12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Толстых Виктория Александровна480
Россия, Москва, Москва
7

Конспект урока литературы по теме "Виртуальная экскурсия по Петербургу Ф.М. Достоевского"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

Тема урока: «Виртуальная экскурсия по Петербургу Ф.М. Достоевского»

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: урок защиты проектов

Цели урока:

Деятельностная: научить кадет структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи урока:

Образовательные:

Создание условий для обобщения и систематизации изученного материала в условиях защиты парного проекта.

Создание условий для формирования коммуникативной, ценностно-мировоззренческой, общекультурной, читательской и речевой компетенций обучающихся.

Развивающие:

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.

Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.

Развитие творческих способностей, речевых умений кадет.

Обогащение словарного запаса кадет.

Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету.

Развитие интереса кадет к литературному и общекультурному наследию нашей страны.

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к

другу.

Воспитание у кадет интереса и уважения к родному языку и родной литературе, русской культуре в её общемировом значении.


Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

материалы для защиты проектов на электронном носителе;

роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

рабочие листы для кадет.


Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.


Применяемые педагогические технологии:

технология системно-деятельностного подхода;

здоровьесберегающие технологии;

ИКТ.


Методы обучения:

наглядный, практический (метод проекта), репродуктивный, метод интегрированного обучения.








Технологическая карта урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.

Самоопреде-ление к деятельности.

Организаци-онный момент

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.




Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.



2. Актуализация знаний, мотивация































Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- Ребята, перед тем как обсудить тему и цели нашего урока, предлагаю посмотреть видеоэпиграф к занятию.

Просмотр видеоролика (в ролике на фоне фотографий Петербурга кадет читает стихотворение Александра Егорова «Петербург Достоевского»:

По брусчатой мостовой

Стук кареты слышен.

Петербург передо мной

«Достоевским» дышит.


А по улице дома,

Рядом - «заведение».

Августовская жара

Словно наваждение.


На Подьяческом мосту

Я стою, забывшись

На полуденном свету,

С Петербургом слившись.


«Ростовщицы» дом вдали,

Окнами играет.

Дворник сонный у стены

Мусор подметает.

Петербург, ты, Петербург,

Будто сочинённый.

Обступает меня в круг,

Августовский, сонный.)


- В стихотворении из видеоэпиграфа время действия - август, в романе «Преступление и наказание» основные события происходят в июле, у нас за окном – февраль. Нам придется поменять время года и место. Мы перемещаемся в центр Петербурга, в котором и проведём ближайшие 40 минут.

Тема нашего урока звучит так: «Виртуальная прогулка по Петербургу Ф.М. Достоевского».








Обучающиеся смотрят видеоролик.



















Обучающиеся внимательно слушают учителя.






3. Постановка учебной задачи.


- Скажите, а какова же цель нашего урока?


- Эту цель мы будем реализовать с помощью ваших проектов. Добавлю для гостей урока, что в создании каждого проекта принимали участие два кадета: один – в качестве историка, а второй – в качестве литератора.

Все ваши маленькие проекты сложатся в одну большую интересную литературную экскурсию.


Каждый из вас получит по две оценки: одну – за выступление с проектом, а вторую – за работу в специальных листах. Слушайте внимательно своих товарищей – и тогда все белые пятна на этой карте превратятся в литературные адреса.

Формулируют цель занятия, рассуждают о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.




Обучающиеся внимательно слушают учителя.


Обучающиеся получают листы для работы на уроке.


Учитель читает задание для работы с картой.

4.Решение учебной задачи:

защита проектов


- Итак, начнём нашу виртуальную прогулку. Давайте посмотрим на карту.

Место нашей встречи – Сенная площадь…


«Сенная площадь» - выступление 1


«Доходный дом купца Ивана Алонкина на Казначейской,7 (дом Достоевского)» - выступление 2


«Дом Раскольникова на Гражданской, 19» - выступление 3


«Кокушкин мост» - выступление 4


«Юсуповский сад» - выступление 5


«Дом со шпилем на Садовой 55–57» - выступление 6



Кадеты презентуют результаты работы (демонстрация проектов).


После каждого выступления можно задать вопросы выступающим или прокомментировать выступление.


5.

Рефлексия деятельности.








- Спасибо всем выступающим за интересные проекты!

Итак, наш маршрут на половину пройден. Но «белых пятен» на этой карте еще много – значит, прогулка будет продолжена.

- А пока вспомним, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?

- Как вы считаете, получилось у нас их реализовать?

- Каким же предстал перед нами Петербург из романа «Преступление и наказание»?











Кадеты размышляют над предложенными учителем вопросами, высказывают своё мнение.

6.

Домашнее задание

Как много интересных мыслей возникло у нас по поводу последнего вопроса! Этой теме и будет посвящено домашнее задание. Оно напечатано на ваших рабочих листах.


Спасибо всем за урок! До свидания!



Список литературы:


1. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики.  Абакан, 1999.

2. Ашимбаева Н., Бирон В. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского: Спб, 2015.

3. Белов С.В. Петербург Достоевского. Спб.: 2022.

4. Белов С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий.

Пособие для учителя. Л., 1979.

5. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л., 1980.

6. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М., 2010.

7. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М.: 2015.

8. Лурье Л.Я. Петербург Достоевского. Исторический путеводитель. М., 2022.

9. Павлова Н.И. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в школе: М., 2001.






























ПРИЛОЖЕНИЕ

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (скриншоты страниц)

t1709895993aa.png



t1709895993ab.png



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.