Конспект урока географии в 7 классе «Австралия. История освоения материка. Австралийский союз»
Конспект урока 7 класс
Тема : «Австралия. История освоения материка. Австралийский союз»
Цель: Изучить как во времена расселения людей по материкам человек попал в Австралию; к какому культурному миру относят Австралию
Планируемые результаты:
· знать географическое положение страны
· Уметь характеризовать население, хозяйственную деятельность
· Знать причину расселения населения
· Уметь показывать на карте крупные города
Регулятивные УУД:
· Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
· Оценивать достижения на уроке
· Оценивать работу одноклассников
· Высказывать суждения, подтверждая ее фактами
· Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Учащийся должен обладать:
· ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· опытом участия в социально значимом труде;
· осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
· коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.
Оборудование : карта Австралии
Ход урока :
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Эмоциональный настрой
Актуализация знаний
Тест
В каком полушарии расположена Австралия? (в южном)
Высшая точка материка? (гора Косцюшко)
Самая длинная река Австралии? (Муррей с притоком Дарлинг)
Сухие русла бывших рек в Австралии называют? (крики)
Назовите растения, кроме эвкалипта, встречающиеся на материке. (акации, бутылочные деревья, древовидные папоротники, вечнозеленый бук)
Изучение нового материала. Активизация познавательной деятельности
(ФЛАГ)
(ГЕРБ)
Австралия – уникальная, единственная в мире страна, занимающая целый континент, для нее характерно разнообразие природных комплексов, многообразие видов только ей присущих эндемиков; имеет свои особенности и хозяйство Австралии. В состав государства Австралийский Союз входят материк Австралия, крупный остров Тасмания, а также прилегающие небольшие острова; столица страны – город Канберра.
Австралия - самый маленький материк Земли. Он находится в восточной части южного полушария.
Австралия – самый сухой материк на Земле.
Австралия состоит из нагорий и плоскогорий, в Центральной части есть низменности. Горы сравнительно низкие, закончили своё образование давно. В горах есть полезные ископаемые: железные, медные руды, каменный и бурый уголь, полиметаллические и оловянные руды.
Население Австралии состоит из коренного и пришлого. Пришлое население говорит на англо-смешанном языке.
История открытия Австралии
Австралия из-за своего удаления от остального мира он был открыт европейцами значительно позже всех остальных материков.
В 1606 году его берегов достигла голландская экспедиция Биллема Янзонсона. Таким образом, уже в XVII веке материк был известен Голландии, однако они не предпринимали попыток освоить его.
В 1770 году английским мореплавателем Джеймсом Куком было открыто восточное побережье континента. Кук провозгласил эти земли владениями Британии. Эти земли были названы Новым Южным Уэльсом и вскоре начали активно осваиваться. К этому моменту Англия потеряла контроль над колониями в Северной Америке, что подтолкнуло её к строительству новых городов на побережье Австралии. Материк стал местом ссылки преступников, составивших значительную часть колонистов. Однако, в ссылку отправляли только за мелкие преступления, так как в те времена более тяжелые наказывались смертной казнью.
Освоение и заселение Австралии европейцами началось со следующего события.
26 января 1788 г. в Сиднейскую гавань зашел корабль. Что за пассажиры прибыли в Австралию на этом корабле? Каким образом это событие изменило судьбу Австралии?
На этом корабле прибыли каторжники из Англии. Сидней был основан, как колония каторжников.
В течении нескольких десятилетий Англия высылала в Австралию людей, осужденных за разные преступления. Они работали на рудниках, занимались скотоводством и осваивали новую колонию.
В Австралии было много свободных земель.
В середине XIX в. Здесь открыли золото и сюда отправились свободные переселенцы. Путешествие на новую родину было долгим, полным тягот и опасностей. Ехали с домашним скарбом, орудиями и инструментами, везли с собой через океан кур, гусей, коров, поросят. Кто побогаче, везли разобранные деревянные дома и мебель. Многие ехали с надеждой разбогатеть. Правительство Англии поощряло переселенцев: давало им большие площади новых земель для обработки пастбищ. Быстро росли города, особенно в восточной и юго-восточной частях материка, например Аделаида, названная в честь английской королевы, и Мельбурн, основанный в 1835 г., названный в честь британского премьер-министра лорда Мелбурна.
День 26 января в наши дни является национальным праздником — Днем Австралии.
Земля Ван Димена (современная Тасмания) была заселена в 1803 и стала отдельной колонией в 1825. В 1829 Британия присоединила оставшуюся часть континента (современную Западную Австралию). На бывшей территории Нового Южного Уэльса были созданы самостоятельные колонии: Южная Австралия в 1836, Виктория в 1851 и Квинсленд в 1859. Северная территория была основана в 1863. С середины XIX века ссылки в Австралию постепенно прекращаются. В этот период разгорается новая волна массовой иммиграции, вызванная началом «Золотой лихорадки» в Австралии. Не стоит считать, что до европейцев материк был необитаем. Австралия была заселена уже 42-48 тысяч лет назад предками современных аборигенов. К началу колонизации численность местных жителей составляла около 350 тысяч человек, но после заселения материка европейцами их численность начала резко падать. 1 января 1901 года Австралия становится независимым государством. Образуется Австралийский Союз. В 1911 году столица переносится из Мельбурна в Канберру, которая остается столицей Австралии по сей день.
Австралийский союз
Австралийский союз — единственное государство в мире, занимающее целиком материк.
Оно включает остров Тасмания и множество мелких островов. Австралия — федеральное государство в составе Британского Содружества.
Глава государства — королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, который назначается по рекомендации австралийского правительства.
Основной язык в стране — английский, господствующая религия — христианство.
Формирование государства состоялось в 1901 году, когда произошло объединение шести отдельных английских колоний в Австралийский Союз, получивший статус доминиона, а в 1931 году по Вестминстерскому статуту Австралия получила полную независимость от метрополии во внешних и внутренних делах.
Население составляют в основном выходцы из Европы, образовавшие англо-австралийскую нацию. Большинство коренного населения, составляющего около 230 тыс. человек, проживает в наиболее засушливых штатах страны.
Всего в стране проживает 17,4 млн. человек.
Австралия — одна из наиболее урбанизированных (урбанизация – это процесс повышения роли городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества, увеличение численности городского населения) стран: в городах проживает около 86% населения.
Наиболее крупными городами являются Сидней (3,6 млн.), Мельбурн (3,04 млн.), Брисбен (1,27 млн.), Перт (1,16 млн.), Аделаида (св. 1 млн.).
Страна очень богата минеральными ресурсами: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд, руд цветных металлов, угля, на шельфе океана найдены запасы нефти и газа.
Наиболее богатые почвы расположены в степных районах Австралии.
Лесом она не богата (всего 5% площади), невелик и запас пресной воды.
Австралия относится к числу наиболее развитых государств мира.
Огромную роль в экономике этой страны играет иностранный капитал, при этом большая часть его приходится на Великобританию и США (около 70%).
В отраслевой структуре экономики повышенный удельный вес имеют сырьевые отрасли, а в экспорте страны преобладает продукция горнодобывающей промышленности — одной из старейших отраслей страны.
По добыче целого ряда минеральных ресурсов (бокситов, железной руды, ртути, угля) страна входит в число ведущих государств мира.
Австралийские и американские исследователи предполагают, что в недрах Австралии золота осталось больше, чем было добыто в прошлом веке (добыча золота дала толчок колонизации страны).
Природная кладовая Австралии — алмазное плато — таит в своих недрах до 20% мировых запасов алмазов. В отличие от горнодобывающей промышленности, отрасли обрабатывающей промышленности (за исключением металлургии) работают на внутренний рынок. При этом страна уступает ведущим индустриальным державам по техническому оснащению.
Машиностроение усиленно развивалось после II мировой войны. Важную роль играет выпуск сельскохозяйственных машин. Производство автомобилей и судов приходится сокращать из-за высокой иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Предприятия этих отраслей расположены в пригородах ведущих промышленных центров — Сиднея, Мельбурна, Аделаиды.
В послевоенный период получила импульс для развития химическая промышленность, занимающаяся переработкой нефти и выпуском минеральных удобрений для сельского хозяйства.
Спецификой Австралии являются сильно развитые пищевая и табачная отрасли, продукция которых имеет экспортную ориентацию: вывозится почти половина производимого мяса, сливочного масла, сыра, сахара, муки.
Ведущими отраслями сельского хозяйства страны являются овцеводство и зерновое хозяйство. Уже в середине XIX века Австралия превратилась в главного поставщика шерсти для Великобритании, легкая промышленность которой увеличивала спрос на шерсть. Для овцеводства в Австралии складываются благоприятные условия, более 90% фермерской земли занято под пашни. Австралия занимает первое место в мире по поголовью овец. Развивается также мясное и молочное животноводство. Страна поставляет на внешний рынок говядину, телятину, молочные продукты. Под посевами пшеницы занято 3/4 посевных площадей, в основном на юго-востоке страны.
В тропиках выращивают сахарный тростник, ананасы, манго, бананы, цитрусовые, косточковые. На орошаемых землях развито виноградарство, хлопководство, выращивание табака и кукурузы.
Главные статьи экспорта Австралии — сельскохозяйственная продукция (30%): зерновые, фрукты, сыры, мясо и мясопродукты, кожевенное сырье, шерсть; минеральное сырье и энергоносители (40%): уголь, алюминиевые руды или глинозем, нефть и нефтепродукты, железные руды, редкие и благородные металлы; продукция обрабатывающей промышленности (20%).
Главная статья импорта — машины и оборудование, готовые изделия. Транспорт играет большую роль в огромной по территории и редко заселённой стране.
Протяженность железных дорог составляет 41 тыс. км, а автомобильных — около 900 тыс. км. 75% перевозок грузов и пассажиров осуществляется автотранспортом. Наиболее густая сеть дорог на юго-востоке страны.
Столица государства Канберра в сравнении с другими городами — небольшой город (303 тыс. жителей), научный и культурный центр страны.
Подведение итогов урока
Тест
1. Австралия в прошлом была колонией:
1) Великобритании; 2)Германии;
3) Франции; 4)Голландии?
2. Какие животные изображены на государственном гербе страны?
1) Кенгуру и коала 2) Страус эму и кенгуру
3) Утконос и ехидна 4) Коала и лирохвост
3. Какой город первым появился на карте Австралии?
1) Мельбурн 2) Аделаида 3) Сидней 4) Канберра
4. В какой части Австралии наиболее высока плотность населения, сосредоточены крупнейшие города, развита обрабатывающая промышленность:
1) северо-восток; 2) восток и юго-восток;
3) северо-запад; 4) юго-запад;
5. Какое животное можно изобразить на гербе Австралии, поскольку оно в немалой степени определяет экономическое положение страны:
1)корову; 3) кенгуру;
2)медведя коала; 4) овцу;
Рефлексия
На доске – два рисунка: 1 – солнышко для учащихся, которые чувствовали себя не очень комфортно и устали на уроке; 2 – солнце для тех, кому понравилась работать, кто познал много нового и интересного за урок.
Домашнее задание