Технологическая карта урока чтения «Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"»
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока | Знакомство со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, Работа над образами главных героев сказки. Работа над образом моря – как одного из героев сказки. |
Цель | Знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки, расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса. познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; |
Задачи | развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения; развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения; воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме. проследить смену эмоциональной окраски повторов; обсудить нравственный вывод сказки; развитие речи и словарного |
Планируемые результаты | Предметные: научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения Использовать в речи литературоведческие понятия Продолжить развитие общего и литературного образования Формировать понятие о нравственности Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения Развивать творческие способности Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока, интерес к чтению сказок А. С. Пушкина, положительно воспринимать морально-эстетические нормы, лежащие в основе поступков героев сказки; Метапредметные: Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверять свои учебные действия с заданной задачей, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности; Коммуникативные УУД: оценивают достижения участников групповой работы, учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; |
Основные понятия | Сказка, характер и образ героев |
Межпредметные связи | Связь с изобразительным искусством, русским языком |
Оборудование | Презентация, аудиозапись, мультфильм, карточки для рефлексии и для работы в микрогруппах, учебник. |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I. Организация класса на работу | ||||
заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке | Прозвенел уже звонок, начинается урок. Будем все внимательны, активны и старательны. – Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке. Рефлексия -Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах лежат карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку. -Отложите карточки на край стола. Надеюсь, что все приступят к работе с отличным настроением! | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Определяют настроение, настраиваются на урок | Коммуникативные: строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; | |
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | ||||
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | -Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд Вопросы: 1.Кто автор следующих строк: У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; 2. Человек, занимающийся рыболовством? 3. Жанр литературного творчества? 4. Рыбка с золотистою окраской? -Молодцы! А теперь давайте подумаем, что связывает эти слова, и какую тему нашего занятия мы можем сформулировать? -Тема нашего урока: Знакомство со « Сказкой о рыбаке и золотой рыбке», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Работа с репродукцией картины Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900) Черное море. (На Черном море начинает разыгрываться буря) -Какие чувства у вас вызывает эта картина? Характеристика по портрету писателя. -Обратите внимание на стиль одежды, на выражения эмоций в лице. Можете ли вы с помощью этого сказать, что-либо о писателе? Беседа о биографии автора. -Родился он в Москве, в богатой семье. Первым маленький Пушкин выучил французский язык, так было принято в то время. Все разговаривали на французском языке. Русскому языку его научил немец – Шиллер. В доме отца было много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с восьми или девяти. Будучи воспитан на французском языке, Пушкин принялся за французские книги, которых у отца было очень много. Он с жадностью бросался на книги, читал день и ночь. В 9 лет Александр уже сочинял стихи, но на французском языке. Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи по-русски. - С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня знала много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах. -Какие сказки Пушкина вы знаете? -А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6 из них одну не закончил) -Давайте их перечислим: 1. «Сказка о рыбаке и рыбке» 2. «Сказка о царе Салтане…» 3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 4. «Сказка о золотом петушке» 5. «Сказка о попе и его работнике Балде» 6. «Сказка о Медведихе» -Поднимите руку те, кто знает сказку о рыбаке и рыбке? - Вы поможете, сегодня нам на уроке, т. к. разговор у нас будет именно об этой сказке. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над разгадыванием кроссворда, высказывают свою точку зрения на проблему. Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая кроссворд, просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Продолжить развитие общего и литературного, развивать речевые умения | Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока; Регулятивные: периодически сверять свои учебные действия с заданной задачей, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности; Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; |
III. Изучение нового материала 1. Подготовка к восприятию нового материала. | ||||
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | Работа с текстом до чтения. - Прочитайте название произведения. - Что можно узнать из заголовка? (о героях) Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях. -Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях. Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по художественному произведению; Беседа по содержанию текста. - Где жили старик со своею старухой? -Как жили? - Сколько лет? -Чем занимался старик? А старуха? -Найдите, ребята сказочную примету (Трижды закинул невод в море) -Еще есть сказочная примета? (Золотая рыбка) -Что просила старуха в первый раз? (Корыто) - Что второй раз захотелось старухе? (Избы) - Как вы думает, из-за чего менялось море? | Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные | Личностные: проявляют интерес к чтению сказок А. С. Пушкина; Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности; Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, |
