Конспект урока «Классификация покрытосеменных»

1
0
Материал опубликован 12 December 2023









Сценарий урока биологии в 7 классе

На тему: «Классификация покрытосеменных растений»

Подготовила: учитель биологии МБОУ «Школа 44» города Рязани

Луговая Ирина Александровна



































Конспект урока в 7 классе на тему:

«Классификация покрытосеменных растений»

Цель урока: расширить знания учащихся, познакомить обучающихся с систематической  единицей растений – класс; делением цветковых  растений на  два  класса: класс – однодольные  растения и  класс – двудольные  растения; признаками однодольных и двудольных растений, реализовать полученные знания на практике.

Задачи урока:

Образовательные:

-опираясь на знания обучающихся о строении ранее изученных органов цветковых растений, сформировать знания о признаках однодольных и двудольных растений;

 - на примере растений ржи и фасоли показать отличительные признаки однодольных и двудольных растений;

- научить различать однодольные и  двудольные растения  по строению  семени, корней и  листьев (жилкование).

- закрепить умения изучать строение органов цветкового растения с использованием дидактических карточек, натуральных объектов и лабораторного оборудования;

Развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности;

- развивать навык группировки и классификации предметов;

- корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, развивать умения анализировать, сравнивать;

- развивать связную устную речь, мыслительную деятельность, через проблемные вопросы и ситуации;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к растениям;

- развивать интерес к изучаемому предмету.

- воспитывать нравственно- экологическую культуру обучающихся;

- формировать аккуратность,  усидчивость,  ответственность, работоспособность

Оборудование:  учебник, гербарные образцы, микроскопы, микропрепараты, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Методы обучения: частично – поисковый, работа с текстом, самостоятельная работа, использование ИКТ, работа с гербарием и микропрепаратами.

Виды деятельности учащихся: смысловое чтение, поиск и анализ информации, формирование информации в виде несплошного текста, практическая работа с гербарием и микроскопом.

Технологии:  ИКТ, технология критического мышления, практическая работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: школьники будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные. Уметь выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни. Уметь находить сходство и отличия между покрытосеменными и ранее изученными группами растений и выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных растений в сравнении с голосеменными.

Метапредметные:

Познавательные:научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать её из одной формы в другую; учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.

Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь другого человека. Учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия; учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей., учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.

Личностные: Осознавать единство и целостность мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы. Личностное самоопределение и смыслообразование.









Технологическая карта урока

«Классификация покрытосеменных растений» в 7 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент


- Приветствует учащихся;

- проверяет готовность к уроку и порядок в классе;

- эмоционально настраивает на восприятие учебного материала.

Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Итак, настроимся на поиск, творчество и начнём наш урок.

Учащиеся приветствуют учителя;

проверяют готовность к уроку; называют отсутствующих на уроке.


Этап мотивации к учебной деятельности

На прошлом уроке мы обобщили знания полученные в 1 главе «Многообразие растительного мира». Давайте вспомним какие отделы выделяют в растительно мире?

Актуализируют полученные знания, проговаривают свои предположения.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии




Назовите растения, которые играют большую роль в вашей жизни. (яблоня, груша, рожь, пшеница, персик, картофель, томат и.т.д.)

К какому отделу относят все эти растения? (Отдел Покрытосеменные).

А много ли насчитывает видов данный отдел? (Да, около 250 тысяч видов).

Легко ли разобраться в таком огромном количестве видов? И что нужно сделать чтобы было удобнее? (Нет, не легко, необходимо классифицировать).

И так, мы с вами определили тему нашего урока «Классификация покрытосеменных растений».

Что будет являться целью нашего урока?

Цель нашего урока: познакомиться с классификацией покрытосеменных растений.

Какие задачи нам предстоит решить? (Задачи: 1.Понять основы классификации)

2. Узнать название систематических единиц

Молодцы, тогда начнем!

Формулируют ответы на основе личного опыта.



.















Дети записывают тему урока в тетради.



Прием «Мозговой штурм», учащиеся предлагают варианты задач.

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Найдем на стр. 64 параграфа 11 Названия двух классов, которые выделяют в отделе Покрытосеменные.

На основании чего выделяют 2 класса в этом отделе?

На основании различий в строении растений.

Какие же различия мы с вами найдем?

1.Строение зародыша

2. Тип и жилкование листа

3. Строение стебля и проводящих пучков

4. Строение цветка

5. Тип корневой системы

Теперь нам предстоит занести все эти различия в таблицу.

Таблицу вы видите на экране.

Работать вы будите по вариантам:

1 вариант – заносит в таблицу особенности Класса Однодольные

2 вариант – заносит в таблицу особенности Класса Двудольные

В работе вы будите пользоваться материалом параграфа 11 (стр 64-65).

Учитель осуществляет контроль деятельности учащихся.

Поиск и анализ информации в учебнике, формулировка критериев классификации.

Дети заполняют таблицу в тетради в парах.

Характеристика

Класс однодольные

Класс двудольные

Количество семядолей в зародыше



Тип листа и его жилкование



Тип корневой системы



Строение стебля и проводящих пучков



Строение цветка




Физкультминутка



Вижу вы устали, немножечко отдохнем и разомнёмся.

На лугу растут цветы (Разводим руки)
Небывалой красоты. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)
К солнцу тянутся цветы. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)
С ними потянись и ты. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)
Ветер дует иногда, (Повороты туловища вправо, влево, при этом машут руками)
Только это не беда. (Грозят пальце)
Наклоняются цветочки, (Наклоняются вперед и опускают руки)
Опускают лепесточки. (Приседают)
А потом опять встают (Встают и поднимают руки)
И по-прежнему цветут. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)

Ученики выполняют физкультминутку.

Реализация построенного проекта







А теперь проверим заполнение таблицы.

Учитель слушает и при необходимости корректирует ответы учащихся.

Ребята, а можно ли только по одному признаку отнести растение к тому или иному классу? Нет конечно, потому что у некоторых цветковых встречается отклонение от эти х признаков. Например, у некоторых двудольных имеется только одна семядоля (род чистяк), дуговое жилкование и мочковатая корневая система (род подорожник), а однодольное растение Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием. Поэтому для точного определения систематического положения растения необходимо знать и учитывать все его признаки.

Ребята, какой из все перечисленных признаков сложнее всего увидеть невооружённым глазом. Тогда я предлагаю вооружиться нам микроскопами и рассмотреть срезы стебля двудольных и однодольных растений.

Краткое повторение техники безопасности при работе с микроскопом.

Учитель координирует работу, акцентирует учащихся на распределение проводящих пучков по стеблю, проверяет ответы учащихся.

Выступление нескольких пар учащихся.









Ребята в парах подготавливают микроскоп к работе и рассматривают микропрепараты, предполагают к какому классу относится данное растение.

Заканчивают работу с микроскопом, приводят микроскоп в нерабочее положение.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выполнение задания на интерактивной схеме. Соотнесения названия и рисунки а схеме.































А теперь я предлагаю вам привести примеры двудольных и однодольных растений, пользуясь гербарными образцами на ваших столах.

Учитель выслушивает ответы учеников.

Учащийся по желанию выполняют Интерактивное задание на установление соответствия графической информации с её описанием. ЭОР: https://lesson.edu.ru/lesson/be146834-1d22-412c-9dc8-76afd01afe00



t1702384082aa.png

Учащиеся рассматривают гербарии, пользуясь знаниями, полученными на уроке, определяют принадлежность растения к тому или иному классу.

Рефлексия.



Давайте вспомним, что являлась целью нашего урока? Достигли ли мы ее?

- Что нового сегодня узнали на уроке?

Как оцениваете свою работу?

Я научился ……….

Я узнал ……………..

Мне понравилось …………

Мне было интересно…………..

Учитель выставляет оценки за урок.

Высказывают свое мнение об уроке. Фронтальная работа.

Домашнее задание

Учитель дает комментарий к домашнему заданию и записывает его на доске:

Прочитать и выучить параграф 11;

Вопрос 5 письменно на стр.66

Подготовиться к письменной проверке параграфа.

Записывают в дневник.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации