Конспект урока литературного чтения в 4 классе: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

0
0
Материал опубликован 15 October 2021

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 класс


Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

Цели: Продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, знакомство с его «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина (или аудиосказка с картинками).

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Чтение: с ускорением, с замедлением тем­па, с интонацией удивления, восхищения, выразительно.

Проверка домашнего задания

Физкультминутка

Работа по теме урока

Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

Знакомство со «Сказкой о мертвой царевне и о семи бога­тырях».

Аудиосказка с картинками

https://www.youtube.com/watch?v=PV9_efo2lhM&ab_channel=%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%87%D1%8C

Мультфильм

https://www.youtube.com/watch?v=DP26gKOdFR8&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B5%D1%80


Каковы ваши впечатления от услышанного, увиденного?

Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

Какие слова и выражения были непонятны?

Продолжение работы по теме урока

Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои ца­рица и царевна.)

Что вы узнали из начала сказки?

Отчего умерла царица?

Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»?

Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душев­ные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.)

Что узнала царица от зеркальца? (Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?)

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царев­на — положительная.)

Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Составьте характеристику любого героя сказки по следу­ющему плану.

План характеристики героя сказки

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Как к герою относится автор?

6. Свое отношение к герою.

Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?

Подведение итогов урока

Как, в виде кого представлено зло?

Подумайте и распределите героев по группам: положитель­ные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таб­лицу.)

Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.

К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Кому нравится читать стихи, а кому — сказки Пушкина?

Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?

Домашнее задание

Прочитать сказку (с. 70-90)

Выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к кото­рым они относятся.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #383997 был удален 16 October 2021


Похожие публикации