Конспект интегрированного урока литературного чтения «А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубъязская средняя школа»
Конспект интегрированного урока
литературного чтения
«А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
(УМК «Перспектива», 2 класс)
Разработала и провела урок:
учитель начальных классов
Рахимова Гузель Ильдаровна
Цели:
создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; совершенствования навыка выразительного чтения; развития умения составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям;
способствовать развитию речи, памяти, внимания, познавательной активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса;
создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, хитрости, жадности; привития интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс» (часть 2), иллюстративный материал (детские рисунки к сказке, картинки-иллюстрации эпизодов произведения), карточки с дифференцированными заданиями, аудиозапись “Сказки о рыбаке и рыбке”, рыбки разных цветов для проведения рефлексии, краски и кисточки, альбомы..
Тип урока: урок закрепления полученного знания.
Инновация : Применение технологии Виммельбух. (Основа любого виммельбуха — иллюстрация. На страницах таких книги очень много персонажей и каждый занят каким-то своим делом, у каждого свой характер и привычки.)
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: - Добрый день, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые гости. Я рада встрече с вами на нашем уроке.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку и частичку хорошего настроения своему соседу по парте. Итак, мы начинаем наш урок.
Мотивация учебной деятельности
В мире много сказок - грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
- Ребята, вы любите сказки? (Да)
- Я тоже очень люблю сказки и сказочных героев.
- В гостях у нас сегодня – золотая рыбка… и не одна. А что делает золотая рыбка обычно в сказке? (Исполняет желания)
- Какие желания вы сегодня хотите, чтобы исполнились на уроке чтения? (Выразительно читать, расширять словарный запас, отвечать на вопросы, мыслить, давать характеристику героев, оценивать поступки, красиво говорить.)
- Желаю вам удачи, успехов на уроке
- Итак, Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о сказке А.С.Пушкина.
НО СЕГОДНЯ РЕБЯТА , МЫ С ВАМИ НЕОБЫЧНО БУДЕМ ОБ ЭТОЙ СКАЗКИ ГОВОРИТЬ. МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ ПО КАРТИНКАМ ВИММЕЛЬБУХ. ПОСМАТРИТЕ У ВАС У ВСЕХ КАРТИНКИ ЛЕЖАТ .
РАССМОТРИТЕ ИХ ВНИМАТЕЛЬНО И СКАЖИТЕ
- КТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ЭТОЙ СКАЗКИ? ( РЫБКА, БАБКА, ДЕД)
Где жил старик со своею старухой? (У самого синего моря)
В каком жилище жил старик? ( Землянка)
Чем ловил старик рыбу? ( Неводом)
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной)
С чем второй раз пришёл невод? (С травою морскою)
Чем занималась старуха? (Пряла пряжу)
Куда старуха-дворянка отправила работать старика? (На конюшню)
С чем осталась старуха в конце сказки? (С разбитым корытом)
- Ребята, сейчас вам предстоит соотнести героя сказки с его характерными чертами.
На доске таблички:
Старуха ( ЗЛАЯ, ЖАДНАЯ)
СТАРИК ( ПОКОРНЫЙ , ДОБРЫЙ)
РЫБКА ( ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, ДОБРАЯ)
МОРЕ ( ПОМУТНЕЛО, ПОТЕМНЕЛО)
Физминутка «Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)
И плескались на воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками)
То сойдутся, разойдутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)
То зароются в песке.(приседают с круговыми движениями ладоней)
Работа в группах (Дифференцированные задания для групп на карточках разного цвета).
- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах.
Задание. К какому персонажу сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок)
СТАРИК | Много хочешь, да мало получишь. |
СТАРУХА |
2 группа (зелёная карточка)
Подбери АНТОНИМЫ К СЛОВАМ
СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ
ДУРАЧИНА– УМНИЦА
ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ
НЕВЕЖА - УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ
ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ
Группа Проследи, как постепенно менялось море.
__3_помутилось
_1__не спокойно
__5_на море чёрная буря
__4_почернело
__2_слегка разыгралось
группа Расположи желания старухи по порядку:
__4__ Вольная царица.
___1_ Новое корыто.
___3_ Дворянка.
___2_ Новая изба.
___5_ Владычица морская.
5 группа Какими словами начинается сказка ?
Какими словами начинается сказка?
А) «Жили-были старик со старухой»
Б) «Жили-были дед да баба»
В) «Жил старик со своею старухой»
А СЕЙЧАС РЕБЯТА НАС ЖДЕТ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ ЗАДАНИЕ , САМИМ СОЗДАТЬ КНИЖКУ ВИММЕЛЬБУК.
ДЛЯ ЭТОГО ВАМ НУЖНО В ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАСПОЛОДИТЬ ЭПИЗОДЫ СКАЗКИ, ДЛЯ ЭТОГО ВАМ ПОМОЖЕТ КАРТИНКА.
Я могу вам предложить картинный план для "Сказки о рыбаке и рыбке"
1 Старик рыбачит в море.
2 Дома в землянке старуха осталась.
3. Золотая рыбка в сетях
4 Старуха требует нового корыта.
5 Старик кланяется золотой рыбке и просит хорошее корыто.
6 Старуха не довольна одним корытом и требует хороший дом.
7 Старик попросил рыбку исполнить желание старухи.
8 Старуха-дворянка.
9 Старуха бьёт старика и требует исполнение другого её желания - стать царицей
10 Старик снова просит рыбку и она снова исполняет желание для вздорной старухи.
11 Старуха-царица хочет владеть морем и Золотой рыбкой.
12 Море бушует. Золотая рыбка не исполнила старухино желание.
13 Старуха осталась с разбитым корытом.
МОЛОДЦЫ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ, ТЕПЕРЬ МЫ МОЖЕМ ПОЙТИ В 1 КЛАСС И РАССКАЗАТЬ РЕБЯТАМ СКАЗКУ ПО КАРТИНКАМ.
Домашнее задание (на выбор).
Оцените свою работу и работу своих одноклассников на уроке.
Я доволен (не доволен) собой, потому что…
Я могу похвалить … за …
- Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу.
- Ребята, спасибо вам за работу.
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.