План урока по ОБЖ 8 класса «Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах»
План урока по ОБЖ – 8 класс.
Тема урока: «Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах».
Цели:
Учебные цели занятия:
1. Ознакомление воспитанников с государственной системой обеспечения защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
2. Привитие основ правильного поведения при нахождении в зоне аварии на взрывопожароопасном объекте.
Развивающие цели:
1. Создание условий для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
2. Развитие способности учащихся анализировать, быстро принимать решения и грамотно действовать в экстремальной ситуации.
Воспитательная цель:
Воспитание в учащихся уверенности в своих силах.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: комбинированная (диалог, беседа, ролевая игра).
Дата проведения:21.01.2016г.
Место проведения: СОШ №1, каб.8
Класс: 8 а,б,в.
Учитель: Еременко Марина Григорьевна.
Оборудование урока: интерактивный комплекс, вспомогательные приборы, раздаточный материал
При подготовке урока учитывается, что учащимися в текущем учебном году изучались темы, связанные с пожарной безопасностью в быту.
Подготовительный этап:
- создание групп (команд)
Команда 1 – «Пожар»
Команда 2 – «Взрыв»
- опережающее задание (подготовка презентаций в соответствии с тематикой команды)
Ход урока:
Организационная часть. Объявление учебной цели.
Командам выдается задание на развитие внимательности.
(приложение №1, где надо отметить слова, прозвучавшие на уроке по данной теме).
Постановка проблемных вопросов:
Что нужно знать и какие меры выполнять, чтобы не создать взрывопожароопасной ситуации?
Как нужно действовать, оказавшись в опасной зоне?
Актуализация темы.
В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.
Статистика
В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. магистральных трубопроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. |
Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, пришлось на 60-70 гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.
Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).
- пожары на артиллерийских складах в Ульяновской области, Удмуртии в 2011 году;
- пожары в Сестрорецке в феврале 2012 года;
- взрывы бытового газа;
- взрывы на магистральных трубопроводах;
- теракты.
Проверка выполнения задания для самоподготовки,
проверка знаний
Команда «Пожар» предъявляет презентацию.
Команда «Пожар» задает вопросы команде «Взрыв».
- Что такое пожар?
ПОЖАР – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий
материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей.
- Основные причины пожара?
- неисправности в электрических сетях,
- нарушение технологического режима,
- нарушение мер пожарной безопасности
- нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий.
- Основные опасные факторы пожара?
- тепловое излучение,
- высокая температура,
- отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.)
- снижение видимости при задымлении.
Команда «Взрыв» предъявляет презентацию.
Команда «Взрыв» задает вопросы команде «Пожар»
- Что такое взрыв?
ВЗРЫВ – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.
- Основные поражающие факторы взрыва?
- воздушная ударная волна;
- осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода
объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.
- Основные причины взрывов?
- отступления от установленного технологического режима (превышение давления и
температуры)
- отсутствия постоянного контроля за исправностью производственной аппаратуры и
оборудования.
- опасное поведение граждан, прежде всего детей и подростков.
Изучение нового материала
1. Меры повышения безопасности. - Замена изношенных труб на нефте- и газопроводах - Совершенствование безопасности на транспорте при перевозке опасных грузов - Взрывчатые вещества поделили на категории и ограничили объем хранения. - Перевод потенциально опасных объектов экономики на современные, более безопасные технологии и вывод их из населенных пунктов; - Внедрение современных систем контроля и управления за опасными технологическими процессами; - Совершенствование системы подготовки производственного персонала и населения в условиях чрезвычайных ситуаций и ряд других мероприятий. Вспомним, что объекты, на которых могут возникать опасные ситуации, связанные со взрывами и пожарами, относятся к классу взрывопожароопасных объектов. Очевидно, что ущерб от последствий аварий на таких объектах зависит от количества взрывопожароопасных веществ, находящихся на них. В связи с этим в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной Думой 20 июня 1997г.) все опасные производственные объекты были разделены на 2 категории и определены предельные нормы опасных веществ на объекте. Первая категория: К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества: - Воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися); - Окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение); - Горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления); - Взрывчатые вещества. Вторая категория: Ко второй категории опасных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115˚С. Такими взрывопожароопасными объектами могут быть не только промышленные, но также транспортные средства с взрывоопасными грузами. Кроме того, законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрывопожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Декларирование осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах. В настоящее время для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектов Российской Федерации созданы специальные комиссии( республиканские, областные, объектовые по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий. Для обеспечения безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрывопожароопасных объектов, специалисты МЧС России разработаны практические рекомендации по проведению в чрезвычайных ситуациях, вызванных аварией. Если вы проживаете вблизи взрывопожароопасного объекта:
Сирены и прерывистые гудки предприятия (транспортных средств) означают сигнал «внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприёмник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям.
2. Правила безопасного поведения при пожаре.
Правила пожарной безопасности в РФ обязывают каждого гражданина при обнаружении им пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) являются:
- немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану,
- принять, по возможности, меры по эвакуации людей,
- тушению пожара и сохранности материальных ценностей, используя имеющиеся средства
(огнетушители, пожарные краны, покрывала, песок, воду и т.д.).
- при невозможности потушить пожар необходимо срочно эвакуироваться.
При возникновении пожара и в ходе его необходимо сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать решения.
Необходимо знать, что огонь на включенных элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провода топором с сухой деревянной ручкой.
Для этого в первую очередь использовать лестничные клетки. При их задымлении плотно закрыть двери, ведущие на лестничные клетки, в коридоры, холлы, горящие помещения, и выйти на балкон. Оттуда эвакуироваться по пожарной лестнице или через другую квартиру, сломав легко разрушаемую перегородку лоджии, или выбираться самостоятельно через окна и балконы, используя подручные средства.
При спасении пострадавших из горящих зданий следует, прежде чем войти в горящее помещение, накрыться с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани; дверь в задымленное помещение открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха; в сильно задымленном помещении двигаться ползком или пригнувшись; для защиты от угарного газа использовать изолирующий противогаз, регенеративный патрон с фильтрующим противогазом или, в крайнем случае, дышать через увлажненную ткань; если на пострадавшем загорелась одежда, нужно набросить на него какое-нибудь покрывало и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню; на места ожогов наложить повязки и отправить пострадавшего в ближайший медицинский пункт. Опасно входить в зону задымления при видимости менее 10 метров.
3. Правила безопасного поведения при взрыве.
Если в доме (квартире) произошел взрыв, необходимо посмотреть, кому из находящихся рядом нужна помощь. Если работает телефон, сообщите о случившемся по 01,02 и 03. Не следует пользоваться лестницей, а тем более лифтом. Они могут получить серьезные повреждения. Покидать здание необходимо только в случае начавшегося пожара, угрозы обрушения конструкций здания.
Если человека завалило упавшей перегородкой, мебелью, он должен подавать сигналы чтобы его услышали и обнаружили спасатели. При травмах необходимо оказать себе посильную помощь, убрать от себя острые, твердые и колющие предметы и укрыться. Если тяжелым предметом придавило руку (ногу или другую часть тела) постараться массировать ее для поддержания циркуляции крови.
При повреждении здания взрывом входить в него следует с чрезвычайной осторожностью. Необходимо убедиться в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо-, водоснабжения, а также утечек газа, очагов пожара.
4. Действия при внезапном обрушении здания. Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не в лифте, так как он в любой момент может выйти из строя, оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Если вы находитесь в здании, то немедленно отключите воду, электричество и газ. При отсутствии возможности покинуть здание займите самое безопасное место: проёмы капитальных внутренних стен, углы, образованные этими стенами, под балками каркаса, Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие. Держитесь подальше от окон, электроприборов. Если возник пожар, сразу же пытайтесь потушить его. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа и произойти взрыв. Как действовать в завале?
В момент обрушения важно выбрать такое место и положение, чтобы не придавило какую – либо часть тела, особенно конечности, так как это приведёт к потере кровообращения. Не поддаваться панике и не падать духом ( вас уже спасают). При необходимости окажите себе первую медицинскую помощь. Попытайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать возможный выход. Постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислушайтесь, подайте голос.
Помните: Человек способен выдержать жажду до трёх суток, а голод значительно дольше, если не будет бесполезно расходовать энергию. Подайте сигнал о своем местоположении любым доступным способом (фонарик, зеркальце, а также металлические предметы, которыми можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь к себе внимание, например мобильный телефон, если он у вас есть).
Проверяется выполнение задания на внимательность.
Заключительная часть:
Закрепление знаний
А). Преподаватель дает вводную: «Пожар на втором этаже учебного корпуса».
- ученики, входящие в команду «ПОЖАР», выполняют ( а при невозможности выполнить –имитируют выполнение ) действия по обеспечению безопасности.
- ученики, входящие в команду «ВЗРЫВ» делают дополнения и исправления.
Б). Преподаватель дает вводную: «Взрыв в здании учебного корпуса».
- ученики, входящие в команду «ВЗРЫВ», выполняют ( а при невозможности
выполнить – имитируют выполнение ) действия по обеспечению безопасности.
- ученики, входящие в команду «ПОЖАР» делают дополнения и исправления.
Подведение итогов урока.
Используемая литература:
- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс А.Т.Смирнов,
- Б.О. Хренников изд. «Просвещение» 2009г.
Приложение № 1 |
||
завал |
гараж |
газ |
радио |
машина |
пол |
хлеб |
пожар |
крыша |
стекло |
картина |
мост |
фонарь |
книга |
телефон |
фотография |
ручка |
взрыв |
корзина |
эпицентр |
бак |
одежда |
шкаф |
стол |
зеркало |
улица |
дверь |
паника |
тетрадь |
телевизор |
салфетка |
розетка |
сигнал |
лампа |
полка |
фонтан |
волна |
спички |
линейка |
электричество |
авария |
лифт |
документы |
облако |
спасение |