12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Еременко Марина Григорьевна1480
Я, Еременко Марина Григорьевна работаю в МБОУ СОШ №1им.С.Соболя г.Ейска. Преподаю уроки физической культуры, ОБЖ, провожу внеурочную деятельность по ФГОС, являюсь руководителем спортивного школьного клуба"Экипаж", руководителем школьного и районного МО.
Россия, Краснодарский край, Ейск
Материал размещён в группе «Учителя ОБЖ»

Конспект урока 8 класс по ОБЖ.

Тема урока: «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия».

Дата проведения: 28.01.16г.

Класс: 8 «А», «Б», «В»

Цели урока:

  • Ознакомление учащихся с гидротехническими сооружениями и возможными авариями на них, их причинами и последствиями;
  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС;
  • Воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.

Тип урока: комбинированный (урок ознакомления учащихся с новым учебным материалом).

Формы и методы урока: фронтальный опрос, тест, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, доска, тестовые задания, карточки с заданиями, презентация, компьютеры, проектор.

Учитель: Еременко М.Г.

План урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Гидротехнические сооружения.

Гидродинамический опасный объект.

Гидродинамическая авария.

Зона катастрофического затопления.

Поражающие факторы.

Последствия аварий.

Закрепление нового материала.

Подведение итогов урока.

Сообщение домашнего задания.

 

Ход урока:

Этап урока

Действия преподавателя

Действия учащихся

Организационный момент

(1 мин.)

Взаимное приветствие педагога и учащихся

 

Проверка домашнего задания

(7 мин.)

На прошлом занятии мы завершили изучение темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ».

 

Изучение нового материала

(26 мин.)

Мы живем в стране с богатейшими запасами водных ресурсов. Русь никогда не испытывала дефицита воды. Издревле наши предки утоляли жажду из родников и колодцев, и очень трепетно к ним относились. Многочисленные реки и озера были источниками добычи рыбы, являлись связующими водными путями, по которым шли караваны с товарами в заморские страны. Уже в ХII веке, чтобы миновать коварные пороги на реках строились каналы. Это первые инженерные сооружения на воде (не считая мостов).

 

Могут ли представлять какую-либо опасность данные объекты? Ответ на этот вопрос мы получим сегодня при изучении новой темы «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия»

Запись в тетрадь темы урока

- Гидротехнические сооружения, что это такое?

Учащиеся предполагают, что «гидро» - вода, значит это технические сооружения на воде.

 

- Какие технические сооружения, построенные на воде вы знаете?

Плотины, шлюзы, каналы, дамбы и т.д.

Возникло в 1955–56 годах, когда был построен Горьковский гидроузел. Вода в Волге значительно поднялась и затопила часть Костромской низины с группой озер (Идоломское, Великое). Площадь нового водоема составила 175 квадратных километров, длина более 25 км, ширина около 15.

 

Существуют много разновидностей ГТС, различающихся по месту расположения (наземные, подземные), по характеру и цели использования (мелиоративные, лесосплавные), служащие для переброски воды в заданные пункты. Комплексные ГТС, объединенные общей целью, в которых сочетаются и плотины, и шлюзы, и каналы, и энергетические установки, называются гидроузлами.

Все эти объекты, безусловно необходимы в современных условиях для развития народного хозяйства, но они потенциально опасны для человека и окружающей среды.

 

Физкультминутка

(1 мин.)

 

Выполняют 5 упражнений для разминки

 

- Что же такое гидродинамически опасные объекты (ГОО)?

(подсказка в учебнике на с.155)

Работа с текстом учебника, формулировка определения и запись его в тетрадь.

Ребята, мы с вами подошли к очень важному и волнующему всех вопросу. - Что же такое гидродинамическая авария?

(подсказка в учебнике на с.154)

Учащиеся формулируют, что ГДА – это авария на гидродинамически опасном объекте, в результате которой могут произойти катастрофические затопления.

(запись в тетрадь)

- Что такое затопление?

Ответ: покрытие территории водой.

- Что называется зоной катастрофического затопления? (учебник на с.155)

Ответ: Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, уничтожены и повреждены материальные ценности.

(запись в тетрадь)

На основе учебника (с.157) назовите причины ГДА

Ответ: разрушение основания сооружений и недостаточность водосбросов; воздействие сил природы; конструктивные дефекты; нарушение правил эксплуатации.

 

Опираясь на учебник (с.157-159) определите поражающие факторы ГДА

- волна прорыва;

- затопление местности.

Давайте сформулируем, какие последствия имеет ГДА

Учащиеся формулируют последствия ГДА

Закрепление материала

(6 мин.)

На карточках дается таблица понятий и определений. Необходимо правильно соотнести понятия1.

Работают по карточкам.

 

Выполняют самопроверку

Подведение итогов

(3 мин.)

- Обобщите, пожалуйста, сведения, полученные на сегодняшнем уроке.

 

Домашнее задание

(1 мин.)

Параграф 5.1, 5.2.

 

 

Приложение № 1

Тест «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»

1. Самым опасным излучением для человека является:

а) альфа-излучение; б) бета-излучение; в) гамма-излучение.

2. За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон? Назовите правильный ответ:

а) за счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний, проводившихся в атмосфере;

б) за счет увеличения добычи радиоактивных материалов;

в) за счет роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.

3. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, это:

а) объект экономики особой опасности; б) экологически опасный объект;

в) радиационно-опасный объект; г) объект повышенной опасности.

4. К радиационно-опасным объектам относятся:

а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;

б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) предприятия по производству ядерного топлива;

г) атомные электростанции;

д) предприятия цветной и черной металлургии;

е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;

ж) транспортные ядерные энергетические установки;

з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;

и) предприятия угольной промышленности;

r) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству.

5. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении? Назовите правильные ответы:

а) через одежду и кожные покровы;

б) в результате прохождения радиоактивного облака;

в) в результате потребления загрязненных продуктов питания;

г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

е) в результате потребления загрязненной воды.

6. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:

а) возникновения лучевой болезни; б) внутреннего облучения;

в) поражения щитовидной железы.

7. Какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей? Назовите правильный ответ:

а) поражение центральной нервной системы;

б) поражение опорно-двигательного аппарата;

в) лучевую болезнь.

8. Что необходимо сделать при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте? Определите из предложенных вариантов последовательность ваших действий:

а) надеть средства индивидуальной защиты;

б) освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор;

в) включить радиоприемник, телевизор и выслушать сообщение;

г) следовать на сборный эвакуационный пункт;

д) взять необходимые продукты питания, вещи и документы;

е) вывесить на двери табличку: «В квартире жильцов нет»;

ж) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи.

 

Приложение № 2

Таблица понятий и определений

1

Покрытие территории водой.

а

зона катастрофического затопления

2

Чрезвычайная ситуация на гидродинамически опасном объекте, несущая разрушения и затопление обширных территорий.

б

гидродинамически опасный объект

3

Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности.

в

поражающие факторы ГДА.

4

Сооружение с разницей уровня воды.

г

гидродинамическая авария.

5

Образование волн прорыва, угроза жизни и здоровью людей.

д

затопление.

Ключ

д. Покрытие территории водой – затопление.

г. Чрезвычайная ситуация на гидродинамически опасном объекте, несущая разрушения и затопление обширных территорий - гидродинамическая авария.

а. Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности – зона катастрофического затопления.

б. Сооружение с разницей уровня воды - гидродинамически опасный объект.

в. Образование волн прорыва, угроза жизни и здоровью людей - поражающие факторы ГДА.

1. См.: Приложение № 2

Опубликовано в группе «Учителя ОБЖ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.