернуть их добрые качества? (ответы детей)
На экране появляется фея добра: «Здравствуйте, ребята! Я фея Добра. Я превращаю вас в специальных агентов добра, вы сможете отправиться в страну Дружбы и помочь жителям вернуть их добрые качества, их волшебную силу Дружбы! Возьмитесь за руки, зажмурьте глаза и подумайте о чем-нибудь очень-очень хорошем и добром, поделитесь вашей силой добра друг с другом.» Психолог собирает детей в круг:
- Ребята, давайте возьмёмся за руки, зажмурим глаза и подумаем о своих лучших качествах. Давайте сядем и поделимся нашей силой Дружбы друг с другом. Какими качествами будем делиться? (ответы детей).
Упражнение «передай импульс» проводится в кругу. Задача детей по очереди по кругу передавать друг другу сигнал в виде лёгкого похлопывания ладонью. Каждый следующий ребёнок, получив «импульс», передаёт его следующему. Упражнение развивает внимание, координацию движений, позволяет детям закрепить и запомнить понятия о положении в пространстве – правой и левой сторон. Также упражнение помогает детям эмоционально включиться в процесс занятия, вызывает у них положительные эмоции, стимулирует интерес к занятию.
- Ребята, вы молодцы, вы прошли первое испытание - поделились силой Дружбы друг с другом. А вот и сюрприз от феи Добра – первый кусочек пазла Дружбы (дети помещают кусок пазла на доску). Теперь мы с вами стали настоящими агентами Добра и готовы отправиться на помощь жителям страны Дружбы.
Основная часть:
На экране появляется презентация с изображениями городов страны Дружбы, картой страны и этапов прохождения заданий.
Изображение карты страны Дружбы
- Итак, агенты, мы попадаем с вами в первый город – это город приветливых жителей. (на экране появляется изображение заколдованных неприветливых людей) Каждый житель этого города при встрече всегда приветствовал другого, а теперь посмотрите, что с ними случилось – они забыли, как надо здороваться. Давайте поможем им вспомнить.
Упражнение «Здравствуй, друг!» Дети выполняют приветствие в кругу «Здравствуй, друг» - встают вкруг парами, при этом получается «внутренний» и «внешний» круги. Далее выполняют действия со словами, после чего внешний круг делает шаг вправо, внутренний стоит на месте – происходит смена партнёра и действие повторяется:
Здравствуй, друг! (дают руки друг другу)
Как ты тут? (приветствуют друг друга правой рукой)
Где ты был? (кладут руки на плечи друг друга)
Я скучал (скрещивают руки на груди)
Ты пришёл (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимают друг друга)
- Ребята, посмотрите, наш ритуал подействовал на жителей города? (На экране появляются сцена дружеского приветствия). Молодцы, ребята! Вот и второй подарок 2-й кусочек пазла Дружбы (дети помещают кусочек пазла на доску).
На экране карта страны Дружбы, затем город Вежливых жителей
- А мы попадаем с вами в следующий город - город вежливых жителей. Перевертун заколдовал их, и жители забыли все волшебные вежливые слова. Давайте поможем жителям вспомнить их.
На экране появляется викторина «Волшебные слова». Задача детей вспомнить и назвать подходящие вежливые слова. В конце викторины появляется изображение довольных вежливых жителей). Упражнение направлено на закрепление правил этикета. Представление заданий в виде викторины на интерактивной доске позволяет детям воспринимать материал не только на слух, но и визуально, стимулирует познавательную активность и интерес к теме.
- Ребята, молодцы, вы справились. А вот и 3-й кусочек пазла.
На экране карта страны Дружбы, затем город Заботливых жителей
- И мы отправляемся в следующий город – город заботливых жителей. Жители этого города забыли, как нужно заботиться друг о друге. Давайте поможем им вспомнить.
Дети выполняют задания на интерактивном столе. Задание 1 – детям нужно распределить правильные и неправильные поступки по соответствующим зонам на столе. Задание 2 – перед детьми карточки с ситуациями. Они должны подобрать к ним карточки с изображением правильного развития событий. Задание 3 – музыкальная минутка «Танец Дружба». Использование интерактивного стола позволяет разнообразить методический арсенал педагога, стимулирует познавательную активность у детей, вызывает интерес к занятию, позволяет детям выполнять задания в команде.
На экране появляются жители, которые вспомнили, как заботиться друг о друге.
- Ребята, вы молодцы. Вы снова справились с заданием. Вот и 4-й кусочек пазла Дружбы.
На экране карта страны Дружбы, затем город Добрых поступков
- Отправляемся с вами в следующий город – город Добрых поступков.
Упражнение «Распредели поступки по их качеству и объясни». Детям раздаются карточки с изображением поступков по количеству детей. Дети распределяют карточки на магнитной доске по принципу: добрый поступок или недобрый поступок. Далее дети объясняют свой выбор. Упражнение направлено на закрепление морально-нравственных эталонов поведения, посредством мыслительного анализа. В ходе выполнения дети учатся высказывать и аргументировать свою точку зрения.
На экране появляется изображение жителей города, совершающих добрые поступки.
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вы получаете 5-й кусочек пазла Дружбы. Теперь мы отравляемся с вами в город Комплиментов. Жители этого города любили говорить друг другу комплименты, но Перевертун заставил их забыть их об этом.
На экране появляется изображение города с жителями, забывшими, как говорить друг другу комплименты.
- Ребята, вы помните, что такое комплименты? (ответы детей) Комплименты приятно получать? (ответы детей) Давайте скорее поможем жителям города Комплиментов. Ребята, вставайте в круг, и будем по очереди по кругу говорить друг другу что-то хорошее и приятное. И обязательно называйте друг друга по имени.
Упражнение «Комплимент». Дети в кругу, поворачиваясь по очереди к тому, кто слева, называя товарища по имени, говорят ему какой-нибудь комплимент. Упражнение позволяет создать атмосферу взаимного принятия, формирует у детей положительное представление друг о друге, вызывает хорошее настроение, учит детей высказываться позитивно в адрес друг друга, а также не бояться высказываться, повышает у детей чувство собственной значимости.
На доске появляется изображение счастливых жителей страны Дружбы.
- Молодцы ребята! Нам удалось развеять чары колдуна Перевертуна и вернуть жителям страны Дружбы их добрые качества. Вот и последний кусочек пазла. Теперь мы соберём его целиком и увидим эмблему страны Дружбы.
Заключительная часть. Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей) Мы выполнили поставленные перед нами задачи? (ответы детей) Скажите, ребята, а вам наше путешествие помогло? Вы почувствовали волшебную силу дружбы? (ответы детей)
- Ребята, вы настоящие агенты Добра! Фея Добра оставила вам памятные подарки. Вы получаете Диплом за успешное прохождение испытаний в стране Дружбы и избавление жителей страны от чар колдуна Перевертуна. Также вы заберёте с собой символы страны Дружбы. Это значки. Когда вам вдруг будет грустно или покажется, что чего-то не хватает, какой-то части силы Дружбы, посмотрите на этот значок и вспомните все свои лучшие качества. После этого вы вновь почувствуете силу Добра, силу Дружбы, и она вам обязательно поможет. Спасибо вам, ребята, за участие в этом приключении.
Психолог прощается с детьми.