Конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки [й’э], [’э]. Буква Е, е".

0
0
Материал опубликован 1 November

Дата: ________


Звуки [й’э ], [’э ]. Буква Е, е.

Тип урока: изучение нового материала.


Цель урока: организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения выделять в словах звуки [й’э], [’э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения.


Задачи урока: знакомство обучающихся с буквой Е е, создание условий для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [й’э] в начале слова и после гласного и один звук [’э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е.


Личностные УУД: Формирование учебной мотивации; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат. 

Регулятивные УУД:  Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу.

Познавательные УУД: Формирование умения строить устные высказывания.

Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах. 


Оборудование: карточки слоги и буквы для чтения слогов/слов на доске, карточки звуковых схем для доски; рисунки звуковичков (зелёного и красного цветов); три карточки со знаком вопроса (можно использовать для заинтересованности детей картинку сыщика с лупой).

Ход урока


Организационный этап.


Речевая разминка:


Урок мы начнём с речевой разминки:


Цы-цы –цы - мы ребята молодцы

Ок-ок-ок – дружно мы начнём урок

Ать-ать-ать – будем дружно мы читать

На вопросы отвечать!


Повторение изученного:

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи.)

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)

- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги.)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

- Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно, не встречая преград при произношении.)

- Какие гласные буквы/звуки вы уже изучили? (а [а], о [о], у [у], ы [ы], и [и]).

- Какие из этих букв/звуков обозначают твёрдость предшествующего согласного звука? (а [а], о [о], у [у], ы [ы]).

- Какой(ую) звук/букву мы не назвали? ([и] и).

- Что обозначает данный(ая) звук/буква? (Буква и обозначает твёрдость предшествующего согласного звука).


Постановка темы и цели урока:


- Прочитайте слова на доске.


Кора, сон, ворона, луна, ели.


- Какое слово вы не смогли прочитать? (Последнее.)

- Почему? ( В нём есть незнакомая буква.)

- Кто из вас знает, как называется эта буква?

- Какие цели поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки она обозначает, научиться читать слова с этой буквой).


Изучение нового:


Мы недаром вспомнили, что буква и обозначает мягкость согласных звуков. Сегодня на уроке познакомимся с ещё одной такой гласной, обозначающей мягкость предшествующего согласного звука. Но эта гласная особая, «хитрая», так что на уроке будьте внимательны!


- Посмотрите на доску, что вы видите? (Три карточки со знаком вопроса.) Три вопроса – это три работы буквы е. Сегодня нам предстоит ответить на эти три вопроса, а это значит раскрыть три секрета буквы Е.


- Начнём с первой её работы: прочитаем записанные на доске слоги:


Ел, ен, ер, ев, ек, ет, ес.


- Произнесем первый слог протяжно: ел. Что слышим у буквы е? (Два звука: согласный и гласный.) Составим схему.

- Второй: ен. Что слышим у буквы? (Два звука: согласный и гласный.) Составим схему. - Третий: ер. Что опть слышим? (Два звука: согласный и гласный.) Составим схему.


Вывод: в русском языке есть интересный всегда мягкий согласный звук Й. Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Он спрятался и в нашей букве Е. Но он очень хитрый и прячется только, когда букву Е мы произносим в начале слова.


- Первый вопрос – секрет мы раскрыли. Можем чуть и отдохнуть.


Физминутка


- Перейдём ко второму вопросу? Готовы?

- Прочитайте слоги на доске:

Аен, оен, оет.


- Составим к ним схемы. Что увидели/услышали?


Вывод: после гласного звука мы опять слышим два звука [й’э] у буквы Е.


- Мы раскрыли второй секрет буквы Е. Перейдём к третьему?


- Прочитайте слоги на доске:


Не, ке, ме, ве, се, ре, ле, те.


- Составим к ним схемы. Что увидели/услышали?


Вывод: после согласного мы слышим один звук [’э].


- Это и есть третий секрет буквы Е! Я не зря вам сказала в начале урока, что к нам пришла хитрая буква. Давайте вместе назовём все три секрета буквы Е:

1. Буква Е обозначает два звука [й’э] в начале слова.

2. Буква Е обозначает два звука [й’э] после гласного.

3. Буква Е обозначает один звук [’э] после мягкого согласного.


Физминутка


Закрепление изученного:


Работа с учебником: чтение слогов, слов на с. 73 учебника.


Игра «Любопытный».

Ваш ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

- На каком дереве растут шишки? (На ели.)

- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

- Каких вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна.)

- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)

- Кто ездил на печи? (Емеля.)

- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)

- Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)


Подведение итогов. Рефлексия:


- Мы с вами хорошо потрудились.

- Какую букву вы изучили сегодня?

- Что вы узнали о букве е?


- Покажите с помощью смайлика своё настроение на уроке.


Домашнее задание: прочитать слова и слоги на с. 73, выучить правило в красной рамке.
























?

?


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.