Вторичное чтение текста (детьми по цепочки) | ||||
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | -В ходе чтения мы будем выписывать слова, которые нам не понятны. Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка? - Почему рыбка названа "непростою”? (говорит, может исполнять желания) - Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи? - С каким чувством он их произносил? - Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки? Словарная работа -Воспользуемся словарем, чтобы узнать значение слов. Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый. Невод - сеть рыболовная Откуп - плата Простофиля - глупый, несообразительный человек Кликать - звать Пуще - больше Корысть – выгода Чупрун - чуб Столбовая дворянка - особа знатного рода Пряник печатный - пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами. -Давайте проследим в тесте, как меняется море, как вы считаете, с чем это связано? -Давайте попробуем составить последовательность просьб старухи. А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? - Как рыбка относится к старику? - Перечислите главных героев сказки. - Как вы считаете, почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи? -Можем ли мы определить отношения автора к героям в сказке? (У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, жадная. Не удостаивается внимания автора даже в названии.) - Как вы думаете, можно ли старика полностью считать положительным героем? (Нет. Старик, хотя прост и добр, но не имеет своего мнения, твердого характера, выполняет все приказы старухи.) - Какую ошибку допускает старик?(Не надо было рассказывать о рыбке и покорно выполнять все поручения старухи.) | Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; Работают с устаревшими словами из сказки, узнают их значение. | научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения Использовать в речи литературоведческие понятия Продолжить развитие общего и литературного образования Формировать понятие о нравственности развивать речевые умения Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества | Личностные: проявляют ходе урока интерес к чтению сказок А. С. Пушкина, положительно воспринимать морально-эстетические нормы, лежащие в основе поступков героев сказки; Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности; Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; |
Работа учащихся в микрогруппах | ||||
Формировать у школьников умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности | -Ребята, а теперь вы поработаете в микрогруппах. -Давайте вспомним, как следует работать в группах? ( Слушать мнение других, уважительно относится, не перебивать). Карточка№1 Объясни смысл пословиц Много хочешь - последнее потеряешь. Много желать - добра не видать. Жадность всякому горю начало. Ненасытному все мало. Карточка №2 Расшифруйте слова. Из полученных слов составьте предложения (можно добавлять глаголы, предлоги и менять форму полученных слов)
(море, рыбка, старик, старуха; сказала старуха старику пойти на море и поймать рыбку и т.п.) Карточка №3 Охарактеризуйте образ старика (проследите за его словами, речь, поведением). Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный. Карточка №4 Охарактеризуйте образ рыбки (проследите за её словами, речью, поведением). Считается народным символом богатства, обилия, удачи. Карточка №5 Охарактеризуйте образ моря (проследите, как оно менялось, с чем это может быть связано)? (особое место занимает образ моря. Море - место пребывания рыбки. Государыня рыбка связана с ним могучей, но незримой связью. В первый раз (просил избу) - «Позеленело море, потемнело, не сверкает, как прежде». Во второй раз (каменный замок) - «Помутилось море, потемнело, совсем стало темным, иссиня-черным, и совсем не такое, как прежде - зеленое и светлое; но было оно еще тихое-тихое». В третий раз (захотела быть королевой) - «Приходит к морю, а море все черное стало, волнуется, и ходят по нем волны большие и мутные-мутные». И так каждый раз море все сильнее гневалось, возмущалось. А когда рыбак пришел с просьбой сделать старуху богом, он увидел: «Бушевала на море буря, и кругом все так шумело и ревело, что он еле мог на ногах держаться... Гром грохотал, сверкали молнии, ходили по морю черные волны такой вышины, как колокольня...» «Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Неспокойно синее море») Карточка №6 Охарактеризуйте образ старухи, как менялось ее поведение, настроение в сказке? (характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. | Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания задания, его представления, защиты. | Продолжить развитие общего и литературного образования Формировать понятие о нравственности Способствовать обогащению словаря учащихся, Развивать творческие способности Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества | Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока; Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверять свои учебные действия с заданной задачей, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников; Коммуникативные УУД: оценивают достижения участников групповой работы, учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; |
IV. Подведение итога урока. | ||||
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | - Ребята, что вам больше всего запомнилось? - А что понравилось? - Что вы узнали нового? - Чему научила вас сказка А. С. Пушкина? Рефлексия -Узнаем ваше настроение на конец урока. На ваших столах лежат карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если настроение очень плохое нарисуйте тучку. -Спасибо за активную работу на уроке. | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы |