Материал на проверке

Конспект урока литературы в 11 классе Тема: Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и многообразие тематики стихотворений.

1
1
Материал опубликован 13 November

                                              Урок №28

Тема: Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и многообразие тематики стихотворений.

Цели:

Образовательные: Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества С. Есенина; выявить особенности его поэтического стиля и многообразие тематики лирики на примере конкретных стихотворений.

Развивающие: Развивать навыки анализа поэтического текста, умение выделять ключевые образы и мотивы, сравнивать и обобщать материал.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русской поэзии, чувство любви к Родине, бережное отношение к слову.

Оборудование: Портреты С. Есенина разных лет, аудиозаписи романсов на его стихи («Письмо матери», «Над окошком месяц...» и др.), тексты стихотворений («Гой ты, Русь, моя родная...», «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…»), мультимедийная презентация.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу.

II. Мотивация. Слово учителя.

«Сегодня мы будем говорить о поэте, чьи стихи, по выражению критика, «сделаны из плоти и крови самой русской жизни». Его поэзия – это широкая, полная сердечной теплоты картина родной земли. Это поэт, который вошёл в литературу как певец «страны березового ситца», и ушёл из жизни, оставив нам пронзительные строки о быстротечности жизни, любви и вечном круговороте природы. Это Сергей Александрович Есенин».

Вопрос классу: Какие ассоциации, образы возникают у вас, когда вы слышите имя Сергея Есенина?

III. Изучение нового материала.

1. Лекция-беседа «Основные вехи судьбы поэта»

Учитель, сопровождая рассказ слайдами презентации, кратко освещает этапы жизни Есенина:

1895 – 1912: Детство и юность в Константиново.

- Рождение в крестьянской семье, воспитание в религиозной атмосфере у деда-старообрядца.

- Рязанская земля как источник главных образов будущей поэзии: природа, сельский быт, народные песни и частушки.

-Учеба в Спас-Клепиковской учительской школе.

1912 – 1915: Переезд в Москву и Петроград.

- Работа в типографии, знакомство с литературными кругами.

- Петроград: встреча с Блоком, Городецким, признание «столичных» поэтов.

- Вхождение в литературу как «поэта-пастушка», «певца рязанских полей». Первый сборник «Радуница» (1916).

1916 – 1919: Революция и имажинизм.

- Восприятие революции как обновления, надежда на «мужицкий рай» («Небесный барабанщик»).

- Создание (вместе с Мариенгофом, Шершеневичем) литературной группы имажинистов. Увлечение метафоричностью, «образом как самоцелью».

1920 – 1925: Поздний период. «Московский кабацкий» и цикл «Любовь хулигана».

- Личный и творческий кризис, драма «Пугачев».

- Путешествие по Америке и Европе с Айседорой Дункан.

- Цикл «Москва кабацкая» — мотивы отчаяния, пьяного разгула, гибели.

- Поэма «Черный человек» — трагическая исповедь.

- Попытка внутреннего обновления в цикле «Персидские мотивы» и стихах о любви («Собаке Качалова»).

1925: Возвращение к теме Родины и гибель.

- Стихи последнего года — осмысление пройденного пути, прощание с жизнью.

- Обстоятельства смерти в гостинице «Англетер» (28 декабря 1925 г.).

2. Анализ стихотворений. Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание проанализировать одно стихотворение по предложенному плану.

План анализа:

Тема и основная мысль стихотворения.

Ключевые образы и символы.

Художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Лирический герой. Его чувства и переживания.

Как это стихотворение отражает особенности есенинской лирики?

Группа 1: «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914)

Тема: Любовь к Родине, воспринимаемой через призму религиозного, почти святого чувства.

Образы: Русь – «кроткий спасов дом», хаты, церкви, бескрайние поля. Контраст: «Не надо рая, дай родину мою».

Средства: Фольклорная лексика («гой ты», «корогод»), метафоры («синь сосет глаза»), сравнения («как захожий богомолец»).

Лирический герой: Восторженный, юный, чувствующий неразрывную связь с родной землей.

Вывод: Яркий пример крестьянской лирики, где Родина – это святое, патриархальное пространство.

Группа 2: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921)

Тема: Философские размышления о быстротечности жизни, уходящей молодости.

Образы: Жизнь как «розовый конь», дух бродяжий, увяданье, пламень уст.

Средства: Олицетворение («страна березового ситца»), метафора («все пройдет, как с белых яблонь дым»), риторические обращения («сердце, тронутое холодком»).

Лирический герой: Мудрый, умудренный опытом, смирившийся с неизбежным уходом. Элегическое настроение.

Вывод: Пример философской лирики, тема бренности бытия решается через образы природы.

Группа 3: «Собаке Качалова» (1925)

Тема: Любовь как светлое, но утраченное чувство. Преданность и верность (собаки).

Образы: Собака Джим как «дворянский» и понимающий друг, «милая девушка», «она».

Средства: Обращение к собаке как к равному, бытовые детали («приходи ко мне на вечерок»), метафора («твой дьявольский отклик»).

Лирический герой: Одинокий, ранимый, ищущий душевного тепла и понимания у «брата моего меньшего».

Вывод: Пример любовной лирики и темы одиночества. Обращение к животному как к доверенному лицу.

3. Выступление групп и обобщение.

После выступления групп учитель помогает сформулировать выводы.

Многообразие тематики лирики Есенина:

Тема Родины («Гой ты, Русь...», «Русь Советская», «Спит ковыль...»).

Тема природы («Береза», «Пороша», «Заметает пурга...»).

Философская лирика («Не жалею...», «Мы теперь уходим понемногу...»).

Любовная лирика («Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Собаке Качалова»).

Тема быстротечности жизни, судьбы поэта («Черный человек»).

Особенности поэтики Есенина:

«Деревенская» образность: природа, животные, сельский быт как источник метафор.

Очеловечивание природы и оприродывание человека («отговорила роща золотая...»).

Фольклорные мотивы (песни, частушки, духовные стихи).

Исповедальность, искренность лирического героя.

Музыкальность, близость к народной песне.

IV. Закрепление изученного материала.

Вопросы для фронтальной беседы:

В чем своеобразие есенинского образа Родины?

Как менялся лирический герой Есенина на протяжении его творческого пути?

Почему стихи Есенина, даже самые трагические, остаются светлыми?

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель обобщает сказанное, оценивает работу класса.
«Творчество Есенина – это исповедь «последнего поэта деревни», человека с «золотой и озорной душой», прошедшего сложный путь от восторженного певца до трагического философа. Но какой бы темы он ни касался, все его стихи пронизаны безграничной любовью к России и удивительной, есенинской, сердечной теплотой».

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какое стихотворение Есенина произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

VI. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (по выбору).

Письменно проанализировать стихотворение, не разобранное на уроке (например, «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», « Я последний поэт деревни», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями..»), опираясь на план анализа.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Хороший урок! Доступно. Компактно.

0
Вчера в 22:16