Урок русского языка «Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 21 January 2017

Русский язык

Тема: Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

Цель:

развитие орфографических умений;

развитие умений чтения и понимания текста.

Задачи: Образовательная (обучающая): закрепить умения писать слова с заглавной буквы и разделительным Ь, закрепить правило правописания.

Развивающая :  развивать умения сравнивать и различать слова с разделительными Ь и обозначающим мягкость, развивать мышление  на основе упражнений, развивать вербальную память на основе упражнений с запоминанием.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимание, усидчивость, интерес к предмету через содержание учебного материала

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

 Методы обучения: практические.

Формы работы : практическая работа (урок включает в себя, фронтальную и групповую работу).

Этапы

Деят-ть учителя

Деят-ть учащихся

УУД

1.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

-Сели ровно, проверили свою осанку и приготовились слушать.

   

2.Актуализация знаний

-Откройте тетради на стр. 19

- Посмотрели на первую строку. Что запишем на первой строке?

- Верно, на первой строке мы запишем число.

-На следующей строке обведем по воздуху слова Классная работа. Скажите какая орфограмма нам встретилась?

-Число

- Удвоенная согласная

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируеммотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Чистописание

-Теперь посмотрите на строчки и определите цель и тему нашего чистописания.

- Что мы будем сегодня писать?

-Букву Ч совершенно верно.

-Посмотрите внимательно на букву ч и на рисунки. Что общего у рисунка и буквы Ч?

-А какой еще элемент?

-Волна, совершенно верно 2 элемента, которые похожи на флажок.

-Теперь запишем буквы и элементы на следующей строке.

-А теперь посмотрите на флажки, возьмите в руки простой карандаш и нарисуйте еще 2 таких флажка.

Теперь заштрихуйте флажки так, чтобы направление штриховки было разное.

-Пока мы заштриховываем флажки, нам Артем расскажет, какое направление штриховки он выбрал?

-У вас есть сочетание букв с нашей буквой.

-Ребята, внимательно посмотрите на эти сочетания и скажите, какие орфограммы нам встретились?

- Как пишется ЧК, чн?

-Как пишется сочетание чу, ча?

-Ребята, напишите все сочетания до конца строки и подчеркните орфограммы.

-Прочитайте слова на следующей строке.

-Давайте правильно разберем значение этих слов. Сейчас руки положите все правильно, писать мы ничего не будем.

-Что такое чек?

-А сейчас нам … выйдет и прочитает значение слова в толковом словаре.

-С чего начнем?

-Нашел? Читай?

Следующее слово чучело.

-Что такое чучело?

-Орфограмму, чу подчеркиваем.

- В слове дочка какая орфограмма?

-Как пишется орфограмма?

Подчеркнули.

Следующее слово Ручьи. Какая орфограмма в этом слове?

-Что разделяет он?

Подчеркните.

Следующее слово Чайка.

-Какая орфограмма?

Подчеркнули.

Сели правильно, проверили свою посадку и приготовились к словарной работе.

- букву Ч

- есть одинаковая ножка

-волна

-Сверху вниз, по диагонали.

- ЧК, чн, ча, чу

-без ь

- с буквой у, с буквой а

1 ребенок читает

-На нем записаны продукты, которые купил человек.

-Найдем букву Ч.

Чек - а) талон из кассы с обозначением денежной суммы, полученной за товар; б) ценная бумага.

-На масленицу сжигают чучело, отпугивает ворон на огороде, в музеях чучело животных.

-ЧК

- без ь

- разделительный ь

- согласный и гласный

-Ча-ща

 

3. Словарная работа

Прочитайте слова в тетради. Что в них особенного?

Вставьте пропущенную букву.

Образуйте от них фамилии. Запишите фамилии.

Какое правило знаем при написании фамилий?

Корова, заяц, баран, барсук, лисица.

Коровин, Зайцев, Баранов, Барсуков, Лисицына.

