Конспект урока литературы в 9 классе: : А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Анализ 1 действия
Тема: А.С. Грибоедов. Комедия “Горе от ума”. Анализ 1 действия.
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок аналитического чтения.
Форма деятельности: коллективная, групповая
Технологии: технология продуктивного чтения текста, развитие критического
мышления через чтение и письмо.
Методы и приёмы: комментированное чтение, чтение по ролям, метод беседы,
наблюдения, сопоставления.
Цель: знакомство с действующими лицами комедии и выявление основных
конфликтных линий пьесы.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление о комедии, конфликте, сюжете комедии.
2. Показать значение говорящих фамилий в пьесе.
3. Составить литературную характеристику главным героям.
4. Определить роль 1 действия комедии.
Развивающие:
1. Развивать аналитическое мышление в процессе изучения комедии.
2. Развивать коммуникативные творческие навыки.
Воспитывающие:
1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по
формированию нравственных ориентиров.
Словарь: комедия, классицизм, семантика имён, сюжет, конфликт.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, текст.
Оформление урока
1. Подбирается музыка: вальс А.С. Грибоедова.
2.. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке.
Ход урока.
1. Оргмомент (проверить готовность класса, приветствие).
Учитель: Здравствуйте, ребята и гости нашего занятия! Ребята, обратите внимание на доску (1 слайд, афиша, звучит вальс А.С. Грибоедова)
2. Беседа
-Что изображено?
-Что вы можете сказать, глядя на афишу?
-Куда она нас приглашает?
_Что вам известно о человеке, изображённого на слайде? (А.С. Грибоедов).
-Чем он занимался, что вам известно из его биографии? (Личность выдающаяся,
талантливая, разностороннеразвитая).
-А в чём это проявилось?
-Чем он занимался?
-Ему было суждено остаться в истории русской литературы автором одного
произведения. Какого? (слайд 2)
3. Целеполагание.
- С каким произведением мы сегодня будем работать на уроке и каковы наши задачи? (слайд 3)
-Что такое конфликт? (столкновение интересов).
-Ребята, подумайте и обсудите в группах, какие ассоциации у вас вызывает название комедии? (1 мин). - корзина идей.
- Горе от ума какого, горе кому, почему горе?
Через 2 минуты дать свою интерпретацию названия.
-Герой не только мыслящий, но и страдающий. Все персонажи умны по-своему
и все страдают от ума.
Почему же должен страдать умный человек, если он видит вокруг себя одних
глупцов? Как можно разрешить противоречие? Обратимся к тексту 1 действия
комедии. Как бы вы сформулировали цель урока?
4. Осмысление
1. Актуализация знаний.
Учитель: Комедия написана в эпоху классицизма. Вспомним, что такое классицизм, назовите признаки классицизма. (слайд 6)
- Что такое композиция, элементы композиции.
2. Работа с афишей, анализ имён и фамилий. (слайд 9)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие фамилии «говорящие»?
- П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.
- Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)
- Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый,
немногословный.
В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его
образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.
Князь Тугоуховский – тугоухий.
Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть
выражение «хлёстко говорить».
Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский, сократив фамилию Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России. Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого
Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева Чацкий тоже объявлен сумасшедшим). (Слайд 10)
3. Беседа по 1-5 явлениям.
-Какова атмосфера в доме Фамусова? Представьте себе обстановку в доме Фамусова, приведите цитаты из текста. (Дом скучен, в нём неподвижна жизнь. Часы можно подводить, но ничего не изменится. Лиза не случайно отвечает на вопрос Софье: Который час? - Седьмой, восьмой, девятый! А Софья говорит Молчалину: ”Идите, целый день, ещё потерпим скуку.
- На чём всё держится в доме Фамусова? (На лжи и обмане).
-В чём домочадцы обманывают Фамусова? (барская дочь тайно встречается с
безродным секретарём).
-Почему Фамусов позволяет себя обманывать? (Не любит перемен, любит жить так, как живёт).
-Как Молчалину удаётся так ловко выйти из столь щекотливой ситуации? (Бумаги при нём, даже на свидании!).
-Какую информацию мы получаем о героях, ещё не появившихся на сцене? (Из слов Лизы мы узнаём о Чацком, из слов Софьи - о полковнике Скалозубе)
-Какую ещё черту Фамусова заметили?
- Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4).
- Какой вам показалась Софья?- Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон.
- В кого она влюблена? Почему?
- Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5).
- Что узнали о Молчалине?
- Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице.
Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова.
- Какова атмосфера в доме Фамусова?
- Главное - это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова.
- Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета?
- Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными
действующими лицами.
- С какого события начинается завязка? - Приезд Чацкого в дом Фамусова явление 7.
5. Чтение по ролям. Обсуждение.
- Какой характер носит завязка?
- Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий
приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи. В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения. Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья.
- Как появляется в пьесе Чацкий? (Явление 5)
- Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза?
-Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа.
- Как встречает его Софья?
- Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров.
Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт? (словарная работа).
- Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари)
Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия.
- Каков характер конфликта между Софьей и Чацким?
- Любовный.
Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических репликах Чацкого о
московских нравах.
Учитель:
- В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами. (Словарная работа).
Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее
обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия).
6. Работа в группах: составить литературный портрет героя:
1 - Фамусов 2- Чацкий 3 - Молчалин 4 - Софья
Характеристика героев комедии “Горе от ума” - работа в группах, выступление групп.(слайд 11)
5. Выводы
-Возник ли конфликт в 1 действии?
-Какой?
-Между кем?
6.Рефлексия (слайд 12)
- Сумели ли достичь поставленной цели?
- Что в работе было знакомо?
- Что оказалось лёгким, а что трудным?
- Что произвело на вас впечатление?
6. Выставление оценок.
7. Домашнее задание. (слайд 13)