Конспект урока обществознания на тему «Человек и его деятельность» (6 класс)
Конспект урока обществознания
Тема: «Человек и его деятельность».
Класс: 6
Дата:
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма урока: интерактивный урок.
Используемые методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный.
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедиа-презентация, рабочие листы, карточки.
Цель урока: систематизация и закрепление знаний, полученных в ходе изучения темы «Человек и его деятельность»
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить основные положения изученной темы, закрепить знания.
Произвести контроль усвоения знаний, умений и навыков по теме.
Продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.
Продолжить формирование умения работать с конспектами, схемами и макетами, рабочими листами.
Развивающие:
Развивать у учеников интерес и мотивацию к учебной деятельности.
Развивать интеллектуальные и познавательные способности учеников посредством использования различных приемов и методов на уроке.
Развивать у учеников самостоятельность, способность к критическому мышлению, умение преодолевать образовательные трудности, умение отстаивать свою точку зрения, спорить аргументированно.
Воспитательные:
Воспитание в учениках взаимоуважения друг к другу и уважения к учителю в ходе работы, а также таких качеств как усидчивость, трудолюбие.
Воспитание в учениках ответственного отношения к ученой деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся давать определение основным понятиям темы, узнают о персоналиях, связанных с основными понятиями темы, продолжат учиться работать с текстом, анализировать данные, закреплять навыки рефлексии.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, защитить ее аргументированно.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Ход работы.
Организационный момент.
Проверка присутствующих.
Учитель: добрый день, дорогие друзья! Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я встретила на просторах сети Интернет стихотворение, которое мне очень понравилось. Оно связано с темой сегодняшнего урока и в целом с жизнью современного человека.
Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят,
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится Земля.
(доступно по ссылке: https://rustih.ru/skolko-nuzhnogo-na-svete/)
Учитель: я думаю, прослушав стихотворение, вы уже поняли, о чем мы сегодня продолжим говорить?
(произвольные ответы учеников)
Мотивационный этап, формулирование темы урока.
Учитель: давайте отгадаем несколько загадок, которые помогут нам более точно сформулировать тему сегодняшнего урока.
Хочешь первым всегда быть,
Сытым и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись,
А работай и (трудись)
Любят маленькие дети
Это больше всех на свете:
Прыгать, бегать и скакать,
И, конечно же, (играть)
Школы – волшебные здания,
Потому что детям дарят (знания)
Чтобы было нам не скучно,
Чтобы развиваться,
Людям всем на свете нужно
Друг с другом (общаться)
(ученики разгадывают загадки о видах деятельности и формулируют тему урока)
Работа по теме урока.
Учитель: сегодня нам с вами предстоит закрепить знания, полученные на прошлых уроках. В этом нам помогут рабочие листы, которые лежат перед вами. Переверните их рабочей поверхностью к себе, рассмотрите первое задание. Вспомните и запишите определение слова «деятельность».
(ученики выполняют задание)
Контроль выполнения: Деятельность – совершение человеком последовательности физических и (или) умственных действий, направленных на достижение конкретной цели. Деятельность – сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.
Учитель: деятельность, как и любой другой процесс, имеет определённую структуру. Давайте обратимся к видео и выполним второе задание рабочего листа. Это поможет нам вспомнить, какова же структура любой деятельности человека.
Видео для трансляции доступно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=B46uRjF36mo&t=241s.
(ученики смотрят видео)
Учитель: во втором задании вы видите фишбоун («рыбий скелет»). В голове нашей рыбы вопрос о том, что же такое деятельность. По боковым косточкам вам необходимо будет разместить основные компоненты структуры деятельности, в этом вам помогут слова-подсказки. В хвосте вы видите ответ на проблемный вопрос.
(ученики выполняют задание)
Динамическая пауза.
Ученики повторяют движения.
Работа по теме урока. Продолжение.
Учитель: какие виды деятельности мы знаем?
(ученики отвечают на вопрос)
Учитель: я предлагаю вам разделиться на 4 группы, чтобы продолжить работу. Это мы сделаем с помощью цветных бумажек. (каждому ученику предлагает на выбор 1 из 4 цветных бумажек, каждый цвет символизирует вид деятельности, например, желтый – игровая, красный – ученая, зеленый – трудовая, белый – общение. Дети с одинаковыми бумажками садятся вместе, создавая рабочую группу). На бумажках вы видите название вида деятельности. О этом виде деятельности ваша группа и будет создавать схему в рабочем листе. В листе вы прочтете условия работы. После окончания работы над заданием каждая группа представит свой вид деятельности.
(ученики работают в группах, заполняют схемы в рабочем листе)
Контроль выполнения: каждая группа представляет свою схему.
Подведение итогов. Этап первичного закрепления знаний.
Учитель: мы с вами отлично поработали, я думаю, вы вспомнили основные моменты нашей темы. Для закрепления знаний я предлагаю вам небольшой блиц. Суть: я задаю вопросы, вы очень быстро отвечаете на них, поднимая руку, а не выкрикивая ответ.
Нужда человека в чем-либо – это (потребность)
Общей чертой, характеризующей человека и животных, является (инстинкт)
Вид деятельности, строящийся на соблюдении правил и отличающийся занимательностью (игра)
Найдите ситуацию, которая иллюстрирует деятельность.
1) Бобры построили плотину на ручье.
2) Девочки играют в куклы. (+)
3) Пожилой человек сидит на лавочке.
4) Игорь собирается стать учёным.
Мотив деятельности – это (совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности)
Назовите синонимы слова «деятельность».
Рефлексия
Учитель: я считаю, что мы сегодня хорошо поработали. Последним заданием в вашем рабочем листе является рефлексивная мишень, на которой нужно поставить отметку. Оцените свою работу на уроке по 5-бальной шкале в мишени и запишите 2-3 слова-ассоциации с сегодняшним уроком.
(ученики выполняют задание)
8.Домашнее задание.
Учитель: дома вам необходимо написать мини-сочинение (10-12 предложений) по теме «Какой вид деятельности нравится мне более всего? Почему?