12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Созонова Светлана Дмитриевна21
Россия, Тюменская обл., Тобольск
3

Использование технологии проектного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе. Конспект урока литературного чтения «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»


 


 


 


 


 


 


 

Конспект интегрированного урока

литературного чтения

«А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


 

(УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)


 


 


 

Разработала и провела урок:

учитель первой категории

Созонова Светлана Дмитриевна


 


 


 

Тобольск, 2018

 

 

Цели:

создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; совершенствования навыка выразительного чтения; развития умения составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям;

способствовать развитию речи, памяти, внимания, познавательной активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса;

создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, хитрости, жадности; привития интереса к творчеству А.С.Пушкина.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс» (часть 2), иллюстративный материал (детские рисунки к сказке, картинки-иллюстрации эпизодов произведения), карточки с дифференцированными заданиями, аудиозапись “Сказки о рыбаке и рыбке”, рыбки разных цветов для проведения рефлексии, краски и кисточки, альбомы..

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель: - Добрый день, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые гости. Я рада встрече с вами на нашем уроке.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку и частичку хорошего настроения своему соседу по парте. Итак, мы начинаем наш урок.

2.Мотивация учебной деятельности

В мире много сказок - грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»

- Ребята, вы любите сказки? (Да)

- Я тоже очень люблю сказки и сказочных героев.

- В гостях у нас сегодня – золотая рыбка… и не одна. А что делает золотая рыбка обычно в сказке? (Исполняет желания)

- Какие желания вы сегодня хотите, чтобы исполнились на уроке чтения? (Выразительно читать, расширять словарный запас, отвечать на вопросы, мыслить, давать характеристику героев, оценивать поступки, красиво говорить.)

- Желаю вам удачи, успехов на уроке.

- Чтобы хорошо читать,

устно громко отвечать,

с интонацией дружить на уроке чтения -

Проведём дыхательную и артикуляционную гимнастику!

3.Дыхательная, артикуляционная гимнастика (Проводит ребёнок с ОВЗ).

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Иголочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнение "Заборчик".)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит "тук-тук!",

Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т")

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение "Маляр")

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

 

 

4.Проверка домашнего задания.

4.1.Проверка знания содержания сказки.

- Ребята, а сейчас мы проверим на сколько внимательно вы дома прочитали сказку, проведём викторину "Рыбаки".

Викторина "Рыбаки"

Где жил старик со своею старухой? (У самого синего моря)

С чем первый раз пришёл невод? (С тиной)

Чем ловил старик рыбу? (Неводом)
Ветхое жильё старика и старухи? (Землянка)

С чем осталась старуха в конце сказки? (С разбитым корытом)

Куда старуха-дворянка отправила работать старика? (На конюшню)

С чем второй раз пришёл невод? (С травою морскою) Что ела за столом старуха-царица? (Пряник)
Жена старика? (Старуха)

 

4.2.Проверка творческого домашнего задания.

- Ребята, дома вы могли выполнить ещё и творческое задание - нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки. Посмотрите, сколько рисунков-иллюстраций к сказке вы нарисовали. Какие замечательные иллюстрации у вас получились.

- А ещё у нас ребята, выполнили творческое задание по желанию. Они выучили фрагмент сказки наизусть и решили разыграть его по ролям. Посмотрим, что у них получилось.


     5.Сообщение темы урока.

- Ребята, я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте: "Какова же будет тема нашего сегодняшнего урока и чему мы сегодня будем учиться на уроке?"

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипят половицы,
По комнате ходят … сказки.

- Верно, ребята. Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о сказке А.С.Пушкина. Будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, будем учиться давать характеристику героев, оценивать их поступки, красиво говорить и проследим за развитием сюжета сказки.

- И начнём мы наше исследование "Сказки о рыбаке и рыбке"с характеристики героев.

 

6.Изучение нового материала.

6.1.Характеристика героев сказки.

- Ребята, сейчас вам предстоит соотнести героя сказки с его характерными чертами. (Желающие ученики выходят к доске и прикрепляют таблички-характеристики героев напротив героев сказки)

На доске таблички:

старуха властная, злая,

старик потемнело, сваливая, покорный, добрый, безвольный

рыбка исполнительная, добрая, неблагодарная,

море помутнелось, жадная

 

Вопросы к классу:

Какой мы представляем старуху в сказке?

Каким мы видим старика?

Можно ли море назвать героем сказки? Почему?

Как рыбка помогает нам по-другому посмотреть на старика и на старуху?

Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему не нравится старуха?


6.2. Работа с иллюстрациями. Работа с текстом сказки в учебнике (с.148 - 157).

- Ребята, вам предстоит найти в тексте сказки строчки, которые относятся к рисункам-иллюстрациям к сказке расположенным на доске, и выразительно прочитать их.

 

Физминутка.

Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде.

То сожмутся - разожмутся, То зароются в песке.

 

7.Закрепление изученного материала.

7.1. Работа в группах (Дифференцированные задания для групп на карточках разного цвета).

- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах.

- У вас на столах лежат карточки с заданиями синего и зелёного цвета. Выберите карточку с тем заданием, которое вам понравилось больше и вы желаете выполнить его в группе.

1 группа (синяя карточка)

Задание. К какому персонажу сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок)

СТАРИК

Много хочешь, да мало получишь.
Не умел характер проявить, тебе и битому быть.
Ненасытному всё мало.
Кто жадный бывает, тот всё потеряет.
Много желать – добра не видать.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.

СТАРУХА

 

1 группа (зелёная карточка)

Задание. Прочитайте 2 часть сказки (с.150-151) и подчеркните слова, обозначающие действия.

2 группа (синяя карточка)

Задание. Восстанови «цепочку».

 

2 группа (зелёная карточка)

Задание. Объясните значение пословицы: "Остаться у разбитого корыта".


3 группа (синяя карточка)

Задание. Сделайте модель обложки "Сказки о рыбаке и рыбке".

 

3 группа (зелёная карточка)

Задание. О каком "великом чуде" рассказал старик старухе? Зачитайте строчки из сказки.

 

 

7.2. Индивидуальная работа (по рядам).

- Ребята, сейчас вам предстоит поработать индивидуально. Вы прослушаете 3 фрагмента аудиозаписи “Сказки о рыбаке и рыбке” (один фрагмент сказки адресуется одному ряду) и должны будете нарисовать рисунок-иллюстрацию к прослушанному фрагменту.


     8. Домашнее задание (на выбор).

1.Выучить наизусть 1 часть сказки.

2.Подготовить чтение сказки по ролям.

3. Выполнить задание в РТ.


 

      9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Над каким произведением работали на уроке?

Чему учит нас сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»?

За что золотая рыбка наказала старуху?

Закончите фразу «Никогда не буду, как …»

Я хочу быть похожим на ...

Меня научила сказка ...

 

10.Оцените свою работу и работу своих одноклассников на уроке.

Я доволен (не доволен) собой, потому что…

Я могу похвалить … за …

- Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу.

- Ребята, спасибо вам за работу.

                 Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

                 И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Опубликовано


Комментарии (1)

Созонова Светлана Дмитриевна, 10.03.18 в 20:52 0Ответить Пожаловаться
Я рада, если моя разработка кому-нибудь из учителей будет в помощь при подготовке к уроку по данной теме.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.