Конспект урока музыки в 5 классе
КОПСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
Тема урока: «Вся Россия просится в песню. Звучащие картины»
Цель: Сформировать представление о народной песне как хранительнице истории, народных традиций и обрядов.
Задачи:
- образовательные: показать характерные особенности русского фольклора;
-развивающие: развивать интерес учащихся к народной музыке, формировать уважение к народному творчеству, расширять кругозор учащихся посредством общения с народной музыкой;
- воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории и традициям через прослушиваемую музыку по характерным признакам, особенностям, различать жанры музыки.
- знать: понятия слов: фольклор, жанры русских народных песен, что русская народная песня тесно связана с жизнью русского народа.
-уметь: слушать и анализировать прослушанную музыку по характерным признакам, особенностям, различать жанры русских народных песен;
-проявлять: свои исполнительские и творческие навыки, знания, умения.
Ход урока:
I. Организационная часть:
Проверка готовности к уроку.
Музыкальное приветствие
II. Формулирование темы урока. Постановка цели. Планирование деятельности.
У : Сегодня вам самим придется определить тему нашего урока, поставить цель данной темы и определить задачи, поэтому будьте внимательны, слушайте и вслушивайтесь.
У: Прочитайте следующие выражения:
" Песня русская в березах, песня русская в хлебах", " С песней на Руси родились", "С доброй песней и жизнь хороша". (слайд 1)
У: Какое главное слово вы выделите?
Д: Песня.
У: А о какой песне пойдет речь народной или композиторской?
Д: Народной.
У: Если вдуматься в смысл этих выражений, то снавится очевидным, что жизнь русского человека немыслема без песни. Вы согласны со мной? (Да)
Давайте определим тему нашего урока, поставим цель и определим задачи (т.е. составим план урока) (Ответы детей). (слайд 2)
III. Работа над новым материалом.
У: Послушайте песню? (включается песня И.Струве «Моя Россия»)
О чем она? Это композиторская или народная музыка?
Д: Композиторская, но очень похожа на народную.
У: Чем?
Д: Плавная, протяжная, певучая.
У: Вы назвали основные признаки русской народной песни.
- Что главное в русской народной песне мелодия или слова?
Д: Мелодия- это душа музыки, в ней отражены самые сокровенные чувства человека.
(слайд № 3 )
У: (читает стихотворение Г.Серебрякова под мелодию "Песня о России")
- Ты откуда русская зародилась музыка?
То ли в поле чистом,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась, как ты зазвучала?
Пролетели утки - уронили дудки,
Пролетели гуси - уронили гусли.
Уж порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня?
С песней на Руси родились!
У: Так как же появились русские народные песни? Кто их сочинил?
О чем в них поется?
Д: Песни сочиняли слово по слову в процессе труда, другой деятельности людей. Поэтому у них нет одного автора, их сочиняли коллективно, поэтому они называются народными.
У: У вас на столах лежит стихотворение В.С.Матевича «Русские песни» (1842г.) ,
предлагаю ознакомиться с ним.
(один ребенок читает стихотворение в слух, все остальные следят.)
-Как затянет, как зальется православный наш народ.
Ведь откуда все берется!
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темну ночку, иль про белые снега,
Про купеческую дочку, про шелковые луга;
Запоет про сине море, иль про матушку реку,
Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;
Русь и в песне-то могуча, широка и глубока,
И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка.
Ай, да песни, что за песни распевает наша Русь?
У: О чем поется в русских песнях?
Д: О жизни народа, страны.
У: Как вы понимаете следующую фразу "Народная песня- зеркало жизни народа"?
Ответы детей. (Все, что происходит в жизни народа все отражено, воспето в песнях народных.)
У: Какие жанры русских народных песен вы знаете? Ответы детей.
Знакомство с жанрами народных песен.
Работа в парах. ( на столах лежат карточки с жанрами н.п., задача детей выбрать правильную карточку)
Проводится викторина: (слайд 4 -5)
1 . У: С этой песней человек встречается сразу после рождения. Как она исполняется?
Д: Колыбельная. Исполняются плавно, протяжно, нежно, певуче.
2. У: Ребенок подрастает и встречается с другими песнями. Какими? Как они исполнялись?
Д: Дразнилки, прибаутки, скороговорки. Исполнялись весело, быстро, шутливо.
3. У: Труд крестьянина всегда был нелегким, а с песней всегда работалось легче. Какие песни пели крестьяне во время работы?
Д: Трудовые. Они исполнялись тяжело, в ритме работы.
4. У: На Русь всегда нападали враги, и русский народ всегда был готов встать на защиту Родины. Какие это были песни, как они исполнялись?
Д: Солдатские, они исполнялись четко, в ритме марша.
5 .У: Русский народ придумывал защитников Родины, богатырей, и в песнях воспевал их силу, мужество. Какие это были песни? Кто их исполнял? Как они исполнялись?
Д: Былины.
Д: Повествовательно. Их рассказывали Баяны- сказители под звуки гуслей.
6.У: В долгие зимние вечера, при лучине собирались девушки на посиделки. Они пряли, вышивали, вязали и пели песни. Какие они пели песни? О чем?
Д: Лирические о любви, частушки (озорные, шутливые), хороводные (плавные , медленные и танцевальными движениями).
7. У: На Руси издревле умели не только работать, но и отдыхать, проводились различные праздники, на которых люди пели и плясали.
Какие на Руси проводились праздники?
Д: Обрядовые - свадьба, рождество, пасха, Масленица. На них исполнялись обрядовые песни и пляски.
У: Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения,- по которым отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую, хороводную от лирической, протяжной.
проводится игра «Угадай-ка»
У: Угадайте жанр русской народной песни и охарактеризуйте его.
(слушание)
1. «Эй, ухнем» (трудовая)
2. «Солдатушки, бравы ребятушки» - ( солдатская)
3. «Березка» - хоровод
4. «Приходила коляда» - рождественская, обрядовая
5. «Поляна» - плясовая
6. Частушки.
У: Песня - душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. песня - хранительница истории, народных традиций и обрядов.
нельзя однозначно сказать, что важнее в человеке - ум или сердце, а в песне - слова или мелодия. именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе бытует такое выражение - "складывать песню".
Физкультминутка.
(Региональный компонент.)
У: А какие народные хоры и ансамбли своего края вы знаете?
Ответы детей:
знакомство с коллективами при ДКЖ г.Буя:
народный хор "Русь", народный хор "Ветеранов", народный ансамбль "Тальяночка", народный театр. (слайд 6,7,8,9,10,11)
У: На стр. учебника 14-15 всмотритесь в картины К.Петрова-Водкина "Полдень" и Б.Кустодиева "Голубой домик". О чем они рассказывают зрителю? (слайд 12)
Дети рассматривают. Отвечают на вопрос учителя.
У: Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?
(Ответы детей. )
IV. Работа с песней. (слайд13,14)
У: Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов, легко поется или, во всяком случае, ее хочется петь. Одним из примеров таких песен является «Песня о России» композитора Локтева, на слова Высоцкой.
(на столах детей лежит напечатанная песня, дети знакомятся с песней)
Прослушивание песни.
Песня о России
Музыка: В.Локтев Слова: О.Высотская
Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
/В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.-2р./
2. Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
Припев.
3. И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, -
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.
У: Что вы можете сказать о характере этой песни?
Д: плавная, неторопливая, мелодичная….
У: Что бы песня получилась такой, какой вы ее описали, давай те закроем глаза и призовем на помощь свое воображение. Представьте себе картину природы, которая рисуется текстом и музыкой, - склонившуюся над уснувшей рекой иву, ветерок, который прорвался сквозь кольцо облаков, любимую всеми ромашку, которая тянется к солнышку.
(Разучивание песни с детьми)
V. Итог урока.
У: О чем говорили на уроке? Что слушали?
Д: Говорили о русских народных песнях, слушали русские народные песни.
У: О чем были эти песни?
Д: О Родине, о России, о героях России, святых об истории России.
У: Сегодня мы говорили и слушали музыку, которая тесно переплетается с
историей России, с событиями связанными с ее судьбой, с жизнью и бытом
русских людей.
-Слушали музыку, которая воспевает Русскую Землю и людей живущих на
ней.
- По песням о России, Родине можно говорить об истории государства. О
событиях, происходящих в стране, о людях.
У: В русской музыке заложены чувства и настроение людей, их отношение к
своей Родине.
- Какие чувства русский человек вложил в свои песни?
Д: Любовь, уважение, гордость, радость.
У: Как вы относитесь к своей Родине, какие чувства испытываете?
(ответы детей)
У: А теперь проведем тестирование на закрепление знаний.
Тест
1. Песня – это…
а) произведение для голоса в сопровождении инструмента б) маршевая пьеса для трубы в) произведение для симфонического оркестра
2. В Русской народной песне одной из главных характерных черт является..
а) отрывистое звучание б) скачкообразная мелодия в) распевы, певучесть
3. В исторических русских народных песнях пелось о...
а) русской природе б) истории Российского государства, полководцах
в) высмеивались недостатки человека – внешность, черты характера
4. Песню «Солдатушки, бравы ребятушки» можно отнести к жанру
а) рекрутские, солдатские песни б) лирическая песня в) хороводная
5. К семейно-бытовым обрядовым песням относились
а) рождественские песни б) троицкие в) свадебные
6. Частушки – это….
а) трагические песни б) веселые, задорные куплеты в) маршевые пьесы для балалайки
7.Фольклор-это……
а) народная музыка б) композиторская музыка
VI. Рефлексия.
Самоконтроль. Самооценка.
Что нового узнали на уроке?
Составить кластер. Самостоятельная работа в парах.
У: Скажите, ребята, мы достигли цели урока? Все поставленные перед нами задачи выполнили? Кого вы хотите похвалить за работу?
У: Молодцы! Спасибо за работу!
Оценки за урок:
У: Кто был самым активным? Прошу оценить себя самостоятельно и поднять
табличку с оценкой за урок.
VII. Домашнее задание: (слайд15)
1. Найдите в справочной литературе, интернете информацию о национальных костюмах, народных музыкальных инструментах и праздниках той местности, в которой ты живешь. расскажи об этом своим одноклассникам.
2. Разучи дома с родителями, бабушками и дедушками народные песни, песни своего края, спой их в классе.
Итог урока:
У: О чем говорили на уроке? Что слушали?
Д: Говорили о русских народных песнях, слушали русские народные песни.
У: О чем были эти песни?
Д: О Родине, о России, о героях России, святых об истории России.
У: Сегодня мы говорили и слушали музыку, которая тесно переплетается с историей
России, с событиями связанными с ее судьбой, с жизнью и бытом русских людей.
У: В русской музыке заложены чувства и настроение людей, их отношение к своей
Родине.
У: В русской музыке заложены чувства и настроение людей, их отношение к своей
Родине.
Д: Любовь, уважение, гордость, радость.
У: Как вы относитесь к своей Родине, какие чувства испытываете?
Давайте мы их покажем в нашей песне о Родине. (слайд №26-27 Заголовок,
природа)
«Что может быть лучше России?»- исполнение.
Выход из класса по музыку.