Конспект урока литературы в 9 классе : Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». Образ многолюдного города и его роль в рассказе
Тема урока: Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова, показать трагедию одиночества человека в мире других людей в рассказе А.П. Чехова «Тоска», исследовать писательское мастерство автора, создать условия для развития читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его.
Задачи урока:
Активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству А. П.Чехова с целью их подготовки к восприятию нового программного материала.
Повторить и обобщить известные ученикам понятия по теории литературы и словарной лексике.
Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания
Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
Оборудование урока:
Проектор, экран, компьютерная презентация.
Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.
Рабочий лист к уроку
Лист самооценки
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.
Всем доброе мартовское утро! Рада всех приветствовать на уроке литературы!
-Вы согласны с этим высказыванием? Почему?(ответы ребят)
2.Мотивация учебной деятельности.
-Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы одна команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить, высказывайте вслух все что вы думаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной ведет нас к достижению результата.
- Поэтому девизом сегодняшней встречи я предлагаю взять прекрасные строчки!
- Я верю в это и поэтому уже в начале урока всем вам поставила оценки « в кредит». В ваших листах самооценки у всех стоят «отлично». Рядом в конце урока вы поставите свои, проанализировав работу на уроке. Посмотрим, оправдаете ли вы мое доверие к вам. И хорошо ли будете работать.
Итак, начнем работу!
3. Актуализация знаний. Беседа с учащимися
- На прошлом уроке мы начали изучать творчество А.П.Чехова. В чём необычность творчества А.П.Чехова?
Чехов вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа.
Его произведения полны юмора.
В произведениях высмеиваются пороки людей, поступки, доходящие до абсурда
Присутствуют говорящие имена и фамилии
Поднимает важные жизненные темы- неравенства людей, тема маленького человека, тема равнодушия, предательства.
-Мало описаний внешности,но много внутреннего описания
-Хорошо. Да. Кроме того никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме текста вместить глубокое содержание.
-Какие произведения изучали?
- Отличается ли рассказ «Тоска», который вы читали дома, от тех, которые вы уже изучили?
- Отличается от ранее изученных тем, что это не юмористический рассказ
-Попробуем это доказать?
Объявление темы и целей
-Итак, сегодня мы говорим о произведении А.П.Чехова «Тоска».
Наши цели: анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; умения выделять главную информацию, работать с источниками.
Работать также будем в рабочих листах. Они у вас на парте.
Изучение темы. История создания
«Тоска» - более поздний рассказ. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 года писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу. Это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».
Работа по произведению.
-Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска?
-Я услышала ваши мнения.
Словарная работа
-Каково лексическое значение этого слова? Должны были дома найти значение в словаре.
Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
Тоска
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.
Работа в рабочем листе (задание 1)
-Назовите синонимы к этому слову, запишите в ваш лист
(горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние).
- В каком значении использовано это слово в рассказе?
- Докажем наши предположения. Обратимся к тексту.
-Какое настроение вызывает рассказ?
Рассказ создаёт грустное настроение, чувство горя и одиночества.
-Кто главный герой рассказа? (ИОНА)
-Кто он? Что известно о нём?
Работа в рабочих листах (запись)
-Что произошло с ним? Расскажите о его состоянии?
- Какие приёмы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя?
(пейзаж, поведение, речь)
Городской пейзаж---------------------------------(запись в листы)
Проезжая вместе с Ионой и его седоками по этим белым заснеженным улицам Петербурга, мы всё больше ощущаем мертвенную холодность этого большого города, которому нет дела до страданий и душевной боли простого человека.
- Для чего даётся автором городской пейзаж? (на его фоне раскрываются душевные переживания героя)
-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)
-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение).
Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.
Речь -----------------------------------------------
Поведение-------------------------------------------
Мы еще раз убеждаемся в том, насколько тяжело переживает герой своё горе-смерть сына. Тоска та глубоко прошла сквозь человека, что не может уместиться в его теле.
-Как ведет себя старик?
Иона хочет выйти из состояния тоски, облегчить своё горе, выговориться и почувствовать себя нужным людям. Что он делает? Как ищет утешение?
(он пытается рассказать о своём горе людям)
-Проанализируйте отношение внешнего мира к беде главного героя
(военный, трое гуляк-весельчаков, дворник, молодой извозчик).
Работа в группах
1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.
Военный « Несколько раз оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать».
2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.
Трое гуляк-весельчаков: «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. Ты слышишь, Змей Горыныч?».
3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.
Дворник: « Чего же стал здесь? Проезжай!».
4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.
Извозчик « Молодой укрылся с головой и уже спит».
Работа над нравственной идеей текста
-Как вы думаете, почему никто из пассажиров не захотел выслушать Иону? (равнодушие, безразличие к чужому горю)
-Что происходит с Ионой?
-К чему приводит равнодушное и безразличное человеческое отношение? (К одиночеству)
-Так какую же проблему поднимает автор? (проблема одиночества)
Какая тема сквозит в рассказе? (тема маленького человека)
- Итак, сделаем вывод:
Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.
Люди глухи друг к другу , сердца их закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему . Поэтому и растет печаль, потому что мир отвечает на нее тишиной, равнодушием, нежеланием даже ее выслушать . Люди разобщены , и отсюда – растущая тоска. Страшно быть одиноким в многолюдном мире.
Минута отдыха
Продолжение урока
-Для раскрытия состояния героя автор использует различные художественные средства. Найдем их. Выполним это задание в группах.
1 группа:
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.
2 группа:
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут?
Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.
Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.
3 группа:
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
-Градация состояние усиливает одиночества и ненужности
Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
4группа
Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.
Многоточия – указывают на постоянные размышления, думы, которые не прекращаются.
- Сделаем выводы о роли этих художественных средств:
Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека, а настоящее время в рассказе показывает, что душевная боль никуда не уходит в прошлое, она постоянна.
- Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)
- Почему Иона решил рассказать ей всё?
(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)
- Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)
-Что в этой фразе?
- Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить душу. В нем найти родственную душу.
Итог урока.
-Затронуло это произведение вас?
- О чем же рассказ «Тоска»? Является ли он юмористическим? У А.П.Чехова всегда открытый финал. Что же хотел донести до нас автор? Каково идейное содержание рассказа?
(автор показал жестокость мира, в котором человеку одиноко, не может найти понимания. Ведь Иона ничего от людей не требует, а просто человеческого внимания, сочувствия. Но видит равнодушие и безучастность людей к чужому горю.
-А как происходит в наше время?
Сейчас вы увидите ролик из нашей жизни, как он связан с рассказом Чехова?
(просмотр видеоролика о равнодушии)
Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. В жизни часто можно встретить такое безысходное страдание. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Необходимо помнить о том,что каждый из нас может оказаться в тяжелом положении, и главное- чтобы не остаться одному наедине со своей бедой в этом многолюдном мире.
Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»)
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
Домашнее задание:
впереди у вас ГИА. Одним из заданий- написание сочинения-рассуждения. Я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение на тему «К чему может привести равнодушие?»
Рефлексия
Самооценка
-Пожалуйста,оцените свою работу. Совпадают ли наши отметки. Смогли вы закрыть кредит? И самое главное, вы не подвели свою команду. С вами приятно было работать. Молодцы!
Рабочий лист к уроку литературы по произведению А.П.Чехова «Тоска»
1.Назовите синонимы к слову ТОСКА ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ рассказа «Тоска»
ТОСКА
ИОНА
Художественные детали
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
………………………. _________________________________________________________________________________________________________
………………………__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
………………………….._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Художественные средства и приёмы в рассказе
1………………………….-___________________________________________________________________
2…………………………..-___________________________________________________________________
3…………………………..-___________________________________________________________________
4……………………………..-__________________________________________________________________
Селиванова Галина Геннадьевна