Конспект урока литературы в 9 классе: : А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Анализ 1 действия

0
0
Материал опубликован 29 November 2023

Тема: А.С. Грибоедов. Комедия “Горе от ума”. Анализ 1 действия.

Класс: 9

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок аналитического чтения.

Форма деятельности: коллективная, групповая

Технологии: технология продуктивного чтения текста, развитие критического

мышления через чтение и письмо.

Методы и приёмы: комментированное чтение, чтение по ролям, метод беседы,

наблюдения, сопоставления.

Цель: знакомство с действующими лицами комедии и выявление основных

конфликтных линий пьесы.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать представление о комедии, конфликте, сюжете комедии.

2. Показать значение говорящих фамилий в пьесе.

3. Составить литературную характеристику главным героям.

4. Определить роль 1 действия комедии.

Развивающие:

1. Развивать аналитическое мышление в процессе изучения комедии.

2. Развивать коммуникативные творческие навыки.

Воспитывающие:

1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по

формированию нравственных ориентиров.

Словарь: комедия, классицизм, семантика имён, сюжет, конфликт.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, текст.

Оформление урока

1.  Подбирается музыка: вальс А.С. Грибоедова.

2.. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке.

 

Ход урока.

1. Оргмомент (проверить готовность класса, приветствие).

Учитель:  Здравствуйте, ребята и гости нашего занятия! Ребята, обратите внимание на доску (1 слайд, афиша, звучит вальс А.С. Грибоедова)

2. Беседа

-Что изображено?

-Что вы можете сказать, глядя на афишу?

-Куда она нас приглашает?

_Что вам известно о человеке, изображённого на слайде? (А.С. Грибоедов).

-Чем он занимался, что вам известно из его биографии? (Личность выдающаяся,

талантливая, разностороннеразвитая).

-А в чём это проявилось?

-Чем он занимался?

-Ему было суждено остаться в истории русской литературы автором одного

произведения. Какого? (слайд 2)

3. Целеполагание.

С каким произведением мы сегодня будем работать на уроке и каковы наши задачи? (слайд 3)

-Что такое конфликт? (столкновение интересов).

-Ребята, подумайте и обсудите в группах, какие ассоциации у вас вызывает название комедии? (1 мин). - корзина идей.

Горе от ума какого, горе кому, почему горе?

Через 2 минуты дать свою интерпретацию названия.

-Герой не только мыслящий, но и страдающий. Все персонажи умны по-своему

и все страдают от ума.

Почему же должен страдать умный человек, если он видит вокруг себя одних

глупцов? Как можно разрешить противоречие? Обратимся к тексту 1 действия

комедии. Как бы вы сформулировали цель урока?

4. Осмысление

1. Актуализация знаний.

Учитель: Комедия написана в эпоху классицизма. Вспомним, что такое классицизм, назовите признаки классицизма. (слайд 6)

Что такое композиция, элементы композиции.

2. Работа с афишей, анализ имён и фамилий. (слайд 9)

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие фамилии «говорящие»?

- П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.

- Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)

- Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый,

немногословный.

В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его

образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.

Князь Тугоуховский – тугоухий.

Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть

выражение «хлёстко говорить».

Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский, сократив фамилию Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России. Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого

Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева Чацкий тоже объявлен сумасшедшим). (Слайд 10)

3. Беседа по 1-5 явлениям.

-Какова атмосфера в доме Фамусова? Представьте себе обстановку в доме Фамусова, приведите цитаты из текста. (Дом скучен, в нём неподвижна жизнь. Часы можно подводить, но ничего не изменится. Лиза не случайно отвечает на вопрос Софье: Который час? - Седьмой, восьмой, девятый! А Софья говорит Молчалину: ”Идите, целый день, ещё потерпим скуку.

- На чём всё держится в доме Фамусова? (На лжи и обмане).

-В чём домочадцы обманывают Фамусова? (барская дочь тайно встречается с

безродным секретарём).

-Почему Фамусов позволяет себя обманывать? (Не любит перемен, любит жить так, как живёт).

-Как Молчалину удаётся так ловко выйти из столь щекотливой ситуации? (Бумаги при нём, даже на свидании!).

-Какую информацию мы получаем о героях, ещё не появившихся на сцене? (Из слов Лизы мы узнаём о Чацком, из слов Софьи - о полковнике Скалозубе)

-Какую ещё черту Фамусова заметили?

Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4).

- Какой вам показалась Софья?- Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон.

- В кого она влюблена? Почему?

Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5).

- Что узнали о Молчалине?

Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице.

Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова.

- Какова атмосфера в доме Фамусова?

Главное - это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова.

- Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета?

Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными

действующими лицами.

- С какого события начинается завязка? - Приезд Чацкого в дом Фамусова явление 7.

5. Чтение по ролямОбсуждение.

- Какой характер носит завязка?

Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий

приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи.  В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения. Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья.

- Как появляется в пьесе Чацкий? (Явление 5)

- Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза?

-Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа.

- Как встречает его Софья?

Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров.

Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт? (словарная работа).

Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари)

Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия.

Каков характер конфликта между Софьей и Чацким?

Любовный.

Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических репликах Чацкого о

московских нравах.

Учитель:

В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами(Словарная работа).

Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее

обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия).

6. Работа в группах: составить литературный портрет героя:

1 - Фамусов 2 Чацкий 3 Молчалин 4 Софья

Характеристика героев комедии “Горе от ума” - работа в группах, выступление групп.(слайд 11)

5. Выводы

-Возник ли конфликт в 1 действии?

-Какой?

-Между кем?

6.Рефлексия (слайд 12)

Сумели ли достичь поставленной цели?

Что в работе было знакомо?

Что оказалось лёгким, а что трудным?

Что произвело на вас впечатление?

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание. (слайд 13)

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации