Конспект урока окружающего мира «Из истории возникновения письменности» (4 класс)
Конспект урока окружающего мира
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Из истории возникновения письменности».
Цель урока: создать условия для формирования представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, летописи.
Задачи:
- дать представление о летописях как исторических документах;
- учить делать выводы, обобщать;
- воспитывать любовь к родине.
Формируемые на уроке универсальные учебные действия:
регулятивные
- определять цель деятельности на уроке;
- выполнять задание по отбору материала к данной теме;
- делать самооценку деятельности на уроке;
познавательные
- формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки;
- формировать у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах;
коммуникативные
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
личностные
- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям;
- понимать причину успеха в учебной деятельности.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация учебной деятельности. Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению. Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Постановка учебной задачи. Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу Открытие новых знаний. Цель этапа: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Подведение итогов. Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. |
- Ребята, чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. - Ребята, можно ли представить себе жизнь без телевизора, без компьютера? - Трудно, но можно. - Можете ли представить себя в современной жизни без книг и газет? - Книги и газеты настали настолько обыденным делом, что кажется, они существовали вечно. - Как можно сказать про людей, которые умеют читать, писать, правильно вести себя среди других людей? - Значит, мы с вами живем в каком обществе? - Что такое культура? - Правильно, народное творчество – изделия мастеров, песни, сказки, книги тоже достояние культуры. - Откуда мы узнаем о достижениях человечества? - Правильно, люди научились передавать информацию другим поколениям при помощи записи. -А какой метод распространения информации является самым простым и одновременно древним? - Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических сведений – это письменность. Поэтому большую ценность для ученых имеют письменные источники. - Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? - Определите тему урока. - Какую цель ставим на урок? - К концу урока мы ответим на вопросы: Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита? Как появилась первая азбука на Руси? Что такое летопись? - Чтобы узнать, как возникла письменность, нам нужно отправиться в далекое прошлое. Посмотрите на ленту времени. - В каком веке мы с вами живем? - Но нам необходимо попасть в те далекие времена, откуда пошла письменность. «Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно». - Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма. - Как вы думаете, с помощью чего он делал запись, на чем? - Правильно. Догадываетесь, как называется этот вид письма? Работа по учебнику на стр. 71-72 . - Попробуйте расшифровать, что могли означать эти пиктограммы. - Итак, мы с вами узнали, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита и по мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации. - Теперь нам нужно узнать, как возникла письменность на Руси. - Время оставляет след в событиях, фактах, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времен, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в рифмах поэта, в слове писателя, в песне народной, в летописи времен. Мы прикасаемся к истории давно минувших веков и познакомимся с создателями алфавита, благодаря которым появился русский язык - прекрасный и могучий. Мы наследники Великой страны и ее культуры. Закройте глаза и «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: - А вот о чем же говорили братья, мы узнаем, прочитав текст по ролям. -Что нового узнали из этого отрывка? - Кто придумал славянскую азбуку? - Создание славянской азбуки имело огромное значение. Среди славянских народов стала распространяться грамотность, появилась славянская литература. Христианская церковь почитает Кирилла и Мефодия как святых. - Что же представляет собой азбука, которую создали Кирилл и Мефодий? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике, прочитав стр.73-74 - Как называлась эта азбука? - Сколько букв входило в неё? - Изменилась ли она сейчас? - Перенесёмся в XII век. - В Древней Руси грамотных людей было немного. Среди них – священники, монахи. Писали и переписывали книги писцы. Они создавали рукописные книги на родном языке и переводили произведения иностранных авторов Книги, рассказывающие об исторических событиях, назвали летописями. От каких слов образовалось слово летопись? - Что обозначает слово «лето»? - Ответить на этот вопрос вы сможете, поработав с учебником на стр. 74-75. - Наш урок подходит к завершению, пришло время подвести итог. - Как назывались рисунки, изобретённые первобытным человеком: - В каком веке была создана славянская азбука? - Сколько букв было в славянской азбуке? - Как называли славянскую азбуку? - В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию? - Из чего изготавливали пергамент? - Чем работали переписчики древних книг? Что такое летопись? - На чем писали летописцы? - Чем писали? - Что записывали в летописях? - Как считаете, наш урок достиг цели? - Ответили ли мы на поставленные вопросы? Продолжите фразу: - Я узнал новое… - Меня удивило… - Мне было интересно… - Я для себя сделал вывод.. - Я понял… - Хочу поблагодарить… - Наш урок хочу закончить словами Джеймса Г. Брестеда, знаменитого чикагского историка и востоковеда, который сказал о значении письменности: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». - Благодарю всех за плодотворную работу на уроке. | - Тема урока: «История возникновения письменности». - Узнать, как появилась письменность на Руси. - В XXI веке Это «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. Пиктография – первоначальный способ письменной передачи информации. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить Чтение по ролям: А. – Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски? М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков. К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом». М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует. К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы? У. – Мои ученики, в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя. А. – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку. |