Конспект урока окружающего мира «Свойства полезных ископаемых» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учебный предмет: природоведение
Вид: 1 вид (глухие)
Класс: 4 «е»;
Учитель: Пирозерская Л.М.
Тема урока |
Свойства полезных ископаемых. |
Цель урока |
Изучить свойства полезных ископаемых. |
Планируемые результаты |
|
Личностные |
Развивают навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность: прививать любовь к окружающему миру. |
Предметные |
Понимают необходимость изучения окружающего мира; умение выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. |
Метапредметные (УУД) |
|
Регулятивные |
Принимают учебную задачу, анализируют и самостоятельно заполняют таблицы; безошибочно применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умеют рефлексировать свои действия. |
Познавательные |
В ходе опытов выявляют свойства известняка, гранита, торфа, песка, каменного угля, железной руды; представляют результаты в таблице; вовлекают обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу. |
Коммуникативные |
Проявляют интерес к общению, формируют умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, делают выводы. |
Межпредметные связи |
Чтение и развитие речи. |
Ресурсы |
1. Учебник «Природоведение 4кл.» (Клепинина З.А., Титова М.Ф) «Рабочая тетрадь по природоведению» (4 класс, Клепинина З.А., Титова М.Ф.) 2.Презентация «Полезные ископаемые» 3.Компьютер, проектор, экран, слуховые аппараты. 4. Образцы полезных ископаемых: известняк, гранит, песок, глина, каменный уголь, железная руда, кварц, торф. ручные лупы, салфетки. 5. Постановочные таблицы (для составления предложений); карточки. |
План урока: (на доске) 1. проверять домашнее задание 2. изучать свойства полезных ископаемых 3. выполнять задания |
Словарь: гранит, песок, глина, каменный уголь, железная руда, кварц, торф, известняк, золото, серебро нефть, природный газ |
Таблички: |
Рефлексия: На уроке я узнал… На уроке я учился … Мне было трудно… Мне понравилось … |
Этапы урока, цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||||||
Организационный момент Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность. |
- Как ты слышишь, …? - Ты слышишь хорошо или плохо? - Спроси Никиту, как он слышит, …? - Какой сейчас урок? - Ребята здоровы? - К уроку готовы? |
Настраиваются на работу. - Я слышу вас хорошо (плохо). - Никита, скажи, как ты слышишь? - Сейчас урок природоведение. - Здоровы! - Готовы! |
Личностные: выражают позитивное отношение к предстоящей работе |
||||||||||
Актуализация знаний Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления
|
- Что было задано?
- Проверим домашнее задание. Задание на карточках.
- А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте (Слайд № 2) - Поставь оценку.
|
- Было задано учить «Полезные ископаемые». Выполняют работу на карточках. (Приложение № 1).
Взаимопроверка, оценивание.
|
Познавательные: логические: анализ, установление при-чинно-следственных связей, наково-символические действия: моделирование, осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию Регулятивные: саморегуляция: преодоление препятствий |
||||||||||
Целеполагание Цель: выявление затруднений и постановка цели |
- Прочитайте тему урока. - Что вам знакомо в теме?
- Что будем изучать?
- Цель нашего урока: изучать свойства полезных ископаемых (взять из плана урока) |
- «Свойства полезных ископаемых». - Полезные ископаемые. - Свойства.
|
Регулятивные: принятие учебно-познавательной задачи и её сохранение, целеполагание.
|
||||||||||
Планирование предстоящей деятельности Цель: составление плана действий |
- Назовите полезные ископаемые.
- Молодцы! А теперь узнаем о свойствах некоторых ископаемых. - Будем работать по группам. Послушайте (за экраном) 1 гр. – Никита, Женя, Абдул. [гранит, каменный уголь, железная руда ] 2 гр. – Мирослав, Саша, Лиза. [известняк, песок, торф]
- Каждая группа изучает свойства полезного ископаемого и записывает в таблицу. - Как работаем? Вспомните правила работы в группе.
- Время на изучение и запись результатов 10 минут. |
- Глина, песок, золото, торф, глина, гранит, железная руда ... (Слайды № 3 - 9)
Каждой группе выдается табличка с планом исследования полезного ископаемого. (Приложение № 2)
- Вместе. Дружно. Быстро. Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.
|
Регулятивные: планирование учебной деятельности
|
||||||||||
Практическая деятельность обучающихся Цель: организация построения нового знания
Физминутка Цель: снять утомляемость детей. Предоставление результатов. Цель: Умение представить и оценить результаты групповой работы Закрепление знаний |
Исследования в группах: Мы геологами станем? Да? – да! ( хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее мы обойдем (топают ногами), Ее мы проплывем (плывут), Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели.
- Подведем итоги исследования. - Расскажите, что вы узнали. 1 группа. 2 группа. - Что вы называли?
- А сейчас мы поговорим об использовании полезных ископаемых. - Какие полезные ископаемые используются для строительства дома?
- Что нужно, чтобы стало тепло и красиво? |
Обучающиеся самостоятельно исследуют ископаемые, фиксируют в таблицу. Выполняют упражнения Каждая группа зачитывает результаты своих исследований. Рассказывают об одном из полезных ископаемых, но не называют его. Другая группа отгадывает.
- Мы называли свойства полезных ископаемых.
- Для строительства дома используют известняк, гранит, песок, глина, железная руда. (Из табличек с названиями полезных ископаемых составляют дом) - Торф, газ. |
Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле). Познавательные: уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
||||||||||
Подведение итогов. Цель: дать оценку успешности достижения цели . |
- Оцените свою работу на уроке. Заполните оценочные листы. Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов. |
Учащиеся заполняют оценочные листы (оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений) (Приложение №5) |
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
||||||||||
Рефлексия. Цель: Оценивать свой вклад в общий результат деятельности |
-Закончите предложения: На уроке я узнал…(свойства полезных ископаемых) На уроке я учился…(работать в группе) Мне было трудно… Мне понравилось…(полезное ископаемое …) |
Анализируют Слайд № 4 |
Регулятивные: оценивание результатов
|
||||||||||
Домашнее задание. Цель: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения |
- Рабочая тетрадь стр. 18 задание 40 (заполнить таблицу: название полезного ископаемого, основные свойства, использование) |
Дети записывают задания в дневник |
Приложение № 1
Тест по теме: «Полезные ископаемые»
1. Что относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки;
б) кирпич, бензин, известняк;
в) нефть, глина, торф.
2. Какие полезные ископаемые можно использовать при строительстве?
а) камни, воду, стекло;
б) песок, глина, известняк;
в) деревья, кусты, кирпичи.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медная руды;
б) каменный уголь, природный газ, торф;
в) глина, известняк, гранит
4. Из каких полезных ископаемых добывают металлы?
а) из металлических руд;
б) из минеральных солей;
в) из гранита.
5. Жидкое полезное ископаемое, которое горит.
а) уголь;
б) торф;
в) нефть.
Оценочный лист
Оцени свою работу в группе |
Оцени свою работу в группе |
|||||
1 |
Я работал отлично. |
1 |
||||
2 |
Я работал хорошо. |
2 |
||||
3 |
Я работал плохо. |
3 |
||||
4 |
4 |
|||||
5 |
5 |
|||||
|
План описания полезного ископаемого
№ |
Название полезного ископаемого |
Твердое/ жидкое/ газ |
Сыпучее или несыпучее |
Внешний вид |
Горит/ не горит |
|||
частицы … цвета |
блеск есть/ блеска нет |
прозрачный/ непрозрачный |
||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |