План – конспект урока «Уникальность планеты Земля» по географии в 5 классе
План – конспект урока
«Уникальность планеты Земля»
География
5 класс
Учебник ; География, авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сонин, Дрофа. 2012г
Дидактическая цель урока: развивать знания учащихся о планете Земля
Задачи:
формировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Урок сопровождается презентацией
Структура урока:
1.Организационный этап, мотивация
2. Актуализация знаний по ранее изученному материалу
4. Изучение нового материала
5.Динамическая пауза
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Основные понятия: Вселенная ,Солнечная система, планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».
Ожидаемые результаты:
В конце урока ученик должен:
- называть методы изучения Земли;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система,Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».
- приводить примеры географических следствий движения Земли
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п |
Этапы урока |
ЭОР |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Время |
1 |
Организационный этап, мотивация |
Приветствует детей, позитивно настраивает их на урок. |
Приветствуют учителя |
3 |
|
2 |
Актуализация ранее полученных знаний. Ролевая игра «Космическая экспедиция» |
1.Предлагает учащимся прослушать фонограмму песни ВИА «Земляне» «Трава у дома», на экране-фото Земли из космоса. 2.Отвечают на вопросы: -Как вы думаете, о чём поётся в этой песне? - Почему в ней говорится, что Земля одна? -В чём её уникальность? (слайд 2) Представляет собственный вариант рассуждений. (А может быть наша планета вовсе не уникальна? В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?) 3. Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (сл.4-5) 4. Предлагает выполнить Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии. (Слайды 6-9) |
1. Комментируют и объясняют о чём поется в этой песне, почему в ней говорится, что Земля одна, в чём её уникальность. 2 Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос. 3 Делятся на три команды (заранее): 4 Вспоминают ,что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист. Проходят первый этап: оформляют отчёт. 5 Делают вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна |
12 |
|
3 |
Открытие новых знаний |
|
1.Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе. 2. С целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа. 3. Введение понятия «озоновый экран» (слайды 10-12) |
Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? 1.____________________________________ 2.____________________________________ 3____________________________________ 4.___________________________________ Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы. 1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве: -расстояние от Солнца -150млн.км.; -период обращения вокруг своей оси. 2.Наличие атмосферы. 3.Обладание большими запасами воды. 4.Наличие почвы. Выполняют 3-этап. Ответы групп. Значение атмосферы для жизни на Земле: Введение понятия «озоновый экран» Значение гидросферы для жизни на Земле: Значение почвы для жизни на Земле: По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы. Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете? 1.Входит в состав________________ 2. Является_____________________ 3. Обеспечивает процесс создания растениями _ Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме. |
20 |
4 |
Динамическая пауза(физминутка) |
Учитель предлагает сменить вид деятельности, создает условия для снятия переутомления , выполнение упражнений |
Выполняют упражнения |
2 |
|
5 |
Рефлексия, итог урока |
Организует рефлексию. 1. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов. Организует процедуру само и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму ( презентация к уроку). (Слайды 14-17) Пять правильных ответов – оценка «5» Четыре правильных ответов – оценка «4» Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме. Итоговая оценка: 2 .Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие, на этот раз сказочное. Интерактивная сказка «Приключения Росинки 3. Синквейн. «Урок географии» |
Выполняют тест Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму Слушают, анализируют. Отвечают на вопросы:
Составляют синквейн |
6 |
|
6 |
Домашнее задание |
Повторить материал темы «Земля» Творческое задание: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37 |
2 |