Конспект урока истории "Восточные славяне" (6 класс)
Презентация урока истории "Восточные славяне" 6 классPPTX / 24.02 Мб
1) Сегодня мы с вами начинаем знакомство с новой темой "Восточные славяне". Посмотрите на изображения и скажите, как они могут быть связаны с нашей темой.
Учитель слушает ответы детей, может уточнить информацию: эти изображения напоминают нам об исторических источниках - древнейшей русской летописи ("Повести временных лет") и материале, основанном на археологических раскопках (на данном изображении мы видим излюбленное украшение всех славянских женщин - височные кольца).
Предположите, какой исторический источник не указан на изображении? Ученики могут назвать свидетельства византийских авторов.
Эти исторические источники помогли ученым определить область расселения восточнославянских племен и составить карту, которую мы увидим на следующем слайде.
2) Славяне не были коренным исконным населением Восточно-Европейской равнины.
Как считают современные ученые, первоначально славяне занимали огромную территорию Центральной Европы (верховья Дуная, Вислы, Одера). В ходе переселения происходит выделение восточной, западной и южной ветви славян. На территории Восточно-Европейской равнины славяне расселяются в VI-VIII вв.
А) Прочитайте летописный текст на слайде и найдите в нем упоминание о прародине славян. Где она находилась, по мнению летописца?
Б) Летописец утверждает, что славяне покинули прародину и расселились на новых землях. Так появились западные, южные и восточные славяне. Определите, какими цветами закрашены территории их расселения (Желтый цвет - южные славяне, бежевый - западные, зеленый - восточные славяне)
В) Повесть временных лет упоминает названия больших союзов восточнославянских племен, найдите их названия в тексте и на карте. (Поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене).
Какие названия племен говорят нам о природных особенностях мест проживания? (Поляне - в полях, древляне - в густых лесах. Можно подсказать ученикам, что и название "дреговичи" можно считать "говорящим" - "дрягва" в Древней Руси - это болото.)
Итак, многим восточнославянским племенам пришлось осваивать районы с непроходимыми лесами, болотами да еще в придачу с суровым климатом. Посмотрим, что писал о природе славянского края знаменитый историк Соловьев...
3) Небольшой фрагмент текста размещен на слайде. Ученики читают текст.
Так знаменитый русский историк писал о расселении славян на территории Восточной Европы. Объясните, почему историк называл русскую природу "мачехой для человека"? Выскажите ваше мнение, можно ли согласиться с Соловьевым?
Дети могут вспомнить о суровом климате, долгих зимах, капризах погоды, которые не способствуют развитию земледелия. В то же время могут сделать вывод: природно-климатические географические условия будут влиять на занятия населения, а значит и на историческое развитие.
4) Земледелие было главным занятием славян. На юге, где были большие степные районы славяне занимались переложным земледелием. В лесных районах славянам приходилось сначала вырубать деревья, затем сжигать стволы для образования смолы и, только после этого, можно было заняться пахотой. Что, по вашему мнению, объединяет переложное и подсечно-огневое земледелие? Ученики могут предположить: что и в том, и в другом случае истощенная земля забрасывалась и происходил переход на другой участок. Со временем от таких видов земледелия пришлось отказаться и перейти к использованию одного и того же участка земли.
Так появился новый вид земледелия – пашенное. В этом случае земля делилась на участки: одни использовались под посевы, а другие "отдыхали", восстанавливая плодородие (находились "под паром"). На схеме мы видим такой вариант использования земли - трехполье. Треть полей засевали весной (яровые хлеба), треть - осенью (озимые), треть - оставляли отдыхать "под паром". При таком ведении хозяйства землю не просто рыхлили перед посевом, а вспахивали, оставляя глубокую борозду. Отсюда название - пашенное земледелие.
5) Такие работы требовали от славян умения и больших усилий. Не случайно все полевые работы назывались страдой. Вы, конечно же, легко подберете однокоренное слово - страдание. Посмотрите, какие основные работы происходили на поле и какие орудия труда при этом использовались.
Для пахоты сначала использовали рало или соху. Соху часто применяли в лесных районах, где плодородный слой земли был неглубоким. Ее железные зубья проводили неглубокие полосы. Более поздним приспособлением стал плуг, он не просто рыхлил землю, но и переворачивал пласты.
6) Затем землю бороновали- разбивали большие комья земли.
7) Затем засевали. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, гречиху и другие культуры. Но самой распространенной культурой была рожь. ("Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка по выбору")
8) Когда урожай созревал, начиналась жатва. Орудие жнеца (серп) вы увидите на слайде.
9) Проверим, насколько хорошо, мы запомнили ход полевых работ.
10) А теперь заглянем в славянское жилище.
А) Из какого материала оно было сделано? В чем его особенности?
Б) Как обогревалось?
В) Какие занятия, кроме земледелия, были характерны для славян? определите по рисунку.
Возможны следующие ответы: А) Дерево. Жилище представляет собой полуземлянку.
Б) Печь топилась по-черному.
В) Занятие ткачеством, гончарное, кузнечное, плотницкое ремесла (одежда изображенных людей, деревянный стол и лавки, железные орудия - ухват, светец с лучиной, глиняная посуда),
рыболовство (справа на стене развешены сети),
сбор грибов и ягод (об этом напоминают всевозможные корзины),
охота (меховая опушка на одежде у входящего в дом старика),
также мы можем предположить, что славяне занимались разведением скота (держали лошадей, коров, свиней)
10) Славяне славились своим гостеприимством, помогите славянской семье накрыть на стол, выберите те продукты, которые могли попасть на славянский пир.
На столе могли оказаться хлеб, мед, каши, репа. В первую очередь, мы выбираем хлеб, ведь он был основным продуктом питания, не случайно зерно называли "жито" от слова "жить".
Чая еще не знали, как, впрочем, и сахара. Единственным лакомством долгое время оставался мед диких пчел (его сбор назывался у славян бортничеством).
Самым спорным предметом является виноград. Виноградное вино могло оказаться в славянских землях в виде большой редкости, завезенной из Византии. Ведь через славянские земли проходил оживленный торговый путь, связывавший берега Византии с северной Европой.
11) Это изображение открывает перед нами еще одну сторону жизни славян. Оно связано с религией славян. Славяне были язычниками, они обожествляли землю, солнце, реки, поклонялись Сварогу, считая его небесным божеством, Даждьбогу, Стрибогу, Велесу, богине женского рукоделия - Макоши... Славяне-язычники не строили храмов, но возводили капища- земляные сооружения, в центре которых устанавливались деревянные статуи богов – идолы.
12) Завершая, наше занятие, вспомним учебный материал. Обратимся еще к одному виду исторических источников – к устным историческим источникам, сведениям, передававшимся от отцов к детям в устной традиции, например, в виде загадок. Попробуйте отгадать эти загадки, напоминающие о жизни и быте славян. Подсказки вы увидите на изображениях в нижней части слайда. На этом мы сегодня завершим наше первое знакомство с жизнью и бытом славян.