Конспект урока музыки в 5 классе

1
0
Материал опубликован 18 January

КОПСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ



Тема урока: «Вся Россия просится в песню. Звучащие картины»



Цель: Сформировать представление о народной песне как хранительнице истории, народных традиций и обрядов.

Задачи:

- образовательные: показать характерные особенности русского фольклора;

-развивающие: развивать интерес учащихся к народной музыке, формировать уважение к народному творчеству, расширять кругозор учащихся посредством общения с народной музыкой;

- воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории и традициям через прослушиваемую музыку по характерным признакам, особенностям, различать жанры музыки.

- знать: понятия слов: фольклор, жанры русских народных песен, что русская народная песня тесно связана с жизнью русского народа.

-уметь: слушать и анализировать прослушанную музыку по характерным признакам, особенностям, различать жанры русских народных песен;

-проявлять: свои исполнительские и творческие навыки, знания, умения.



Ход урока:



I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

Музыкальное приветствие


II. Формулирование темы урока. Постановка цели. Планирование деятельности.

У : Сегодня вам самим придется определить тему нашего урока, поставить цель данной темы и определить задачи, поэтому будьте внимательны, слушайте и вслушивайтесь.

У: Прочитайте следующие выражения:

" Песня русская в березах, песня русская в хлебах", " С песней на Руси родились", "С доброй песней и жизнь хороша". (слайд 1)

У: Какое главное слово вы выделите?

Д: Песня.

У: А о какой песне пойдет речь народной или композиторской?

Д: Народной.

У: Если вдуматься в смысл этих выражений, то снавится очевидным, что жизнь русского человека немыслема без песни. Вы согласны со мной? (Да)

Давайте определим тему нашего урока, поставим цель и определим задачи (т.е. составим план урока) (Ответы детей). (слайд 2)

III. Работа над новым материалом.

У: Послушайте песню? (включается песня И.Струве «Моя Россия»)

О чем она? Это композиторская или народная музыка?

Д: Композиторская, но очень похожа на народную.

У: Чем?

Д: Плавная, протяжная, певучая.

У: Вы назвали основные признаки русской народной песни.

- Что главное в русской народной песне мелодия или слова?

Д: Мелодия- это душа музыки, в ней отражены самые сокровенные чувства человека.

(слайд № 3 )

У: (читает стихотворение Г.Серебрякова под мелодию "Песня о России")

- Ты откуда русская зародилась музыка?

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?




Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась, как ты зазвучала?

Пролетели утки - уронили дудки,

Пролетели гуси - уронили гусли.

Уж порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня?

С песней на Руси родились!


У: Так как же появились русские народные песни? Кто их сочинил?

О чем в них поется?

Д: Песни сочиняли слово по слову в процессе труда, другой деятельности людей. Поэтому у них нет одного автора, их сочиняли коллективно, поэтому они называются народными.


У: У вас на столах лежит стихотворение В.С.Матевича «Русские песни» (1842г.) ,

предлагаю ознакомиться с ним.


(один ребенок читает стихотворение в слух, все остальные следят.)


-Как затянет, как зальется православный наш народ.

Ведь откуда все берется!

Прямо к сердцу так и льнет!

Запоет про темну ночку, иль про белые снега,

Про купеческую дочку, про шелковые луга;

Запоет про сине море, иль про матушку реку,

Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;

Русь и в песне-то могуча, широка и глубока,

И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка.

Ай, да песни, что за песни распевает наша Русь?


У: О чем поется в русских песнях?

Д: О жизни народа, страны.

У: Как вы понимаете следующую фразу "Народная песня- зеркало жизни народа"?

Ответы детей. (Все, что происходит в жизни народа все отражено, воспето в песнях народных.)

У: Какие жанры русских народных песен вы знаете? Ответы детей.


Знакомство с жанрами народных песен.

Работа в парах. ( на столах лежат карточки с жанрами н.п., задача детей выбрать правильную карточку)


Проводится викторина: (слайд 4 -5)

1 . У: С этой песней человек встречается сразу после рождения. Как она исполняется?

Д: Колыбельная. Исполняются плавно, протяжно, нежно, певуче.

2. У: Ребенок подрастает и встречается с другими песнями. Какими? Как они исполнялись?

Д: Дразнилки, прибаутки, скороговорки. Исполнялись весело, быстро, шутливо.

3. У: Труд крестьянина всегда был нелегким, а с песней всегда работалось легче. Какие песни пели крестьяне во время работы?

Д: Трудовые. Они исполнялись тяжело, в ритме работы.

4. У: На Русь всегда нападали враги, и русский народ всегда был готов встать на защиту Родины. Какие это были песни, как они исполнялись?

Д: Солдатские, они исполнялись четко, в ритме марша.

5 .У: Русский народ придумывал защитников Родины, богатырей, и в песнях воспевал их силу, мужество. Какие это были песни? Кто их исполнял? Как они исполнялись?

Д: Былины.

Д: Повествовательно. Их рассказывали Баяны- сказители под звуки гуслей.

6.У: В долгие зимние вечера, при лучине собирались девушки на посиделки. Они пряли, вышивали, вязали и пели песни. Какие они пели песни? О чем?

Д: Лирические о любви, частушки (озорные, шутливые), хороводные (плавные , медленные и танцевальными движениями).

7. У: На Руси издревле умели не только работать, но и отдыхать, проводились различные праздники, на которых люди пели и плясали.

Какие на Руси проводились праздники?

Д: Обрядовые - свадьба, рождество, пасха, Масленица. На них исполнялись обрядовые песни и пляски.


У: Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения,- по которым отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую, хороводную от лирической, протяжной.


