План-конспект урока по ОБЖ 8 класса «Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия»
План-конспект урока по ОБЖ с учащимися 8 класса
Тема: Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
Цель урока. Систематизировать знания учащихся о взрыво- и пожароопасных объектах, познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения, проиллюстрировать это на конкретном примере.
Дата проведения: 14.01.2016г.
Место проведения: СОШ №1, каб.№8
Класс: 8 а,б,в.
Тип урока: комбинированный
Учитель: Еременко Марина Григорьевна.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме урока.
Изучаемые вопросы
Взрыво- и пожароопасные объекты.
Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашенего задания.
Беседа по вопросам:
- Какую роль играет химическая промышленность в обеспечении потребностей человека?
- Какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ)?
- Какие объекты экономики считаются химически опасными?
- К каким последствиям может привести воздействие АХОВ на организм человека?
- Что такое химическая авария? Перечислите ее возможные последствия.
Сообщение темы и цели урока.
Изложение учебного материала
Дать определение понятию «взрыво- и пожароопасные объекты». Наиболее часто аварии со взрывами и пожарам происходят на предприятиях химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы также продукцию на их основе. Особую опасность из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров в настоящее время представляют угольные шахты.
Охарактеризовать аварии, возникающие на взрыво- и пожароопасных объектах:
поражающим фактором во время взрыва является воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений; поражающими факторами во время пожара являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлению различной степени.
3. Обратить особое внимание на то, что аварии на взрыво-и пожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.
В заключение урока для наглядной характеристики причин и последствий аварии на взрывопожароопасном объекте можно проанализировать катастрофу двух пассажирских поездов, произошедшую в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе.
4. Обратить внимание учащихся, что ущерб от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах зависит от количества взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся в них. В связи с этим все опасные производственные объекты были разделены на две категории и были определены нормы опасных веществ на объекте (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной думой 20 июня 1997 г.).
К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества:
воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися) ;
окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);
горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления);
взрывчатые вещества.
Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво- и пожароопасными объектами могут быть не только промышленные предприятия, но также транспортные средства со взрывоопасными грузами.
Подчеркнуть, что законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрыво- и пожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Российской Федерации созданы специальные комиссии по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий.
Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности в случае возникновения аварии на взрыво- и пожароопасных объектах:
как действовать при внезапном обрушении здания;
как действовать в завале.
В заключение урока необходимо объяснить учащимся, что с 1 января 2002 г. в состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба, мобильная и эффективно действующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.
Итог урока.
Контрольные вопросы
Какие объекты экономики относятся к взрыво- и пожароопасным?
Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и пожароопасном объекте?
Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют Высокую степень опасности для работающего персонала и населения?
К каким последствиям может привести крупная авария на взрыво- и пожароопасном объекте?
На какие категории и по каким признакам подразделяются взрыво- и пожароопасные объекты?
При каких условиях на взрыво- и пожароопасном объекте обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности?
Что создало условия для появления в стране Государственной пожарно-спасательной службы?
Домашнее задание
Изучите § 5.6, 5.7 учебника.
Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных примеров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварии на взрыво- и пожароопасном объекте в регионе вашего проживания. Выпишите причины их возникновения.