Конспект урока с мультимедийной презентацией на тему «О чём рассказывают гербы и эмблемы»
Технологическая карта урока
Предмет |
Изобразительное искусство |
Класс |
5 |
Учитель |
Голубева Наталия Александровна |
Тема четверти |
Декор – общество, человек, время |
Тема урока |
О чём рассказывают гербы и эмблемы |
Авторы УМК |
Горяева Н.А., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М. |
Тип урока |
Открытия нового знания |
Форма урока |
Фронтальная, групповая |
Цель урока |
Формирование представлений о различных видах и символическом значении гербов и эмблем |
Планируемые результаты |
Метапредметные: умение определять и формулировать цель урока, планировать и ставить задачи, пользоваться информацией, рассуждать и излагать своё мнение и обосновывать свой выбор. Уметь общаться, договариваться и приходить к общему решению в поставленной задаче. Правильно оценивать выполнения своей работы и уважать мнение товарищей. Предметные: научиться понимать смысловое значение гербов, прослеживать историческую связь, определять форму, основные элементы, цветовое решение, геральдические и негеральдические фигуры. Уметь применять полученные знания в практической работе. Личностные: умение создавать творческий продукт с учётом полученных знаний, формирования навыка сотрудничества, способность к самооценке на основе критерий успешности творческой деятельности, проявление интереса к своей родине, стране, семье |
Межпредметные связи |
История, обществознание, краеведение, география |
Основные понятия и термины |
Герб, геральдика, герольд, гербовник, геральдические и негеральдические фигуры, щит. |
Оборудование и материалы для учителя |
Компьютер, проектор, экран, колонки, презентация, музыкальное сопровождение, карточки с краткой историей городов, карточки с геральдической азбукой основных элементов, географические карты, образец герба |
Материалы для учащихся |
Цветные карандаши, фломастеры, альбом, ножницы, скотч или клей |
Расположение парт |
Стандартная посадка, 2 человека в группе или 2 парты вместе по 4 человека в группе, на усмотрение учителя |
ЖМИ СЮДА: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Мотивирование на учебную деятельность |
Приветствие -Здравствуйте, ребята! -Я рада вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем продуктивной работы на уроке. Настрой на познавательную мотивацию (СЛАЙД1) - Ребята посмотрите пожалуйста на экран. Тема нашего урока скрыта в этой картинке. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Что вы видите на экране? -Хорошо, молодцы ребята.
|
Доброжелательное отношение друг к другу, чувства уверенности в успешном усвоении материала. Включение в учебную деятельность. |
Формирование УУД Регулятивные: предвосхищение результата. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение слушать и выражать свои мысли. Познавательные: анализ изображения с целью выделения признаков. Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки. |
Актуализация знаний |
-Ребята, давайте вспомним прошлые темы уроков, отличительные черты знатных людей? -Спасибо за ответы. Отличительной особенностью у рыцарей в средние века были герб и щит. Герб был символом принадлежности к определенному роду или семье и отражал историю и достижения рыцаря. Была даже книга «Гербовник», куда записывали знатные семьи. Щит же служил для защиты в бою и мог иметь различные формы и размеры в зависимости от предпочтений рыцаря и его герба. Создание проблемной ситуации (СЛАЙД 2) Ребята перед вами гербы разных городов и районов. Как вы думаете, что их объединяет? У вас на столах лежат карточки с текстом. Давайте ознакомимся и попробуем понять какую информацию содержит текст. -Правильно в тексте краткая история города. Давайте попробуем соотнести истории с изображениями гербов на экране (в данный блок включена информация регионального компонента, история района и края). -Ребята, один из команды будет отвечать, а все остальные внимательно слушать и проверять правильность ответа. Учитель слушает ответы и корректирует. - Спасибо ребята, вы большие молодцы! Выполняя задание с карточками, какой вывод мы можем сделать? Действительно, изображение на щите рассказывает о истории или главном событии в жизни города. |
Анализируют взаимосвязь пройденного материала с новой темой. Самостоятельное выполнение пробного учебного действия, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительной операции и учебных навыков. Взаимопроверка и взаимооценивание. Фиксирование своих затруднений. |
Формирование УУД Регулятивные: планирование своих действий, самоконтроль, различие объектов и результата. Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, умение слушать, понимать речь других, формулирование собственного мнения. Познавательные: работа с текстом, поиск и выделение информации, анализировать объект с целью выявления признаков, выбор оснований и критериев сравнений. Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации.
|
Целеполагание и постановка учебных задач |
(СЛАЙД 3) -Ребята, давайте определим тему сегодняшнего урока? -Хорошо, спасибо. (СЛАЙД 4) –Прежде чем мы начнем изучать тему, давайте сначала каждый для себя поставит цель и задачи урока. Чему он хочет сегодня научиться. -Спасибо за ответы. |
Определяют тему урока. Формулируют вопросы, на которые надо получить ответы, ставят цели, задачи и определяют траекторию своей деятельности. |
Формирование УУД Регулятивные: планирование своих действий. Коммуникативные: учёт мнений класса. Познавательные: формулирование темы и цели, поиск разнообразных способов решения задачи. Личностные: формирование ценностных ориентиров.
|
Открытие нового знания |
Организует деятельность учащихся по изучению новой темы (СЛАЙД 5 просмотр видео) – Ребята, а знаете ли вы, что означает слово герб? Давайте просмотрим видео, и узнаем. При просмотре видео будьте внимательны! Там спрятаны ещё и другие слова. Ваша задача не просто увидеть, но и понять, о чем идёт речь. -Ребята, какие новые слова вы увидели? «Герб», «Герольд», «Геральдика» Что они означают? (СЛАЙД 6) Действительно, геральдика целая наука по изучению гербов, а что она исследует? Учитель слушает и корректирует ответы. -Ребята, посмотрите на экран, перед вами герб, давайте посмотрим из каких элементов он состоит. Учитель показывает и перечисляет элементы. -Ребята мы с вами уже узнали, что изображение на щите рассказываем нам о …? -Правильно о истории или значительном событии города. А по каким признакам можно еще читать герб? -Спасибо, хорошо. (СЛАЙД 7) - Ребята, действительно, герб может иметь разную форму, посмотрите какое большое количество разных форм, давайте разберем с вами 5 основных. Учитель перечисляет, делает акцент на необычные формы, часто используемые, в виде вопросов (пример: какой самый резной). (СЛАЙД 8) Также щит может иметь несколько цветных частей или полей. Такие деления щита называют геральдическими фигурами. (СЛАЙД 9 просмотр видео) -Ребята, давайте просмотрим видео и определим, что относится к негеральдическим фигурам. -Спасибо за ответы и вашу внимательность (СЛАЙД 10) Значение в гербе имеет и цветовое решение. Давайте посмотрим, что означают цвета. Учитель рассказывает значение и делает акцент на цвете, спрашивает учащихся, почему именно такое значение, с чем это связанно.
|
Восприятие и усвоение новых знаний. Анализируют полученные знания, выделяют существенные признаки, обобщают и формулируют выводы.
|
Формирование УУД Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Личностные: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения цели. |
Первичное закрепление |
(СЛАЙД 11, 12, 13) -Ребята, вы внимательно слушали? Давайте проверим. Учитель задает вопросы по пройденному материалу (на слайде отображается вопрос, после ответа ребенка, включается картинка, ребята проверяют правильность). |
Осуществляют контроль по усвоению материала. Проверяют знание, выявляют затруднения. |
Формирование УУД Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепочки. |
Самостоятельная работа |
Учитель организует деятельность по применению новых знаний для создания герба (СЛАЙД 14) -Ну, что запомнили вы хорошо, пора проверить на деле! Предлагаю вам создать свой герб. Работать будем в парах (или в группах). Ваша задача создать один герб на двоих (или на 4 человека). -Давайте определим последовательность работы, вспомним из каких элементов состоит герб, какие есть формы, деления, фигуры, цвета. -Учитель делает акцент на историю герба, как основного значения. На столах у вас есть карточки с основными элементами геральдической азбуки, вы можете воспользоваться. -Ребята, если нет вопросов, вы можете приступать к работе, не забываем про технику безопасности. Учить включает музыку. Во время работы учитель при необходимостинаправляет, подбадривает, хвалит. |
Выполнение творческого задания по новой теме. Выстраивают логическую последовательность своей деятельности, обсуждают, договариваются. Ребята работают в парах или группах по 4 человека. Выбирают форму герба (можно предложить готовый шаблон на выбор). Ребята делят щит на количество участников, каждый заполняет свою часть, анализируют, выполняют творческую работу, готовые элементы собирают в единый герб команды. Во время работы соблюдают технику безопасности. |
Формирование УУД Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с задачами, осуществление пошагового контроля по результату. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, взаимодействовать и сотрудничать с группой, управлять поведением товарищей. Познавательные: решение поставленных задач урока Личностные: развитие личностной самооценки. Овладение приёмами создания герба. |
Здоровьесберегающие технологии |
Для сохранения психологического климата, на уроке создаётся доброжелательная атмосфера, практическая часть урока проходит под музыкальное сопровождение. Для переключения внимания и снижения утомляемости во время урока используется чередование смены деятельности, разные приёмы и методы работы (наглядные, практические, словесные, игровые) Для организации комфортной деятельности детей, кабинет оснащен учебной мебелью, которая соответствует ГОСТам и СанПину. |
Слушают музыку, работают в позитивном настрое, учатся принимать решения, советоваться, высказывать мнения, принимать решения. |
|
Подведение итогов Закрепление знаний |
-Ребята, какие замечательные гербы у вас получились. Кто желает поделится и рассказать нам о чём рассказывает ваш герб? После представления своих гербов учитель предлагает оценить выполненную работу. (СЛАЙД 15) -Ребята, внимание на экран, у нас есть оценочная шкала с критериями. Пожалуйста, посмотрите и оцените свою работу. Учитель слушает мнение учащихся, корректирует, выставляет и обосновывает оценки за урок. Ребята в начале урока каждый из вас поставил себе цель. Чему вы хотели научиться. Скажите, пожалуйста, получилось её достигнуть, если нет, то почему? |
Защита, представление своего герба. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Формирование УУД Регулятивные: Работа в роли экспертов, самостоятельное определение критериев оценивания. Коммуникативные: умение слушать и понимать высказывание одноклассников. Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности Личностные: осознание собственного знания и незнания. |
Домашнее задание |
(СЛАЙД 16) Домашнее задание: - подготовить устный или письменный рассказ о значении герба России, Москвы, Хабаровска или другого города на выбор. - поговорить с родителями, бабушками, дедушками узнать о истории семьи, увлечениях, династиях. |
Возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Наличие заданий разного уровня сложности. |
Формирование УУД Регулятивные: определение возможностей учебной деятельности. Коммуникативные: умение взаимодействовать. Познавательные: умение работать с информацией. |
Рефлексия |
(СЛАЙД17) - Ребята, давайте поделимся впечатлениями от урока. Что вы сегодня узнали и чему научились? Где пригодятся полученные знания? В каких школьных предметах встречаются гербы? Было вам сложно работать, если да, то на каком этапе? Было ли вам интересно? О чём вы хотели бы ещё узнать? Какой информации вам не хватило? Спасибо ребята за урок, вы большие молодцы! До встречи! |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке. |
Формирование УУД Регулятивные: восприятие оценки учителя. Адекватная самооценка. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Личностные: осознания уровня знаний. |
Ирина Владимировна Казарцева
Голубева Наталия Александровна
Ирина Владимировна Казарцева