проводится игра «Угадай-ка»

У: Угадайте жанр русской народной песни и охарактеризуйте его.

(слушание)

1. «Эй, ухнем» (трудовая)

2. «Солдатушки, бравы ребятушки» - ( солдатская)

3. «Березка» - хоровод

4. «Приходила коляда» - рождественская, обрядовая

5. «Поляна» - плясовая

6. Частушки.


У: Песня - душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. песня - хранительница истории, народных традиций и обрядов.

нельзя однозначно сказать, что важнее в человеке - ум или сердце, а в песне - слова или мелодия. именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе бытует такое выражение - "складывать песню".


Физкультминутка.


(Региональный компонент.)

У: А какие народные хоры и ансамбли своего края вы знаете?

Ответы детей:


знакомство с коллективами при ДКЖ г.Буя:

народный хор "Русь", народный хор "Ветеранов", народный ансамбль "Тальяночка", народный театр. (слайд 6,7,8,9,10,11)


У: На стр. учебника 14-15 всмотритесь в картины К.Петрова-Водкина "Полдень" и Б.Кустодиева "Голубой домик". О чем они рассказывают зрителю? (слайд 12)


Дети рассматривают. Отвечают на вопрос учителя.


У: Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?

(Ответы детей. )


IV. Работа с песней. (слайд13,14)

У: Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов, легко поется или, во всяком случае, ее хочется петь. Одним из примеров таких песен является «Песня о России» композитора Локтева, на слова Высоцкой.

(на столах детей лежит напечатанная песня, дети знакомятся с песней)
Прослушивание песни.

Песня о России
Музыка: В.Локтев Слова: О.Высотская

Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
/В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.-2р./


2. Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
Припев.
3. И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, -
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.


У: Что вы можете сказать о характере этой песни?
Д: плавная, неторопливая, мелодичная….
У: Что бы песня получилась такой, какой вы ее описали, давай те закроем глаза и призовем на помощь свое воображение. Представьте себе картину природы, которая рисуется текстом и музыкой, - склонившуюся над уснувшей рекой иву, ветерок, который прорвался сквозь кольцо облаков, любимую всеми ромашку, которая тянется к солнышку.
(Разучивание песни с детьми)

V. Итог урока.

У: О чем говорили на уроке? Что слушали?

Д: Говорили о русских народных песнях, слушали русские народные песни.

У: О чем были эти песни?

Д: О Родине, о России, о героях России, святых об истории России.

У: Сегодня мы говорили и слушали музыку, которая тесно переплетается с

историей России, с событиями связанными с ее судьбой, с жизнью и бытом

русских людей.

-Слушали музыку, которая воспевает Русскую Землю и людей живущих на

ней.

- По песням о России, Родине можно говорить об истории государства. О

событиях, происходящих в стране, о людях.

У: В русской музыке заложены чувства и настроение людей, их отношение к

своей Родине.

- Какие чувства русский человек вложил в свои песни?

Д: Любовь, уважение, гордость, радость.

У: Как вы относитесь к своей Родине, какие чувства испытываете?

(ответы детей)


У: А теперь проведем тестирование на закрепление знаний.


Тест

1. Песня – это…

а) произведение для голоса в сопровождении инструмента б) маршевая пьеса для трубы в) произведение для симфонического оркестра


2. В Русской народной песне одной из главных характерных черт является..

а) отрывистое звучание б) скачкообразная мелодия в) распевы, певучесть


3. В исторических русских народных песнях пелось о...

а) русской природе б) истории Российского государства, полководцах

в) высмеивались недостатки человека – внешность, черты характера


4. Песню «Солдатушки, бравы ребятушки» можно отнести к жанру

а) рекрутские, солдатские песни б) лирическая песня в) хороводная


5. К семейно-бытовым обрядовым песням относились

а) рождественские песни б) троицкие в) свадебные

6. Частушки – это….

а) трагические песни б) веселые, задорные куплеты в) маршевые пьесы для балалайки

7.Фольклор-это……

а) народная музыка б) композиторская музыка




VI. Рефлексия.


Самоконтроль. Самооценка.


Что нового узнали на уроке?

Составить кластер. Самостоятельная работа в парах.

У: Скажите, ребята, мы достигли цели урока? Все поставленные перед нами задачи выполнили? Кого вы хотите похвалить за работу?



У: Молодцы! Спасибо за работу!

Оценки за урок:

У: Кто был самым активным? Прошу оценить себя самостоятельно и поднять

табличку с оценкой за урок.



VII. Домашнее задание: (слайд15)



1. Найдите в справочной литературе, интернете информацию о национальных костюмах, народных музыкальных инструментах и праздниках той местности, в которой ты живешь. расскажи об этом своим одноклассникам.

2. Разучи дома с родителями, бабушками и дедушками народные песни, песни своего края, спой их в классе.

Итог урока:

У: О чем говорили на уроке? Что слушали?

Д: Говорили о русских народных песнях, слушали русские народные песни.

У: О чем были эти песни?

Д: О Родине, о России, о героях России, святых об истории России.

У: Сегодня мы говорили и слушали музыку, которая тесно переплетается с историей

России, с событиями связанными с ее судьбой, с жизнью и бытом русских людей.

У: В русской музыке заложены чувства и настроение людей, их отношение к своей

Родине.

У: В русской музыке заложены чувства и настроение людей, их отношение к своей

Родине.

Д: Любовь, уважение, гордость, радость.

У: Как вы относитесь к своей Родине, какие чувства испытываете?

Давайте мы их покажем в нашей песне о Родине. (слайд №26-27 Заголовок,

природа)

«Что может быть лучше России?»- исполнение.

Выход из класса по музыку.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации