Методическая разработка урока ОБЖ в 8 классе по теме «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»

5
0
Материал опубликован 1 October 2017

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока по ОБЖ

Предмет

ОБЖ

Дата проведения

декабрь

Класс

8

Учитель

Ленков Святослав Викторович

Тема урока, № урока

Урок 13, «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

познакомить учащихся с основными причинами аварий на радиационно опасных объектах и их последствиями, действием радиации на организм человека

Задачи урока

Обучающие

Познакомить учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды», дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.

Развивающие

способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;

развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку

Воспитывающие

воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;

воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;

продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты

Предметные

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;

умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

Метапредметные

познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

коммуникативные УУД:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии

Основные термины и понятия

Радиационно опасный объект, радиоактивность, АЭС, радиационная авария, лучевая болезнь, ионизирующее излучение, зиверт, рентген

Межпредметные связи

Физика – «Радиоактивность», «Ионизирующие излучения»

Биология – «Влияние естественной радиации на рост растений», «Влияние радиации на организм человека»

Ресурсы урока:

ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.

Методы обучения

Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация

Приемы работы

составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного; конспектирование.

Технологии

Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа в группах

План урока

   

этапы урока задача этапа

деятельность учителя

деятельность

обучающихся

I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

Приветствие. Приём отчёта дежурного. Психологический настрой обучающихся на работу.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прошу вас не обращать на это внимания, не волноваться и настроиться на плодотворную работу. Я уверен, что сегодня вы хорошо покажите все свои знания и умения.

Приветствуют учителя. Отчёт дежурного.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

Закрепление пройденного материала

Задание 1. (фронтальный опрос)

На бланках написать классификацию ЧС техногенного характера

Заполняют предложенный бланк задания

Проводят взаимопроверку согласно эталона на слайде, оценивают выполненное задание, выставляют оценку и ставят свою фамилию

 

Задание 2. Составьте из слов паззлов определения:

Авария

Катастрофа

Чрезвычайная ситуация ТХ

3 ученика на парте составляют правильно определение и затем прикрепляют на доске магнитами

III. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Ребята, кто может из вас сказать, что связывают эти две даты? (11 марта 2011 и 26 апреля 1986)

Эти две фотографии?

Эти два города?

Слайд 1.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

Ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать эксперты из разных областей наук: физики, биологии, медицины, биологии. Но для начала нам необходимо определить тему и цель урока.

Целеполагание:

Посмотрите на фотографии изображенные на слайде. Все эти фотографии подобраны со смыслом.

Слайд 2.

Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока.

Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то:

Слайд 3. Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока:

1. Объект

2. авария

3. радиационно опасный

4. последствия

5. возможные

Слайд 4

Тема урока: «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»

Слайд 5.

Ребята, что это такое?

Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна (Радиация)

Слайд 6.

Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока?

Цель:

1.Познакомиться с радиационно опасными объектами;

2.Что такое радиационная авария;

3. Как действует радиация на организм человека.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Определяют тему урока.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

V. Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы)

Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

Объяснение нового материала

Ребята, как вы думаете, радиация всегда была или нет?


 


 


 

Ребята, как вы думаете, как давно появились на планете радиационно опасные объекты?

А для чего они используются?

Какое физическое явление лежит в основе работы этих объектов?

Как давно оно было открыто?

Для этого мы пригласим эксперта в области ИСТОРИИ, который нам расскажет об истории этого явления (радиоактивность)

Слайд 8-10.

8 слайд. Вильгельм Конрад Рентген

(Он сделал трубку специальной конструкции — антикатод был плоским, что обеспечивало интенсивный поток икс-лучей. Благодаря этой трубке (она впоследствии будет названа рентгеновской) он изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название — рентгеновское.)

9 слайд. Антуан Анри Беккерель

(В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал — уронил сульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения)

10 слайд. Пьер и Мария Кюри

(Супруги Кюри обнаружили, что выделенная ими фракция светится. Спектральный анализ показал, что в спектре присутствуют линии излучения неизвестного до тех пор элемента, который был назван супругами радием. Им удалось выделить одну сотую грамма нового вещества. В том же 1898 году был открыт полоний — элемент, названный в честь Польши, родины Марии Кюри)

Рассуждают, дают ответы

Рассуждают, отвечают на вопросы

Выступает эксперт из учеников, который заранее приготовился

Слушают выступающего а затем обсуждают

Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради

VI. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя (Практическая работа)

Для того чтобы ответить на следующие вопросы, мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает свое задание, готовится, отвечает на поставленный вопрос, затем защищает свой вопрос.

Задание 1. Виды РОО (Приложение 1)

Задание 2. Список АЭС России (Приложение 2)

Задание 3. Группы чувствительности органов к радиации (Приложение 3)

Задание 4. Степени лучевой болезни (Приложение 4)

 
 

Физкультминутка «Давайте разомнёмся» (ЧЕРЕЗ 20 минут после начала урока)

Встают из-за парт и выполняют под музыкальный видеоролик разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы.

 

Слайд 11.

Ребята, а что такое РОО?

Слайд 12.

Какие объекты относятся к РОО? Это нам расскажет группа 1, которая готовилась по данному вопросу

Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются потенциально опасными? (АЭС)

Слайд 13-14.

А какие АЭС есть в России?

Чтобы ответить на данный вопрос , перед нами выступит группа 2.

Все АЭС можно разделить на действующие, строящиеся, проектируемые, закрытые, отмененные

В России 10 действующих АЭС

Балаковская

Белоярская

Билибинская

Волгодонская

Калининская

Кольская

Курская

Ленинградская

Нововоронежская

Смоленская

Все АЭС в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы

Слайд 15.

А что такое радиационная авария?

Слайд 16.

Как вы думаете, какие существуют 3 основных типа аварий на РОО? Для этого вспомним аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусима-1.

Человеческий фактор

Внешние события (чрезвычайные ситуации)

Отказ оборудования

Слайд 17-18.

Что же такого опасного в радиации, которую не видно, не слышно, не почувствовать, не потрогать?

Для этого перед нами выступит эксперт из области ФИЗИКИ, который нам расскажет об ионизирующих излучениях.

Чем же опасно гамма излучение для человека?

(Просмотр видео 2 с 1.20 до 2.40)

Ребята, а вы знаете, что радиация по разному воздействует на организм человека. Существуют так называемые Группы критических органов.

О них нам расскажет группа 3, которая готовилась по данному вопросу.

Слайд 19-20

Ребята, мы много говорили про радиацию. А кто знает, в каких единицах она измеряется?

Для это перед нами выступит эсперт из области ФИЗИКИ

Слайд 21.

(Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется в Рентгенах (Р)

Поглощенная доза – количество энергии поглощенное единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй = 100 рад

Эквивалентная (биологическая) доза - количество энергии поглощенное единицей массы биологической ткани. Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр)

Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести облучение человека ионизирующим излучением? Правильно, к заболеванию. А к какому заболеванию? (Лучевая болезнь)

Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 4.

Слайд 22.

Если мы с вами говорили об облучении человека, то как вы думаете, каким оно может быть? (Внешним и внутренним)

Слайд 23-26

Ребята, а вы знаете, что естественная радиация оказывает влияние на жизнь на Земле? Чтобы понять, каким образом, на расскажет эксперт из области биологии

Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладают радиоактивные вещества?

Слайд 27.

(нет запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков;

они способны вызывать поражение не только при соприкосновении, но и на расстоянии от источника загрязнения;

радиоактивные вещества не могут быть уничтожены химическим или другим способом. )

Слайд 28.

Нормы радиационной безопасности

Записывают определение в тетради

Выступает группа 1

Кратко записывают виды РОО в тетради

Отвечают на вопросы

Отвечает 2 группа

Записывают в тетради

Записывают определение

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Слушают

Записывают виды излучений

Смотрят видео, обсуждают

Выступает 3 группа.

Записывают в тетради группы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Отвечает группа 4

Записать в тетради кратко

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

VII. Закрепление

Задача этапа: Активизировать вербальную память

Кто открыл явление радиоактивности

Какие виды излучения вы теперь знаете?

Какое из них самое опасное?

В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?

Радон – это искусственный или естественный источник излучения?

Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?

Назовите потенциально опасный радиационный объект

Обучающиеся формулируют свои ответы

VIII. Рефлексия и оценивание. Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.

Комментирование и выставление оценок

Какая была цель урока?

(1. Познакомиться с радиационно опасными объектами;

2. Узнать, что такое радиационная авария;

3. Как действует радиация на организм человека.)

Смогли мы ее достичь?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Организует самооценку, обучающихся.

(Можно и другой вариант) Обучающимся предлагается, выбрать один из трех предложенных цветных бумажных кругов, выйти к доске и закрепить его на соответствующей секции изображенного светофора.

Зеленый – я был активен на уроке и отлично усвоил материал.

Желтый – я старался быть активным на уроке и хорошо усвоил учебный материал.

Красный – я был пассивен на уроке и плохо усвоил учебный материал.

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока.

Оценивают свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора

VIII. Домашнее задание

Задача этапа: Продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время

Слайд 30

§ 4.2, чтение, учим определения

Творческое задание: составьте кроссворд с ключевым словом:

РАДИАЦИЯ

Записывают домашнее задание.

10


Презентация урока "Аварии на радиационно опасных объектах"
PPTX / 9.15 Мб

Техкарта урока "Аварии на радиационно опасных объектах"
DOCX / 289.21 Кб

видео Особенности воздействия радиации на человека
WMV / 3.23 Мб

групповые задания
DOCX / 666.93 Кб

фронтальные задания
DOCX / 13.6 Кб

индивидуальные задания
DOCX / 14.05 Кб

Предварительный просмотр презентации

Классификация ЧС ТХ 1 Транспортные аварии 2 Пожары и взрывы 3 Аварии с выбросом РВ 4 Аварии с выбросом АХОВ 5 Аварии с выбросом БОВ 6 Внезапное обрушение зданий и сооружений 7 Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения 8 Аварии на электроэнергетических системах 9 Аварии на очистных сооружениях 10 Гидродинамические аварии

26 апреля 1986 года 11 марта 2011 года Что общее связывает эти две даты?

объект авария радиационно опасный последствия возможные и их Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия Составьте из слов предложение и сформулируйте тему нашего урока

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Что это? «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Радиация

Какова цель нашего урока? 1. Познакомиться с радиационно опасными объектами; 2. Узнать, что такое радиационная авария; 3. Как действует радиация на организм человека.

План урока История явления радиоактивности (эксперт) Где используется, применяется Радиационно опасные объекты Виды РОО (раздатка) Список АЭС России (раздатка) Радиационная авария Ионизирующее излучение, виды излучений. Чем опасно излучение (эксперт) Группы чувствительности органов к радиации (раздатка) Эквивалентная доза, единица измерения (эксперт) Лучевая болезнь, признаки поражения в зависимости от дозы (раздатка) Внешнее и внутреннее облучение Влияние естественной радиации на рост растений (эксперт) Особенности радиоактивных веществ Нормы радиационной безопасности

Вильгельм Конрад Рентген Немецкий физик. Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии (1901). Он сделал трубку специальной конструкции — антикатод был плоским, что обеспечивало интенсивный поток икс-лучей. Благодаря этой трубке (она впоследствии будет названа рентгеновской) он изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название — рентгеновское. (Р)

Антуан Анри Беккерель (1852 - 1908) В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал — уронил сульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения.

Пьер и Мария Кюри Супруги Кюри обнаружили, что выделенная ими фракция светится. Спектральный анализ показал, что в спектре присутствуют линии излучения неизвестного до тех пор элемента, который был назван супругами радием. Им удалось выделить одну сотую грамма нового вещества. В том же 1898 году был открыт полоний — элемент, названный в честь Польши, родины Марии Кюри. В начало

РОО – радиационно-опасный объект это объект на котором хранят перерабатывают используют или транспортируют РВ при аварии на котором или разрушении облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей может произойти сельскохозяйственных животных и растений объектов экономики и окружающей природной среды В начало

  К числу таких объектов относятся: АЭС – Атомные электростанции предприятия по переработке или изготовлению ядерного топлива научно-исследовательские и проектные организации предприятия по захоронению радиоактивных отходов ядерные энергетические установки на транспорте атомные подводные лодки В начало

АЭС России Действующие Балаковская Белоярская Билибинская Волгодонская Калининская Кольская Курская Ленинградская Нововоронежская Смоленская Строящиеся Северодвинская ПАТЭС Белоярская-2 Волгодонская-2 Калининская-2 Курская-2 Ленинградская-2 Нововоронежская-2 Проектируемые Вилючинская ПАТЭС Певекская ПАТЭС Калининградская Кольская-2 Нижегородская Северская Смоленская-2 Выведенные из эксплуатации Сибирская Обнинская Строительство приостановлено Южно-Уральская Башкирская Татарская Горьковская Костромская В начало

АЭС России

Радиационная авария это авария на РОО приводящая выбросу радиоактивных веществ и ионизирующих излучений в количествах, превышающих установленные пределы безопасности Причины

Причины аварий на радиационно опасных объектах Ошибочные действия персонала или нарушение правил эксплуатации Внешние события (падения самолетов, стихийные бедствия, диверсии, теракты) Отказ оборудования из-за несовершенства конструкции, нарушения в технологии ее изготовления В начало

Ионизирующее излучение и его составляющие

Проникающая способность ионизирующих излучений В начало

ГРУППЫ КРИТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ И ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ

Группы критических органов 1 группа Половые органы Красный костный мозг 2 группа Щитовидная железа Мышцы Жировая ткань Печень Почки Селезенка ЖКТ Легкие Хрусталики глаз 3 группа Кожный покров Костная ткань Кисти рук Предплечья Голени и стопы В начало

Единицы измерения Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется в Рентгенах (Р) Поглощенная доза – количество энергии поглощенное единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй = 100 рад Эквивалентная (биологическая) доза - количество энергии поглощенное единицей массы биологической ткани. Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр Радиоактивность измеряется в Беккерелях (БК) В начало

Лучевая болезнь возникает возникает при воздействии на организм ионизирующих излучений в дозах, превышающих предельно допустимые   Степень ЛБ Название степени Доза, бэр Время появления симптомов Симптомы I  Легкая 100-200  2-3 часа   II  Средняя  200-400  1-2 часа   III  Тяжелая  400-600  30-60 минут   IV  Крайне тяжелая  более 600    

ВНУТРЕННЕЕ ВНЕШНЕЕ Источник – вне организма. Чем выше над уровнем моря, тем выше радиация Источник – внутри организма Через дыхательные пути (пыль); Через пищеварительный тракт (пища, вода); Через поврежденную кожу. ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ИСТОЧНИКИ ВНЕШНИХ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ ИСКУССТВЕННОЕ Ядерное производство Атомные электростанции Ядерно-энергетические установки Специальные военные объекты Медицинская рентгеновская аппаратура Бытовые излучатели ЗЕМНОЕ Естественные радиоактивные вещества-уран, платоний, радий, радон-тяжёлый газ, имеется в составе воды и природного газа-при кипячении улетучивается ЕСТЕСТВЕННОЕ КОСМИЧЕСКОЕ Звездные взрывы Солнечные вспышки

Естественные источники ионизирующих излучений

Искусственные источники ионизирующих излучений В начало

Особенности радиоактивных веществ нет запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков; они способны вызывать поражение не только при соприкосновении, но и на расстоянии от источника загрязнения; радиоактивные вещества не могут быть уничтожены химическим или другим способом. В начало

Нормы радиационной безопасности От 4 до 12 мкР/ч Естественный радиационный фон 1 мкЗв Средняя годовая эффективная доза для населения 20 мкЗв Средняя годовая эффективная доза для работников

Закрепление Кто открыл явление радиоактивности Какие виды излучения вы теперь знаете? Какое из них самое опасное? В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения? Радон – это искусственный или естественный источник излучения? Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах? Назовите потенциально опасный радиационный объект

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.