Конспект родительского собрания «Современные дети»
Цель собрания: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
Задачи:
- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания современных детей дошкольного возраста;
- расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.
Ход собрания:
- Этап «Приветствие, знакомство» (10 мин):
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас всех сегодня на нашем собрании.
Цель нашего мероприятия: Познакомится с вами поближе, провести беседу, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений, улучшить понимание родителями своего современного ребенка, особенностей его развития. Обсудить, чем современные дети отличаются от детей предыдущих поколений и как их воспитывать.
А сейчас я предлагаю Вам выполнить упражнение, предназначенное для того, чтобы мы с вами немного повысили эмоциональный фон и познакомились. Выполняя его вы будете использовать мышление, внимание как раз то, что мы тренируем с детьми на наших занятиях.
Упражнение «Групповое число».
Цель: сплочение участников группы, повышение эмоционального фона.
Порядок выполнения и инструкция: сейчас мы проверим, насколько организованно и согласованно вы умеете работать в команде. По команде ведущего «один-два-три» все участники показывают на пальцах какое-нибудь число от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти к одинаковому результату, причем, не переговариваясь, не жестикулируя. Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.
- Этап. Обсуждение педагога-психолога с родителями, чем современные дети отличаются от предыдущих поколений. (15 мин)
Давайте порассуждаем, какие они современные дети?
Они:
- уверенные в себе, общительные, не испытывающие чувства вины перед окружающими;
- увлекаются творчеством, спортом;
- стремятся к собственному развитию и достижению успеха;
- владеют электронными технологиями с раннего возраста;
- негативно реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые
методы воспитания, которыми могут пользоваться педагоги и родители.
Итак, какие же тогда методы воспитания эффективнее? Метод кнута или пряника?
Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители Предлагаю Вам пройти сейчас тест, чтобы определить какой стиль воспитания вы используете.
- Этап. Какой у вас стиль общения и воспитания? Тест. (10-15 мин)
Родителям раздаются тест на отдельных бланках, которые они заполняют.
КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ?
Текст опросника
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что
происходит с ним и вокруг него;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие
и без разрешения, то вы:
А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять
правильное решение;
Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.
3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень
дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его
просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:
А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о
том, какой он у вас молодец;
Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;
В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы
поступите?
А) заставите ребенка исправить свою ошибку;
Б) не обратите на это внимания;
В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь
историю о том, как невежливость мешает нам жить.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы
предпочтете делать?
А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;
Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.
6. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не
стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;
Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно
обучать и воспитывать;
В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно
бережно и предельно тактично.
7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и
воспитать его;
Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого
должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять
процессом его развития практически невозможно, так что главная забота
родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;
Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и
воспитания;
В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с
родителями.
9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много
раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:
А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;
Б) заставили бы выполнить работу;
В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы
было интересно решать.
10. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь
пожалеет об этом;
В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.
Бланк тестирования
Ключ к тесту
№ вопроса |
Баллы за ответ «А» |
Баллы за ответ «Б» |
Баллы за ответ «В» |
1. |
2 |
3 |
1 |
2. |
3 |
1 |
2 |
3. |
2 |
3 |
1 |
4. |
2 |
1 |
3 |
5. |
3 |
2 |
1 |
6. |
1 |
2 |
3 |
7. |
2 |
3 |
1 |
8. |
3 |
1 |
2 |
9. |
1 |
2 |
3 |
10. |
2 |
1 |
3 |
Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.
Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.
Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.
Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
- Этап. Методы воспитания современных детей без наказания. (5-7 мин)
· Если ребенок отказывается что- то делать. Например, вы попросили его
убрать игрушки в детской на свои места, а он отказывается и говорит, что хочет посмотреть мультфильм. Не запрещайте, а разрешите. Вместо: «Не будешь смотреть мультфильм, пока не уберешь все игрушки», лучше сказать: «Я включу тебе мультфильм, после того, как ты соберешь все игрушки».
· Если ребенок совершил ошибку, не ругайте его за это, не наказывайте, а объясните, что ошибиться можно, но потом эту ошибку нужно исправить.
· Предлагайте ребенку выбор, так он будет чувствовать, что с ним считаются, что его мнение тоже важно. Например, он не желает ложится спать. Можно сказать: «Уже поздно, пора отдыхать. Что ты сначала хочешь сделать, надеть пижаму или почистить зубы?»
· Чтобы ребёнок вас слушался, ваши просьбы и требования должны быть озвучены без злости, крика, раздражения, но в то же время они не должны быть похожи на упрашивание. Они должно быть посильным для ребёнка и разумными, т. е. не противоречить здравому смыслу.
- Этап. Заключение. (5 мин.)
Уважаемые, родители, в заключение я хочу Вам рассказать притчу.
Притча «Разумное воспитание
Однажды к Мудрецу пришла молодая женщина и спросила:— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.
И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Уважаемые, родители, наша встреча подходит к завершению. Я вас всех благодарю за присутствие, за уделенное время и желаю вам самых добрых взаимоотношений с вашими современными детьми.
Список используемой литературы:
1. Цветкова С. Л. «Умные игры для родителей» методическое пособие, Агма 2020 г.
2. Амонашвили Ш. А. «Как любить детей. Опыт самоанализа», Амрита, 2022 г.
3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.
4. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
5. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М.: МПСИ, 2006. - 496 c.