Конспект урока «Классификация покрытосеменных»
Сценарий урока биологии в 7 классе
На тему: «Классификация покрытосеменных растений»
Подготовила: учитель биологии МБОУ «Школа 44» города Рязани
Луговая Ирина Александровна
Конспект урока в 7 классе на тему:
«Классификация покрытосеменных растений»
Цель урока: расширить знания учащихся, познакомить обучающихся с систематической единицей растений – класс; делением цветковых растений на два класса: класс – однодольные растения и класс – двудольные растения; признаками однодольных и двудольных растений, реализовать полученные знания на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
-опираясь на знания обучающихся о строении ранее изученных органов цветковых растений, сформировать знания о признаках однодольных и двудольных растений;
- на примере растений ржи и фасоли показать отличительные признаки однодольных и двудольных растений;
- научить различать однодольные и двудольные растения по строению семени, корней и листьев (жилкование).
- закрепить умения изучать строение органов цветкового растения с использованием дидактических карточек, натуральных объектов и лабораторного оборудования;
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности;
- развивать навык группировки и классификации предметов;
- корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, развивать умения анализировать, сравнивать;
- развивать связную устную речь, мыслительную деятельность, через проблемные вопросы и ситуации;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к растениям;
- развивать интерес к изучаемому предмету.
- воспитывать нравственно- экологическую культуру обучающихся;
- формировать аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность
Оборудование: учебник, гербарные образцы, микроскопы, микропрепараты, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Методы обучения: частично – поисковый, работа с текстом, самостоятельная работа, использование ИКТ, работа с гербарием и микропрепаратами.
Виды деятельности учащихся: смысловое чтение, поиск и анализ информации, формирование информации в виде несплошного текста, практическая работа с гербарием и микроскопом.
Технологии: ИКТ, технология критического мышления, практическая работа.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: школьники будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные. Уметь выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни. Уметь находить сходство и отличия между покрытосеменными и ранее изученными группами растений и выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных растений в сравнении с голосеменными.
Метапредметные:
Познавательные:научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать её из одной формы в другую; учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.
Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь другого человека. Учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия; учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей., учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.
Личностные: Осознавать единство и целостность мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы. Личностное самоопределение и смыслообразование.
Технологическая карта урока
«Классификация покрытосеменных растений» в 7 классе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||
Организационный момент | - Приветствует учащихся; - проверяет готовность к уроку и порядок в классе; - эмоционально настраивает на восприятие учебного материала. – Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Итак, настроимся на поиск, творчество и начнём наш урок. | Учащиеся приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; называют отсутствующих на уроке. | ||||||||||||||||||
Этап мотивации к учебной деятельности | На прошлом уроке мы обобщили знания полученные в 1 главе «Многообразие растительного мира». Давайте вспомним какие отделы выделяют в растительно мире? | Актуализируют полученные знания, проговаривают свои предположения. | ||||||||||||||||||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Назовите растения, которые играют большую роль в вашей жизни. (яблоня, груша, рожь, пшеница, персик, картофель, томат и.т.д.) К какому отделу относят все эти растения? (Отдел Покрытосеменные). А много ли насчитывает видов данный отдел? (Да, около 250 тысяч видов). Легко ли разобраться в таком огромном количестве видов? И что нужно сделать чтобы было удобнее? (Нет, не легко, необходимо классифицировать). И так, мы с вами определили тему нашего урока «Классификация покрытосеменных растений». Что будет являться целью нашего урока? Цель нашего урока: познакомиться с классификацией покрытосеменных растений. Какие задачи нам предстоит решить? (Задачи: 1.Понять основы классификации) 2. Узнать название систематических единиц Молодцы, тогда начнем! | Формулируют ответы на основе личного опыта. . Дети записывают тему урока в тетради. Прием «Мозговой штурм», учащиеся предлагают варианты задач. | ||||||||||||||||||
Построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Найдем на стр. 64 параграфа 11 Названия двух классов, которые выделяют в отделе Покрытосеменные. На основании чего выделяют 2 класса в этом отделе? На основании различий в строении растений. Какие же различия мы с вами найдем? 1.Строение зародыша 2. Тип и жилкование листа 3. Строение стебля и проводящих пучков 4. Строение цветка 5. Тип корневой системы Теперь нам предстоит занести все эти различия в таблицу. Таблицу вы видите на экране. Работать вы будите по вариантам: 1 вариант – заносит в таблицу особенности Класса Однодольные 2 вариант – заносит в таблицу особенности Класса Двудольные В работе вы будите пользоваться материалом параграфа 11 (стр 64-65). Учитель осуществляет контроль деятельности учащихся. | Поиск и анализ информации в учебнике, формулировка критериев классификации. Дети заполняют таблицу в тетради в парах.
| ||||||||||||||||||
Физкультминутка | Вижу вы устали, немножечко отдохнем и разомнёмся. На лугу растут цветы (Разводим руки) | Ученики выполняют физкультминутку. | ||||||||||||||||||
Реализация построенного проекта | А теперь проверим заполнение таблицы. Учитель слушает и при необходимости корректирует ответы учащихся. Ребята, а можно ли только по одному признаку отнести растение к тому или иному классу? Нет конечно, потому что у некоторых цветковых встречается отклонение от эти х признаков. Например, у некоторых двудольных имеется только одна семядоля (род чистяк), дуговое жилкование и мочковатая корневая система (род подорожник), а однодольное растение Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием. Поэтому для точного определения систематического положения растения необходимо знать и учитывать все его признаки. Ребята, какой из все перечисленных признаков сложнее всего увидеть невооружённым глазом. Тогда я предлагаю вооружиться нам микроскопами и рассмотреть срезы стебля двудольных и однодольных растений. Краткое повторение техники безопасности при работе с микроскопом. Учитель координирует работу, акцентирует учащихся на распределение проводящих пучков по стеблю, проверяет ответы учащихся. | Выступление нескольких пар учащихся. Ребята в парах подготавливают микроскоп к работе и рассматривают микропрепараты, предполагают к какому классу относится данное растение. Заканчивают работу с микроскопом, приводят микроскоп в нерабочее положение. | ||||||||||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Выполнение задания на интерактивной схеме. Соотнесения названия и рисунки а схеме. А теперь я предлагаю вам привести примеры двудольных и однодольных растений, пользуясь гербарными образцами на ваших столах. Учитель выслушивает ответы учеников. | Учащийся по желанию выполняют Интерактивное задание на установление соответствия графической информации с её описанием. ЭОР: https://lesson.edu.ru/lesson/be146834-1d22-412c-9dc8-76afd01afe00 Учащиеся рассматривают гербарии, пользуясь знаниями, полученными на уроке, определяют принадлежность растения к тому или иному классу. | ||||||||||||||||||
Рефлексия. | Давайте вспомним, что являлась целью нашего урока? Достигли ли мы ее? - Что нового сегодня узнали на уроке? Как оцениваете свою работу? Я научился ………. Я узнал …………….. Мне понравилось ………… Мне было интересно………….. Учитель выставляет оценки за урок. | Высказывают свое мнение об уроке. Фронтальная работа. | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | Учитель дает комментарий к домашнему заданию и записывает его на доске: Прочитать и выучить параграф 11; Вопрос 5 письменно на стр.66 Подготовиться к письменной проверке параграфа. | Записывают в дневник. |