Технологическая карта урока чтения «Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"»

0
0
Материал опубликован 14 November 2015

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

Знакомство со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, Работа над образами главных героев сказки. Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Цель

Знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки, расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса.

познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;

формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

Задачи

развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения; развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;

воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

проследить смену эмоциональной окраски повторов; обсудить нравственный вывод сказки; развитие речи и словарного

Планируемые результаты

Предметные: научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения Использовать в речи литературоведческие понятия

Продолжить развитие общего и литературного образования Формировать понятие о нравственности Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения

Развивать творческие способности Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока, интерес к чтению сказок А. С. Пушкина, положительно воспринимать морально-эстетические нормы, лежащие в основе поступков героев сказки;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверять свои учебные действия с заданной задачей, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: оценивают достижения участников групповой работы, учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Основные понятия

Сказка, характер и образ героев

Межпредметные связи

Связь с изобразительным искусством, русским языком

Оборудование

Презентация, аудиозапись, мультфильм, карточки для рефлексии и для работы в микрогруппах, учебник.

 

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную

обстановку на уроке

Прозвенел уже звонок,

начинается урок.

Будем все внимательны,

активны и старательны.

– Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу

и себе удачи в работе на уроке.

Рефлексия

-Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах лежат карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку.

-Отложите карточки на край стола. Надеюсь, что все приступят к работе с отличным настроением!

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют

учителя.

Определяют настроение, настраиваются на урок

 

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд

Вопросы:

1.Кто автор следующих строк:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

2. Человек, занимающийся рыболовством?

3. Жанр литературного творчества?

4. Рыбка с золотистою окраской?

-Молодцы! А теперь давайте подумаем, что связывает эти слова, и какую тему нашего занятия мы можем сформулировать?

-Тема нашего урока: Знакомство со « Сказкой о рыбаке и золотой рыбке», которую написал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа с репродукцией картины

Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900)

Черное море. (На Черном море начинает разыгрываться буря)

-Какие чувства у вас вызывает эта картина?
-Если бы море могло говорить чтобы оно сказало нам?
-Какое настроение передает нам картина?
-Как вы думаете, почему художник выбрал именно такие краски, с чем это может быть связано?
-Что происходит на картине? Какое действие?

Характеристика по портрету писателя.

-Обратите внимание на стиль одежды, на выражения эмоций в лице. Можете ли вы с помощью этого сказать, что-либо о писателе?

Беседа о биографии автора.

-Родился он в Москве, в богатой семье. Первым маленький Пушкин выучил французский язык, так было принято в то время. Все разговаривали на французском языке. Русскому языку его научил немец – Шиллер. В доме отца было много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с восьми или девяти. Будучи воспитан на французском языке, Пушкин принялся за французские книги, которых у отца было очень много. Он с жадностью бросался на книги, читал день и ночь. В 9 лет Александр уже сочинял стихи, но на французском языке. Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи по-русски.

- С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня знала много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.

-Какие сказки Пушкина вы знаете?

-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6 из них одну не закончил)

-Давайте их перечислим:

1. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. «Сказка о царе Салтане…»

3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4. «Сказка о золотом петушке»

5. «Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Сказка о Медведихе»

-Поднимите руку те, кто знает сказку о рыбаке и рыбке?

- Вы поможете, сегодня нам на уроке, т. к. разговор у нас будет именно об этой сказке.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над разгадыванием кроссворда, высказывают свою точку зрения на проблему.

Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая кроссворд, просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Продолжить развитие общего и литературного, развивать речевые умения

Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока;

Регулятивные: периодически сверять свои учебные действия с заданной задачей, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

III. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте название произведения.

- Что можно узнать из заголовка? (о героях)

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

-Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по художественному произведению;

Беседа по содержанию текста.

- Где жили старик со своею старухой?

-Как жили?

- Сколько лет?

-Чем занимался старик? А старуха?

-Найдите, ребята сказочную примету (Трижды закинул невод в море)

-Еще есть сказочная примета? (Золотая рыбка)

-Что просила старуха в первый раз? (Корыто)

- Что второй раз захотелось старухе? (Избы)

- Как вы думает, из-за чего менялось море?

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные

Личностные: проявляют интерес к чтению сказок А. С. Пушкина;

Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы,

Вторичное чтение текста (детьми по цепочки)

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

-В ходе чтения мы будем выписывать слова, которые нам не понятны.

Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?

- Почему рыбка названа "непростою”? (говорит, может исполнять желания)

- Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?

- С каким чувством он их произносил?

- Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?

Словарная работа

-Воспользуемся словарем, чтобы узнать значение слов.

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод - сеть рыболовная

Откуп - плата

Простофиля - глупый, несообразительный человек

Кликать - звать

Пуще - больше

Корысть – выгода

Чупрун - чуб

Столбовая дворянка - особа знатного рода

Пряник печатный - пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.

-Давайте проследим в тесте, как меняется море, как вы считаете, с чем это связано?

-Давайте попробуем составить последовательность просьб старухи.

А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком?

- Как рыбка относится к старику?

- Перечислите главных героев сказки.

- Как вы считаете, почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

-Можем ли мы определить отношения автора к героям в сказке? (У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, жадная. Не удостаивается внимания автора даже в названии.)

- Как вы думаете, можно ли старика полностью считать положительным героем? (Нет. Старик, хотя прост и добр, но не имеет своего мнения, твердого характера, выполняет все приказы старухи.)

- Какую ошибку допускает старик?(Не надо было рассказывать о рыбке и покорно выполнять все поручения старухи.)

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Работают с устаревшими словами из сказки, узнают их значение.

научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения

Использовать в речи литературоведческие понятия

Продолжить развитие общего и литературного образования

Формировать понятие о нравственности

развивать речевые умения

Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Личностные: проявляют ходе урока интерес к чтению сказок А. С. Пушкина, положительно воспринимать морально-эстетические нормы, лежащие в основе поступков героев сказки;

Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Работа учащихся в микрогруппах

Формировать у школьников умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности

-Ребята, а теперь вы поработаете в микрогруппах.

-Давайте вспомним, как следует работать в группах? ( Слушать мнение других, уважительно относится, не перебивать).

Карточка№1

Объясни смысл пословиц

Много хочешь - последнее потеряешь.

Много желать - добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

Карточка №2

Расшифруйте слова. Из полученных слов составьте предложения (можно добавлять глаголы, предлоги и менять форму полученных слов)

(море, рыбка, старик, старуха; сказала старуха старику пойти на море и поймать рыбку и т.п.)

Карточка №3

Охарактеризуйте образ старика

(проследите за его словами, речь, поведением).

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Карточка №4

Охарактеризуйте образ рыбки

(проследите за её словами, речью, поведением).

Считается народным символом богатства, обилия, удачи.

Карточка №5

Охарактеризуйте образ моря (проследите, как оно менялось, с чем это может быть связано)?

(особое место занимает образ моря. Море - место пребывания рыбки. Государыня рыбка связана с ним могучей, но незримой связью. В первый раз (просил избу) - «Позеленело море, потемнело, не сверкает, как прежде». Во второй раз (каменный замок) - «Помутилось море, потемнело, совсем стало темным, иссиня-черным, и совсем не такое, как прежде - зеленое и светлое; но было оно еще тихое-тихое». В третий раз (захотела быть королевой) - «Приходит к морю, а море все черное стало, волнуется, и ходят по нем волны большие и мутные-мутные». И так каждый раз море все сильнее гневалось, возмущалось. А когда рыбак пришел с просьбой сделать старуху богом, он увидел: «Бушевала на море буря, и кругом все так шумело и ревело, что он еле мог на ногах держаться... Гром грохотал, сверкали молнии, ходили по морю черные волны такой вышины, как колокольня...»

«Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Неспокойно синее море»)

Карточка №6

Охарактеризуйте образ старухи, как менялось ее поведение, настроение в сказке?

(характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания задания, его представления, защиты.

Продолжить развитие общего и литературного образования

Формировать понятие о нравственности Способствовать обогащению словаря учащихся,

Развивать творческие способности

Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока;

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверять свои учебные действия с заданной задачей, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

Коммуникативные УУД: оценивают достижения участников групповой работы, учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

IV. Подведение итога урока.

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- Ребята, что вам больше всего запомнилось?

- А что понравилось?

- Что вы узнали нового?

- Чему научила вас сказка А. С. Пушкина?

Рефлексия

-Узнаем ваше настроение на конец урока. На ваших столах лежат карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку.

-Спасибо за активную работу на уроке.

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

 

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.