Конспект урока для 3 класса «Планета Земля-шар»

8
1
Материал опубликован 4 February 2019 в группе

Тема урока: «Форма Земли»

Окружающий мир, 3 класс

Цель (для учителя): создание педагогических условий для развития исследовательской позиции обучающихся.

Цель (для обучающихся): выяснить, какую форму имеет Земля.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир: принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные результаты:

Познавательные

- способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

Регулятивные

- владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

Коммуникативные

- способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Предметные результаты:

осознание целостности окружающего мира;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение);

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт);

расширение кругозора и культурного опыта школьника;

формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Материально-техническое оборудование:

Технические средства:

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- ЖК-панель

Экранно-звуковые пособия:

- мультимедийная презентация

- видеозаписи «Веселая физминутка», «Отдых глаз»

Дидактический материал:

-

-

-

Учебные пособия:

Ход урока:

Анализ

Учитель

Ученики

Актуализация знаний

фронтальная работа

- Какой сейчас урок?

- Какой раздел изучаем?

- Как называется глава?

- Что такое солнечная система?

- Урок окружающего мира.

- Земля – наш общий дом

- Солнечная система

- Солнечная система – это солнце, планеты, а также более мелкие космические тела.

Постановка проблемы

подводящий

диалог

Постановка проблемного вопроса

- Назовите самое большое тело в Солнечной системе?

-Сколько планет вращается вокруг Солнца?

- Послушайте фрагменты текстов и скажите, о чем идет речь?

Чтение фрагментов текста

в аудиозаписи или подготовленными детьми

1. Индийская культура очень древняя. По преданию, индийцы представляли себе её в виде плоскости, лежащей на спинах слонов.

2. Древние греки говорили, что она – это как диск, который напоминает воинский щит. Река под названием Океан омывает сушу изо всех сторон. Солнце плывет по медному небосклону, который раскинулся над Землей и каждый день поднимается из вод Океана на востоке и погружается на западе.

3. Древние египтяне говори, что: над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

- О чем идет речь?

Фиксирует ключевое слово

на доске.

- Что описывали разные народы в древности?

Фиксирует ключевое слово

на доске

- О чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте вопрос к уроку, используя вопросительное слово: какую и ключевые слова урока: планета Земля, форма

Фиксирует вопрос на доске

- Солнце

- Восемь

Слушают фрагменты текста

- О планете Земля

- Форму Земли

- О форме Земли

- Какую форму имеет планета Земля?

Поиск решения

проверка версии, работа по плану

в группах

отчет групп по плану

вывод

- Что вы знаете о форме Земли?

- Проверим ваши знания, работая в группах

- Выводы вывешивают на доске под вопросом?

- Сформулируйте вывод о том, какую форму имеет планета Земля, опираясь на ваши выводы?

- Сверьте ваш вывод с выводом в учебнике на с. 17.

- Вы настоящие исследователи! Люди разных времен пытались доказать, что земля круглая.

Фердинанд Магеллан, известный мореплаватель, отправился в кругосветное путешествие. А более подробно о нём расскажет Григорий Д.

- Благодаря развитию науки для человека стало возможным посмотреть на нашу планету со стороны, то есть, из космоса.

Кто первый из людей полетел в космос?

- Посмотрите внимательно, какова форма Земли?

- Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке Землю, наконец, признали круглой. Люди сделали модель земли. Она похожа по форме на настоящую Землю. Модель Земли, сделанная людьми, называется глобусом.

- Форму шара, круглую и т. д.

Свои версии дети пишут на листах и вывешивают под вопросом.

Работают в группах в соответствии с планом:

1 группа – опыт «Тень шара и плоскости»

2 группа – наблюдение «Видимость предметов на плоскости и на шаре»

3 группа – опыт «Путешествие в одном направлении».

Отчет группы № 1.

- Вывод. Наш опыт показал, что шару принадлежит круглая тень.

Отчет группы № 2.

- Вывод. На плоской «Земле» (по парте) наши предметы видны одинаково хорошо, а на круглой «Земле» (по мячу) предмет который движется то виден полностью то начинает исчезать частично.

Отчет группы № 3.

- Вывод. Двигаясь по плоской «Земле» (по парте) можно идти до бесконечности. А по круглой «Земле» (по мячу) мы вернулись в тоже место.

- Планета Земля имеет форму шара, т. к. она имеет круглую тень, как шар; двигаясь в одном направлении, придем в тоже самое место; при движении предмет то появляется, то исчезает

Сверяют с выводом в учебнике.

Рассказ ученика о мореплавателе.

- Юрий Гагарин

- Форма Земли – ШАР

Воспроизведение знаний

формулирование вопросов

- Поиграем в игру «Опроси друга». Задайте вопросы друг другу по теме урока.

Одни дети задают вопросы по новой теме – другие отвечают

Рефлексия

- Игра «Закончи предложения»

Мне было интересно….

Я узнал……

Мне помогли узнать….

Я удивился …….

Дети высказывают свое мнение

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание: с. 16-17 прочитать и подготовить рассказ о планете Земля

Фиксируют домашнее задание в дневник

Маршрут №1

Прочитайте вступление к исследованию.

Люди заметили, что лунные затмения бывают в полнолуние – тогда, когда Солнце и Луна находятся в противоположных точках небесного свода, а Земля помещается между ними.

Причина затмения заключается в том, что Земля загораживает солнечные лучи и отбрасывает на Луну свою тень.

По форме тени можно судить о форме того предмета, который ее отбрасывает. Тень Земли, падающая на Луну, круглая.

Исследуйте, какой предмет (плоская фигура, шар) имеет круглую тень.

Оборудование: фонарик – Солнце, лист бумаги – Луна, исследуемый предмет – Земля.

Вам нужно провести эксперимент:

Включите фонарик.

Поставьте лист бумаги вертикально.

Посветите фонариком на лист.

Поместите между фонариком и листом бумаги исследуемый предмет, мячик - Земля.

Посмотрите на тень и определите ее форму.

Сделайте вывод.

Наш опыт показал, что шару принадлежит ____________тень.

Стало быть, Земля – _____________!

 

Маршрут №2.

Исследуйте форму Земли, проведите опыт.

а) Поставьте на плоской «Земле» (на парте) на разном расстоянии друг от друга два предмета. Посмотрите на схему:

Близкий и далекий предметы видны одинаково хорошо, закрыты полностью или частично?

б) Поместите предмет на круглой «Земле» (на мяч), расположив его дальше от себя. Предмет виден полностью или частично?

Сделайте вывод.

На плоской «Земле» (на парте) наши предметы видны_____________________,

а на круглой «Земле» (на мяче) предмет который движется, то виден _________, то начинает _________________.

Слова для справок: одинаково, хорошо, полностью, исчезать, частично.Маршрут №3.

Исследуйте форму Земли, совершите путешествие. Двигайтесь в одном и том же направлении:

а) по плоской «Земле» (по парте);

б) по круглой «Земле» (по мячу).

Из какого путешествия (а или б) вам удалось вернуться обратно?

 

Прочитайте текст.

Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан на парусных кораблях отправился на запад в поисках новых путей в Индию. Плывя в одном и том же направлении, путешественники вернулись обратно.

Подумайте, что это доказывает?

Когда мы двигались по плоской «Земле» (по парте) пришли к выводу, что_____________________________________________________________________________________________________________________________.

А по круглой «Земле» (по мячу) мы_____________________________________________________________.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Разработка учить детей мыслить логически, а также искать несколько вариантов решения поставленной задачи.

4 February 2019