-Фамилии пишутся с заглавной буквы.

 

4.Физкультминутка для глаз

Следим глазками за цветиком-семицветиком.

   

5. Формулирование темы урока.

-Скажите, пожалуйста, какая тема сегодняшнего урока?

-Хорошо ребята, когда мы пишем заглавную букву?

-Читая книгу, я увидела слово, лев написано с маленькой буквы, а потом слово Лев я прочитала с большой буквы. Могло ли такое быть?

-Имена как пишем?

-А названия животных?

Работа по группам.(на доске)

1 группа – имена, фамилии, отчества.(дети с ОВЗ)

2 группа - имена сказочных героев.(все остальные)

3 группа – географический названия.(одаренные дети)

-Какие слова остались?

-Что общего у этих слов?

-В какую группу их отнесем?

Послушайте загадки. Отгадайте их и постарайтесь запомнить слова отгадки.

1.Моя дорога есть лианы

Моя еда бананы

Деревья – это дом сплошной

Без них жизнь стала бы пустой.

2.Есть в лесах могучих зверь

Ты, сынок, уж мне поверь

Ест малину, любит мед

Кто его мне назовет?

3.Птица медленно плывет

Словно белый теплоход

Горделиво и красиво

Терпеливо и пугливо.

4.Не лицо, а рыло

Землю перерыло

Закрутила хвостик я

Потому что я ….

5. Он других не обижает

Ест траву, в лесу гуляет

Но ветвистыми рогами

Может справиться с волками.

-Что общего у слов-отгадок?

-На какие группы разделим?

Запишем слова с разделительным ь на следующей строке в тетрадь. Первое слово с большой буквы, подчеркиваем ь.

-Написание заглавной буквы.

- в именах, фамилиях, географических названиях.

- Да. Есть имя Лев и название животного.

- С большой

- С маленькой

-платье, колья, семья

-разделительный ь

-слова, которые пишутся с маленькой буквы.

-обезьяна

-медведь

-лебедь

-свинья

- лось

-с мягким знаком

- на разделительный и обозначающий мягкость.

-Обезьяна, свинья, платье, колья, семья.

 

6.Физкультминутка

Солнышко лучистое.

   

7. Применение новых знаний

-Итак, вы отдохнули и мы приступаем к следующему этапу.

Откройте учебник на стр 33. Прочитайте фамилии на рисунке вверху.

-От каких слов они образовались?

-А почему Лебедевы могли получить такую фамилию?

-Орлов?

-Петухов?

-На стр. 33 есть упр.36.

- Саша прочитает нам задание.

Текст большой, прочитаю его вам я.

Итак, нам этот текст написал Виталий Бианки. Вы знаете, он всегда писал о животных, а этот текст о чем?

-Вы, конечно же, быстро нашли фамилии. Нам эти фамилии нужно записать в алфавитном порядке. Но запишем мы не все, а только те в которых есть орфограммы, о которых мы говорили сегодня на уроке.

Подчеркните орфограммы.

Итак, мы закончили писать упражнение, положите ручки, закройте тетради. Все убрали на край стола, посмотрели за посадкой.

-Орлов, Лебедев, Петухов

-орел, лебедь, петух

-шея длинная

-нос как у орла

-гребешок из волос

- о фамилиях людей

-Воробьев, Курочкин, Соловьев, Уточкин

 

8.Рефлексия

-Ребята, понравился вам наш урок? У вас на столах экран настроения. Возьмите и раскрасьте лицо такое, какое у вас настроение.

-Какие знания мы повторили сегодня?

-Когда слова пишутся с заглавной буквы?

-Перед какими буквами гласных пишется разделительный ь?

Урок окончен. Встали все. Спасибо за урок. Можете идти на перемену.

-Написание буквы Ч, написание заглавной буквы и разделительного ь.

-В именах, фамилиях и т.д.

- е, ё, ю, я, и

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации