12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Еременко Марина Григорьевна1480
Я, Еременко Марина Григорьевна работаю в МБОУ СОШ №1им.С.Соболя г.Ейска. Преподаю уроки физической культуры, ОБЖ, провожу внеурочную деятельность по ФГОС, являюсь руководителем спортивного школьного клуба"Экипаж", руководителем школьного и районного МО.
Россия, Краснодарский край, Ейск
Материал размещён в группе «Учителя ОБЖ»
0

План урока по ОБЖ. Тема урока: «Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах»

План урока по ОБЖ – 8 класс.

Тема урока: «Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах».

Цели:

Учебные цели занятия:

1. Ознакомление воспитанников с государственной системой обеспечения защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

2. Привитие основ правильного поведения при нахождении в зоне аварии на взрывопожароопасном объекте.

Развивающие цели:

1. Создание условий для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

2. Развитие способности учащихся анализировать, быстро принимать решения и грамотно действовать в экстремальной ситуации.

Воспитательная цель:

Воспитание в учащихся уверенности в своих силах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированная (диалог, беседа, ролевая игра).

Дата проведения:21.01.2016г.

Место проведения: СОШ №1, каб.8

Класс: 8 а,б,в.

Учитель: Еременко Марина Григорьевна.

Оборудование урока: интерактивный комплекс, вспомогательные приборы, раздаточный материал

 

При подготовке урока учитывается, что учащимися в текущем учебном году изучались темы, связанные с пожарной безопасностью в быту.

Подготовительный этап:

- создание групп (команд)

Команда 1 – «Пожар»

Команда 2 – «Взрыв»

- опережающее задание (подготовка презентаций в соответствии с тематикой команды)

 

Ход урока:

Организационная часть. Объявление учебной цели.

Командам выдается задание на развитие внимательности.

(приложение №1, где надо отметить слова, прозвучавшие на уроке по данной теме).

Постановка проблемных вопросов:

Что нужно знать и какие меры выполнять, чтобы не создать взрывопожароопасной ситуации?

Как нужно действовать, оказавшись в опасной зоне?

Актуализация темы.

В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.

 

Статистика

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. магистральных трубопроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.

Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, пришлось на 60-70 гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.

Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).

- пожары на артиллерийских складах в Ульяновской области, Удмуртии в 2011 году;

- пожары в Сестрорецке в феврале 2012 года;

- взрывы бытового газа;

- взрывы на магистральных трубопроводах;

- теракты.

Проверка выполнения задания для самоподготовки,

проверка знаний

Команда «Пожар» предъявляет презентацию.

Команда «Пожар» задает вопросы команде «Взрыв».

- Что такое пожар?

ПОЖАР – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий

материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей.

- Основные причины пожара?

- неисправности в электрических сетях,

- нарушение технологического режима,

- нарушение мер пожарной безопасности

- нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий.

- Основные опасные факторы пожара?

- тепловое излучение,

- высокая температура,

- отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.)

- снижение видимости при задымлении.

Команда «Взрыв» предъявляет презентацию.

Команда «Взрыв» задает вопросы команде «Пожар»

- Что такое взрыв?

ВЗРЫВ – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

- Основные поражающие факторы взрыва?

- воздушная ударная волна;

- осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода

объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

- Основные причины взрывов?

- отступления от установленного технологического режима (превышение давления и

температуры)

- отсутствия постоянного контроля за исправностью производственной аппаратуры и

оборудования.

- опасное поведение граждан, прежде всего детей и подростков.

 

Изучение нового материала

1. Меры повышения безопасности. - Замена изношенных труб на нефте- и газопроводах - Совершенствование безопасности на транспорте при перевозке опасных грузов - Взрывчатые вещества поделили на категории и ограничили объем хранения. - Перевод потенциально опасных объектов экономики на современные, более безопасные технологии и вывод их из населенных пунктов; - Внедрение современных систем контроля и управления за опасными технологическими процессами; - Совершенствование системы подготовки производственного персонала и населения в условиях чрезвычайных ситуаций и ряд других мероприятий. Вспомним, что объекты, на которых могут возникать опасные ситуации, связанные со взрывами и пожарами, относятся к классу взрывопожароопасных объектов. Очевидно, что ущерб от последствий аварий на таких объектах зависит от количества взрывопожароопасных веществ, находящихся на них. В связи с этим в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной Думой 20 июня 1997г.) все опасные производственные объекты были разделены на 2 категории и определены предельные нормы опасных веществ на объекте. Первая категория: К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества: - Воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися); - Окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение); - Горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления); - Взрывчатые вещества. Вторая категория: Ко второй категории опасных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115˚С. Такими взрывопожароопасными объектами могут быть не только промышленные, но также транспортные средства с взрывоопасными грузами. Кроме того, законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрывопожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Декларирование осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах. В настоящее время для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектов Российской Федерации созданы специальные комиссии( республиканские, областные, объектовые по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий. Для обеспечения безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрывопожароопасных объектов, специалисты МЧС России разработаны практические рекомендации по проведению в чрезвычайных ситуациях, вызванных аварией. Если вы проживаете вблизи взрывопожароопасного объекта:

Сирены и прерывистые гудки предприятия (транспортных средств) означают сигнал «внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприёмник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям.

 

2. Правила безопасного поведения при пожаре.

Правила пожарной безопасности в РФ обязывают каждого гражданина при обнаружении им пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) являются:

- немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану,

- принять, по возможности, меры по эвакуации людей,

- тушению пожара и сохранности материальных ценностей, используя имеющиеся средства

(огнетушители, пожарные краны, покрывала, песок, воду и т.д.).

- при невозможности потушить пожар необходимо срочно эвакуироваться.

При возникновении пожара и в ходе его необходимо сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать решения.

Необходимо знать, что огонь на включенных элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провода топором с сухой деревянной ручкой.

Для этого в первую очередь использовать лестничные клетки. При их задымлении плотно закрыть двери, ведущие на лестничные клетки, в коридоры, холлы, горящие помещения, и выйти на балкон. Оттуда эвакуироваться по пожарной лестнице или через другую квартиру, сломав легко разрушаемую перегородку лоджии, или выбираться самостоятельно через окна и балконы, используя подручные средства.

При спасении пострадавших из горящих зданий следует, прежде чем войти в горящее помещение, накрыться с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани; дверь в задымленное помещение открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха; в сильно задымленном помещении двигаться ползком или пригнувшись; для защиты от угарного газа использовать изолирующий противогаз, регенеративный патрон с фильтрующим противогазом или, в крайнем случае, дышать через увлажненную ткань; если на пострадавшем загорелась одежда, нужно набросить на него какое-нибудь покрывало и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню; на места ожогов наложить повязки и отправить пострадавшего в ближайший медицинский пункт. Опасно входить в зону задымления при видимости менее 10 метров.

 

3. Правила безопасного поведения при взрыве.

Если в доме (квартире) произошел взрыв, необходимо посмотреть, кому из находящихся рядом нужна помощь. Если работает телефон, сообщите о случившемся по 01,02 и 03. Не следует пользоваться лестницей, а тем более лифтом. Они могут получить серьезные повреждения. Покидать здание необходимо только в случае начавшегося пожара, угрозы обрушения конструкций здания.

Если человека завалило упавшей перегородкой, мебелью, он должен подавать сигналы чтобы его услышали и обнаружили спасатели. При травмах необходимо оказать себе посильную помощь, убрать от себя острые, твердые и колющие предметы и укрыться. Если тяжелым предметом придавило руку (ногу или другую часть тела) постараться массировать ее для поддержания циркуляции крови.

При повреждении здания взрывом входить в него следует с чрезвычайной осторожностью. Необходимо убедиться в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо-, водоснабжения, а также утечек газа, очагов пожара.

4. Действия при внезапном обрушении здания. Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не в лифте, так как он в любой момент может выйти из строя, оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Если вы находитесь в здании, то немедленно отключите воду, электричество и газ. При отсутствии возможности покинуть здание займите самое безопасное место: проёмы капитальных внутренних стен, углы, образованные этими стенами, под балками каркаса, Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие. Держитесь подальше от окон, электроприборов. Если возник пожар, сразу же пытайтесь потушить его. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа и произойти взрыв. Как действовать в завале?

В момент обрушения важно выбрать такое место и положение, чтобы не придавило какую – либо часть тела, особенно конечности, так как это приведёт к потере кровообращения. Не поддаваться панике и не падать духом ( вас уже спасают). При необходимости окажите себе первую медицинскую помощь. Попытайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать возможный выход. Постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислушайтесь, подайте голос.

Помните: Человек способен выдержать жажду до трёх суток, а голод значительно дольше, если не будет бесполезно расходовать энергию. Подайте сигнал о своем местоположении любым доступным способом (фонарик, зеркальце, а также металлические предметы, которыми можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь к себе внимание, например мобильный телефон, если он у вас есть).

Проверяется выполнение задания на внимательность.

 

Заключительная часть:

Закрепление знаний

А). Преподаватель дает вводную: «Пожар на втором этаже учебного корпуса».

- ученики, входящие в команду «ПОЖАР», выполняют ( а при невозможности выполнить –имитируют выполнение ) действия по обеспечению безопасности.

- ученики, входящие в команду «ВЗРЫВ» делают дополнения и исправления.

Б). Преподаватель дает вводную: «Взрыв в здании учебного корпуса».

- ученики, входящие в команду «ВЗРЫВ», выполняют ( а при невозможности

выполнить – имитируют выполнение ) действия по обеспечению безопасности.

- ученики, входящие в команду «ПОЖАР» делают дополнения и исправления.

Подведение итогов урока.

 

Используемая литература:

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс А.Т.Смирнов,
  2. Б.О. Хренников изд. «Просвещение» 2009г.

Приложение № 1

   

завал

гараж

газ

радио

машина

пол

хлеб

пожар

крыша

стекло

картина

мост

фонарь

книга

телефон

фотография

ручка

взрыв

корзина

эпицентр

бак

одежда

шкаф

стол

зеркало

улица

дверь

паника

тетрадь

телевизор

салфетка

розетка

сигнал

лампа

полка

фонтан

волна

спички

линейка

электричество

авария

лифт

документы

облако

спасение

Опубликовано в группе «Учителя ОБЖ»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.