Конспект родительского собрания «Современные дети»

1
0
Материал опубликован 22 January в группе

Цель собрания: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

 Задачи:

- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания современных детей дошкольного возраста;

- расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

Ход собрания:

  1. Этап «Приветствие, знакомство» (10 мин):

Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас всех сегодня на нашем собрании.

Цель нашего мероприятия: Познакомится с вами поближе, провести беседу,  направленную на гармонизацию детско-родительских отношений, улучшить понимание родителями своего современного ребенка, особенностей его развития. Обсудить, чем современные дети отличаются от детей предыдущих поколений и как их воспитывать.

А сейчас я предлагаю Вам выполнить упражнение,  предназначенное для того, чтобы мы с вами немного повысили эмоциональный фон и познакомились. Выполняя его вы будете использовать мышление, внимание как раз то, что мы тренируем с детьми на наших занятиях.

 

Упражнение «Групповое число».

 Цель: сплочение участников группы, повышение эмоционального фона.

 Порядок выполнения и инструкция: сейчас мы проверим, насколько организованно и согласованно вы умеете работать в команде.  По команде ведущего «один-два-три» все участники показывают на пальцах какое-нибудь число от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти к одинаковому результату, причем, не переговариваясь, не жестикулируя. Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.

 

  1. Этап. Обсуждение педагога-психолога с родителями, чем современные дети отличаются от предыдущих поколений. (15 мин)

 

Давайте порассуждаем, какие они современные дети?

Они:

- уверенные в себе, общительные,  не испытывающие чувства вины перед окружающими;

- увлекаются творчеством, спортом;

- стремятся к собственному развитию и достижению успеха;

- владеют электронными технологиями с раннего возраста;

- негативно реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые

методы воспитания, которыми могут пользоваться педагоги и родители.

 

Итак, какие же тогда методы воспитания эффективнее? Метод кнута или пряника?

 

Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители Предлагаю Вам пройти сейчас тест, чтобы определить какой стиль воспитания вы используете.

 

 

  1. Этап. Какой у вас стиль общения и воспитания? Тест. (10-15 мин)

 

Родителям раздаются тест на отдельных бланках, которые они заполняют.

КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ?

       

Текст опросника

 

 1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

 А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что

      происходит с ним и вокруг  него;

 Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

 В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие

    и без  разрешения, то вы:

 А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему  самому принять

      правильное решение;

 Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

 В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.

 3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

     дисциплинированный,  сосредоточился и хорошо  выполнил то, о чем вы его

     просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

 А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о

      том, какой он у вас молодец;

 Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

 В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

 4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы

     поступите?

 А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

 Б) не обратите на это внимания;

 В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

     историю о том, как невежливость мешает  нам жить.

 5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы

     предпочтете делать?

 А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;

 Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

 В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

 6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

 А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

      стоит поэтому обращать внимание на  «взрывы» его эмоций;

 Б) эмоции и переживания ребенка  важные факторы, с помощью которых его можно

      обучать и воспитывать;

 В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

      бережно и предельно тактично.

 7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

 А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

      воспитать его;

 Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

     должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

 В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

     процессом его  развития практически  невозможно, так что главная забота

    родителей,  чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

 А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

 Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и

      воспитания;

 В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с

      родителями.

 9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

     раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

 А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать  и не надо;

 Б) заставили бы выполнить работу;

 В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы  усложнить его так, чтобы

     было интересно решать.

 10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

 А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

 Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

      пожалеет об этом;

 В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Бланк тестирования

Ключ к тесту

№ вопроса

Баллы за ответ «А»

Баллы за ответ «Б»

Баллы за ответ «В»

1.

2

3

1

2.

3

1

2

3.

2

3

1

4.

2

1

3

5.

3

2

1

6.

1

2

3

7.

2

3

1

8.

3

1

2

9.

1

2

3

10.

2

1

3

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.

 Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.

 Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.

 Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения  либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

      Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.

      Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся  прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет.  Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во  всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и  всех, кроме себя.

      Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора:  выбора  друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

  1. Этап. Методы воспитания современных детей без наказания. (5-7 мин)

 

· Если ребенок отказывается что- то делать. Например, вы попросили его

убрать игрушки в детской на свои места, а он отказывается и говорит, что хочет посмотреть мультфильм. Не запрещайте, а разрешите. Вместо: «Не будешь смотреть мультфильм, пока не уберешь все игрушки», лучше сказать: «Я включу тебе мультфильм, после того, как ты соберешь все игрушки».

· Если ребенок совершил ошибку, не ругайте его за это, не наказывайте, а объясните, что ошибиться можно, но потом эту ошибку нужно исправить.

· Предлагайте ребенку выбор, так он будет чувствовать, что с ним считаются, что его мнение тоже важно. Например, он не желает ложится спать. Можно сказать: «Уже поздно, пора отдыхать. Что ты сначала хочешь сделать, надеть пижаму или почистить зубы?»

· Чтобы ребёнок вас слушался, ваши просьбы и требования должны быть озвучены без злости, крика, раздражения, но в то же время они не должны быть похожи на упрашивание. Они должно быть посильным для ребёнка и  разумными, т. е. не противоречить здравому смыслу.

 

  1. Этап. Заключение. (5 мин.)

Уважаемые, родители, в заключение я хочу Вам рассказать притчу.

Притча «Разумное воспитание

Однажды к Мудрецу пришла молодая женщина и спросила:— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.

И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

 

Уважаемые, родители, наша встреча подходит к завершению. Я вас всех благодарю за присутствие, за уделенное время и желаю вам самых добрых взаимоотношений с вашими современными детьми.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Цветкова С. Л. «Умные игры для родителей» методическое пособие, Агма 2020 г.

2. Амонашвили Ш. А. «Как любить детей. Опыт самоанализа», Амрита, 2022 г.

3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.

4. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

5. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М.: МПСИ, 2006. - 496 c.

 

 

 

 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации