Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"» (2 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Конспект интегрированного урока
литературного чтения
«А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
(УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
Разработала и провела урок:
учитель первой категории
Созонова Светлана Дмитриевна
Тобольск, 2018
Цели:
создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; совершенствования навыка выразительного чтения; развития умения составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям;
способствовать развитию речи, памяти, внимания, познавательной активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса;
создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, хитрости, жадности; привития интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс» (часть 2), иллюстративный материал (детские рисунки к сказке, картинки-иллюстрации эпизодов произведения), карточки с дифференцированными заданиями, аудиозапись “Сказки о рыбаке и рыбке”, рыбки разных цветов для проведения рефлексии, краски и кисточки, альбомы..
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель: - Добрый день, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые гости. Я рада встрече с вами на нашем уроке.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку и частичку хорошего настроения своему соседу по парте. Итак, мы начинаем наш урок.
2.Мотивация учебной деятельности
В мире много сказок - грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
- Ребята, вы любите сказки? (Да)
- Я тоже очень люблю сказки и сказочных героев.
- В гостях у нас сегодня – золотая рыбка… и не одна. А что делает золотая рыбка обычно в сказке? (Исполняет желания)
- Какие желания вы сегодня хотите, чтобы исполнились на уроке чтения? (Выразительно читать, расширять словарный запас, отвечать на вопросы, мыслить, давать характеристику героев, оценивать поступки, красиво говорить.)
- Желаю вам удачи, успехов на уроке.
- Чтобы хорошо читать,
устно громко отвечать,
с интонацией дружить на уроке чтения -
Проведём дыхательную и артикуляционную гимнастику!
3.Дыхательная, артикуляционная гимнастика (Проводит ребёнок с ОВЗ).
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Иголочка".)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнение "Заборчик".)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т")
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение "Маляр")
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
4.Проверка домашнего задания.
4.1.Проверка знания содержания сказки.
- Ребята, а сейчас мы проверим на сколько внимательно вы дома прочитали сказку, проведём викторину "Рыбаки".
Викторина "Рыбаки"
Где жил старик со своею старухой? (У самого синего моря)
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной)
Чем ловил старик рыбу? (Неводом)
Ветхое жильё старика и старухи? (Землянка)
С чем осталась старуха в конце сказки? (С разбитым корытом)
Куда старуха-дворянка отправила работать старика? (На конюшню)
С чем второй раз пришёл невод? (С травою морскою) Что ела за столом старуха-царица? (Пряник)
Жена старика? (Старуха)
4.2.Проверка творческого домашнего задания.
- Ребята, дома вы могли выполнить ещё и творческое задание - нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки. Посмотрите, сколько рисунков-иллюстраций к сказке вы нарисовали. Какие замечательные иллюстрации у вас получились.
- А ещё у нас ребята, выполнили творческое задание по желанию. Они выучили фрагмент сказки наизусть и решили разыграть его по ролям. Посмотрим, что у них получилось.
5.Сообщение темы урока.
- Ребята, я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте: "Какова же будет тема нашего сегодняшнего урока и чему мы сегодня будем учиться на уроке?"
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипят половицы,
По комнате ходят … сказки.
- Верно, ребята. Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о сказке А.С.Пушкина. Будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, будем учиться давать характеристику героев, оценивать их поступки, красиво говорить и проследим за развитием сюжета сказки.
- И начнём мы наше исследование "Сказки о рыбаке и рыбке"с характеристики героев.
6.Изучение нового материала.
6.1.Характеристика героев сказки.
- Ребята, сейчас вам предстоит соотнести героя сказки с его характерными чертами. (Желающие ученики выходят к доске и прикрепляют таблички-характеристики героев напротив героев сказки)
На доске таблички:
старуха властная, злая,
старик потемнело, сваливая, покорный, добрый, безвольный
рыбка исполнительная, добрая, неблагодарная,
море помутнелось, жадная
Вопросы к классу:
Какой мы представляем старуху в сказке?
Каким мы видим старика?
Можно ли море назвать героем сказки? Почему?
Как рыбка помогает нам по-другому посмотреть на старика и на старуху?
Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему не нравится старуха?
6.2. Работа с иллюстрациями. Работа с текстом сказки в учебнике (с.148 - 157).
- Ребята, вам предстоит найти в тексте сказки строчки, которые относятся к рисункам-иллюстрациям к сказке расположенным на доске, и выразительно прочитать их.
Физминутка.
Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде.
То сожмутся - разожмутся, То зароются в песке.
7.Закрепление изученного материала.
7.1. Работа в группах (Дифференцированные задания для групп на карточках разного цвета).
- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах.
- У вас на столах лежат карточки с заданиями синего и зелёного цвета. Выберите карточку с тем заданием, которое вам понравилось больше и вы желаете выполнить его в группе.
1 группа (синяя карточка)
Задание. К какому персонажу сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок)
СТАРИК |
Много хочешь, да мало получишь. |
СТАРУХА |
1 группа (зелёная карточка)
Задание. Прочитайте 2 часть сказки (с.150-151) и подчеркните слова, обозначающие действия.
2 группа (синяя карточка)
Задание. Восстанови «цепочку».
2 группа (зелёная карточка)
Задание. Объясните значение пословицы: "Остаться у разбитого корыта".
3 группа (синяя карточка)
Задание. Сделайте модель обложки "Сказки о рыбаке и рыбке".
3 группа (зелёная карточка)
Задание. О каком "великом чуде" рассказал старик старухе? Зачитайте строчки из сказки.
7.2. Индивидуальная работа (по рядам).
- Ребята, сейчас вам предстоит поработать индивидуально. Вы прослушаете 3 фрагмента аудиозаписи “Сказки о рыбаке и рыбке” (один фрагмент сказки адресуется одному ряду) и должны будете нарисовать рисунок-иллюстрацию к прослушанному фрагменту.
8. Домашнее задание (на выбор).
1.Выучить наизусть 1 часть сказки.
2.Подготовить чтение сказки по ролям.
3. Выполнить задание в РТ.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Над каким произведением работали на уроке?
Чему учит нас сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»?
За что золотая рыбка наказала старуху?
Закончите фразу «Никогда не буду, как …»
Я хочу быть похожим на ...
Меня научила сказка ...
10.Оцените свою работу и работу своих одноклассников на уроке.
Я доволен (не доволен) собой, потому что…
Я могу похвалить … за …
- Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу.
- Ребята, спасибо вам за работу.
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.
Созонова Светлана Дмитриевна