Конспект урока литературного чтения в 4 классе: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 класс
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.
Цели: Продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, знакомство с его «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».
Задачи: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А. С. Пушкина (или аудиосказка с картинками).
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
Чтение: с ускорением, с замедлением темпа, с интонацией удивления, восхищения, выразительно.
Проверка домашнего задания
Физкультминутка
Работа по теме урока
Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
Знакомство со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».
Аудиосказка с картинками
Мультфильм
Каковы ваши впечатления от услышанного, увиденного?
Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?
Какие слова и выражения были непонятны?
Продолжение работы по теме урока
Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои — царица и царевна.)
Что вы узнали из начала сказки?
Отчего умерла царица?
Найдите описание новой царицы.
Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»?
Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)
Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)
Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душевные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?
Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.)
Что узнала царица от зеркальца? (Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?)
Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?
Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?
Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)
Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой — от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)
Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто отрицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царевна — положительная.)
Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)
Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.
План характеристики героя сказки
1. Где живет герой?
2. Внешний облик героя.
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Как к герою относится автор?
6. Свое отношение к герою.
Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?
Подведение итогов урока
Как, в виде кого представлено зло?
Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таблицу.)
Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.
К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Кому нравится читать стихи, а кому — сказки Пушкина?
Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?
Домашнее задание
Прочитать сказку (с. 70-90)
Выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.