Конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки [й’э], [’э]. Буква Е, е".
Дата: ________
Звуки [й’э ], [’э ]. Буква Е, е.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения выделять в словах звуки [й’э], [’э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения.
Задачи урока: знакомство обучающихся с буквой Е е, создание условий для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [й’э] в начале слова и после гласного и один звук [’э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е.
Личностные УУД: Формирование учебной мотивации; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат.
Регулятивные УУД: Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу.
Познавательные УУД: Формирование умения строить устные высказывания.
Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах.
Оборудование: карточки слоги и буквы для чтения слогов/слов на доске, карточки звуковых схем для доски; рисунки звуковичков (зелёного и красного цветов); три карточки со знаком вопроса (можно использовать для заинтересованности детей картинку сыщика с лупой).
Ход урока
Организационный этап.
Речевая разминка:
Урок мы начнём с речевой разминки:
Цы-цы –цы - мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнём урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!
Повторение изученного:
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи.)
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)
- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги.)
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
- Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно, не встречая преград при произношении.)
- Какие гласные буквы/звуки вы уже изучили? (а [а], о [о], у [у], ы [ы], и [и]).
- Какие из этих букв/звуков обозначают твёрдость предшествующего согласного звука? (а [а], о [о], у [у], ы [ы]).
- Какой(ую) звук/букву мы не назвали? ([и] и).
- Что обозначает данный(ая) звук/буква? (Буква и обозначает твёрдость предшествующего согласного звука).
Постановка темы и цели урока:
- Прочитайте слова на доске.
Кора, сон, ворона, луна, ели.
- Какое слово вы не смогли прочитать? (Последнее.)
- Почему? ( В нём есть незнакомая буква.)
- Кто из вас знает, как называется эта буква?
- Какие цели поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки она обозначает, научиться читать слова с этой буквой).
Изучение нового:
Мы недаром вспомнили, что буква и обозначает мягкость согласных звуков. Сегодня на уроке познакомимся с ещё одной такой гласной, обозначающей мягкость предшествующего согласного звука. Но эта гласная особая, «хитрая», так что на уроке будьте внимательны!
- Посмотрите на доску, что вы видите? (Три карточки со знаком вопроса.) Три вопроса – это три работы буквы е. Сегодня нам предстоит ответить на эти три вопроса, а это значит раскрыть три секрета буквы Е.
- Начнём с первой её работы: прочитаем записанные на доске слоги:
Ел, ен, ер, ев, ек, ет, ес.
- Произнесем первый слог протяжно: ел. Что слышим у буквы е? (Два звука: согласный и гласный.) Составим схему.
- Второй: ен. Что слышим у буквы? (Два звука: согласный и гласный.) Составим схему. - Третий: ер. Что опть слышим? (Два звука: согласный и гласный.) Составим схему.
Вывод: в русском языке есть интересный всегда мягкий согласный звук Й. Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Он спрятался и в нашей букве Е. Но он очень хитрый и прячется только, когда букву Е мы произносим в начале слова.
- Первый вопрос – секрет мы раскрыли. Можем чуть и отдохнуть.
Физминутка
- Перейдём ко второму вопросу? Готовы?
- Прочитайте слоги на доске:
Аен, оен, оет.
- Составим к ним схемы. Что увидели/услышали?
Вывод: после гласного звука мы опять слышим два звука [й’э] у буквы Е.
- Мы раскрыли второй секрет буквы Е. Перейдём к третьему?
- Прочитайте слоги на доске:
Не, ке, ме, ве, се, ре, ле, те.
- Составим к ним схемы. Что увидели/услышали?
Вывод: после согласного мы слышим один звук [’э].
- Это и есть третий секрет буквы Е! Я не зря вам сказала в начале урока, что к нам пришла хитрая буква. Давайте вместе назовём все три секрета буквы Е:
1. Буква Е обозначает два звука [й’э] в начале слова.
2. Буква Е обозначает два звука [й’э] после гласного.
3. Буква Е обозначает один звук [’э] после мягкого согласного.
Физминутка
Закрепление изученного:
Работа с учебником: чтение слогов, слов на с. 73 учебника.
Игра «Любопытный».
Ваш ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.
- На каком дереве растут шишки? (На ели.)
- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)
- Каких вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна.)
- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)
- Кто ездил на печи? (Емеля.)
- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)
- Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)
Подведение итогов. Рефлексия:
- Мы с вами хорошо потрудились.
- Какую букву вы изучили сегодня?
- Что вы узнали о букве е?
- Покажите с помощью смайлика своё настроение на уроке.
Домашнее задание: прочитать слова и слоги на с. 73, выучить правило в красной рамке.
? | ? |