12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евтушенко Татьяна Ивановна527

Конспект урока окружающего мира

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Из истории возникновения письменности».

Цель урока: создать условия для формирования представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, летописи.

Задачи:  

- дать представление о летописях как исторических  документах;

- учить делать выводы, обобщать;

- воспитывать любовь к родине.

Формируемые на уроке универсальные учебные действия:

регулятивные

- определять цель деятельности на уроке;

- выполнять задание по отбору материала к данной теме;

- делать самооценку деятельности на уроке;

познавательные

- формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки;

- формировать у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах;

коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

личностные

- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своим друзьям;

- понимать причину успеха в учебной деятельности.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Мотивация учебной деятельности.

Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению.


Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.


















Постановка учебной задачи.

Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу












Открытие новых знаний.

Цель этапа: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

































































Подведение итогов.

Цель: подвести итог урока.

Соотнести задачи и результат.



















Рефлексия учебной деятельности.


Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.






- Ребята, чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.





 - Ребята, можно ли представить себе жизнь без телевизора, без компьютера?

- Трудно, но можно.

- Можете ли представить себя в современной жизни без книг и газет?

- Книги и газеты настали настолько обыденным делом, что кажется, они существовали вечно.

- Как можно сказать про людей, которые умеют читать, писать, правильно вести себя среди других людей?

- Значит, мы с вами живем в каком обществе?

- Что такое культура?

- Правильно, народное творчество – изделия мастеров, песни, сказки, книги тоже достояние культуры.

- Откуда мы узнаем о достижениях человечества?

- Правильно, люди научились передавать информацию другим поколениям при помощи записи.

-А какой метод распространения информации является самым простым и одновременно древним?

- Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических сведений – это письменность.

Поэтому большую ценность для ученых имеют письменные источники.

- Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

- Определите тему урока.

- Какую цель ставим на урок?


- К концу урока мы ответим на вопросы:

Как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита?

Как появилась первая азбука на Руси?

Что такое летопись?

 - Чтобы узнать, как возникла письменность, нам нужно отправиться в далекое прошлое.

Посмотрите на ленту времени.

- В каком веке мы с вами живем?

- Но нам необходимо попасть в те далекие времена, откуда пошла письменность.

«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно».

 - Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма.

- Как вы думаете, с помощью чего он делал запись, на чем?

- Правильно.

Догадываетесь, как называется этот вид письма?







Работа по учебнику на стр. 71-72 .

- Попробуйте расшифровать, что могли означать эти пиктограммы.

- Итак, мы с вами узнали, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита и по мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации.

- Теперь нам нужно узнать, как возникла письменность на Руси.

- Время оставляет след в событиях, фактах, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времен, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в рифмах поэта, в слове писателя, в песне народной, в летописи времен. Мы прикасаемся к истории давно минувших веков и познакомимся с создателями алфавита, благодаря которым появился русский язык - прекрасный и могучий. Мы наследники Великой страны и ее культуры.

Закройте глаза и «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий.

Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:

- А вот о чем же говорили братья, мы узнаем, прочитав текст по ролям.

-Что нового узнали из этого отрывка?

- Кто придумал славянскую азбуку?


- Создание славянской азбуки имело огромное значение. Среди славянских народов стала распространяться грамотность, появилась славянская литература. Христианская церковь почитает Кирилла и Мефодия как святых.

- Что же представляет собой азбука, которую создали Кирилл и Мефодий? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике, прочитав стр.73-74

- Как называлась эта азбука?

- Сколько букв входило в неё?

- Изменилась ли она сейчас?




- Перенесёмся в XII век.

- В Древней Руси грамотных людей было немного. Среди них – священники, монахи. Писали и переписывали книги писцы. Они создавали рукописные книги на родном языке и переводили произведения иностранных авторов Книги, рассказывающие об исторических событиях, назвали летописями.

От каких слов образовалось слово летопись?

- Что обозначает слово «лето»?

- Ответить на этот вопрос вы сможете, поработав с учебником на стр. 74-75.


- Наш урок подходит к завершению, пришло время подвести итог.


- Как назывались рисунки, изобретённые первобытным человеком:

- В каком веке была создана славянская азбука?

- Сколько букв было в славянской азбуке?

- Как называли славянскую азбуку?

- В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию?

- Из чего изготавливали пергамент?

- Чем работали переписчики древних книг?

Что такое летопись?

- На чем писали летописцы?

- Чем писали?

- Что записывали в летописях?

- Как считаете, наш урок достиг цели?

- Ответили ли мы на поставленные вопросы?


Продолжите фразу:

- Я узнал новое…

- Меня удивило…

- Мне было интересно…

- Я для себя сделал вывод..

- Я понял…

- Хочу поблагодарить…

- Наш урок хочу закончить словами Джеймса Г. Брестеда, знаменитого чикагского историка и востоковеда, который сказал о значении письменности: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека».

- Благодарю всех за плодотворную работу на уроке.




































- Тема урока: «История возникновения письменности».

- Узнать, как появилась письменность на Руси.








- В XXI веке













Это «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. Пиктография – первоначальный способ письменной передачи информации.  В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить
























Чтение по ролям:

А. – Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:

К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков.

К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом».

М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует.

К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы?

У. – Мои ученики, в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя.

А. – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.