12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Капустина Ольга Ростиславовна29

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области»

Всероссийский конкурс для педагогов

на лучшую методическую разработку

конспекта урока «Родной край»

«Добытая  из  недр земли земля»

МБОУ «Городская гимназия

города Димитровграда Ульяновской области»

О.Р. Капустина – учитель начальных классов

Димитровград 2018

«Добытая  из  недр земли земля»

Цель: познакомить с полезными ископаемыми Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.

Предварительная работа: сбор материала и подготовка сообщений учащимися

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал, карта Ульяновской области, гончарный круг, глина

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы и приёмы, в том числе и активные методы обучения: (жизненный опыт детей), активизация словаря, художественное   слово, использование слайдов, иллюстраций;

Данная цель реализуется в следующих задачах:

образовательные:

формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,

формирование элементов творческой деятельности.

развивающие:

развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;

 

воспитательные:

формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Метапредметные результаты:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Задачи :

Узнать о месторождениях глины в Ульяновской области.

Узнать о природном материале - глина и его свойствах.

Интересные сведения о глине

Узнать, как развивался   гончарный промысел в Поволжье;

Научится подготавливать глину к лепке.

Освоить разные техники лепки посуды из глины.

Освоить методику обжига гончарных изделий.

Провести мастер – класс для ребят класса

Сделать выводы о проделанной работе.

Ход мероприятия

Учащийся: - Сегодня мы продолжим знакомиться с нашим родным краем -Ульяновской областью. Для этого мы совершим воображаемую экскурсию по родному краю. Познакомимся с полезным ископаемым

(учащиеся ведут диалог)

Учащийся 1:- Как можно по-другому назвать полезные ископаемые?

Учащийся 2:-: (Подземные богатства Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. )

Учащийся 1:- -Как ты думаешь, почему их назвали ископаемыми?

Учащийся 2:- (добываются из-под земли).

Учащийся 1:- -Почему полезные?

Учащийся 2:- (служат людям).

Учащийся 1:- - Карта на которой указаны месторождения полезных ископаемых называется «Тектонической».

Учащийся 2:- - Как ты понимаешь слово «месторождение»?

Учащийся 1:- (Месторождение - место, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые).

Учащийся 2Как называются люди, которые отыскивают месторождение? 

Учащийся1(геологи)

Учащийся: -

 Ульяновская область обладает значительным потенциалом природных ресурсов: нефть, стекольные и формовочные пески, мел, диатомиты, сырье для цементной промышленности, другие виды неметаллических полезных ископаемых, а также пресные и минеральные подземные воды.

Работа по карте.

Минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых Ульяновской области насчитывает 20 месторождение по 4 видам полезных ископаемых:

формовочные пески – Лукъяновское месторождение;

стекольные пески – 7 месторождений (Ташлинское, участок Восточный Ташлинского месторождения, Красногуляйское, Силикатный, 64 квартал, Ясашная Ташла, Красный Гуляй).

цементное сырьё - 11 месторождений - мел, мергель, глины, опоки, диатомиты;

горючие сланцы - Ульяновское месторождение, состоящее из 5 участков.

 Сегодня мы подробнее поговорим о глине

Учащийся:

Рожденная из недр земли земля,

Земля, что просто глиною зовется,

В порыве творческом свободно

разольется.

Возникшая из недр земли земля.

 

 Ты так податлива, упруга и тепла,

В ладони, словно птица, прилетаешь.

Росу с них пьешь и форму обретаешь,

Всегда изменчива, коварна и вольна.

 

Добытая  из  недр земли земля,

Которую мы глиной называем,

В свободных, чистых формах оживает,

Чтобы, застыв, опять уйти в века!

                           (Автор неизвестен)


 

Что такое глина?

Учащийся:

В энциклопедии мы узнали, что глина – широко распространённая горная порода, которая состоит из очень мелких частиц – минералов. Другими словами, глина – это камень, потертый временем и внешним влиянием до состояния порошка. Главный минерал глины – Каолинит. Кроме каолинита в глине встречаются другие минералы. Примесь других минералов влияют на цвет глины. Она бывает красная, голубая, серая, белая, чёрная, жёлтая.

Добывают глину в оврагах, лагунах морей, обрывах речных берегов, земляных карьерах.


 

Месторождения глины в Ульяновской области.

Учащийся:

Учтено около 113 месторождений глины в Ульяновской области. Они используются как сырье для производства красного кирпича, черепицы, посуды, облицовочных плит, кафеля, художественных и других изделий, в медицинских целях, в пищевой, химической промышленности. В Ульяновской области глина встречается двух цветов: голубая и бурая.

В Ульяновской области очень много месторождений бурых глин. В них встречаются минеральные краски, относящиеся к группе охр. Цвет этих глин охристый, т.е.золотисто – коричневый, бурый. Запасы этой глины в Сенгилеевском, Ульяновском, Ново - Малыклинском районах. Большое Кротковское месторождение расположено буквально в 3 километрах от села Кротковка и считается одним из двух крупнейших запасников глины в Ульяновской области. По предварительным подсчетам, промышленные запасы глины могут превышать 4 млн. кубометров! Это очень большое месторождение, оно никогда не разрабатывалось. Подобное этому в Ульяновской области есть еще месторождения глины – «Марьевское», «Мелекесское» но они пока не разрабатывается. Одна из причин - расположение на землях сельхозназначения.

Учащийся:

Изучена и широко применяется уникальная Голубая ундоровская глина.  Ундоровская голубая глина зовётся от названия села Ундоры. Еще называют кимериджская. В царское время ее даже покупали за золото и вывозили в другие страны. Это - местная достопримечательность в оздоровительном плане. Выглядит она как обычная глина, но имеет серо-голубой оттенок, который особенно заметен во влажном состоянии. Из голубой глины состоит целый утес в районе Городищенского залива. Залегает на глубине 10-15 метров, имеет более высокие качества, так как защищена от верхнего плодородного слоя почвы значительным массивом песка. В такую глину не попадают посторонние примеси, особенно техногенные и бактериальные, поэтому повсеместно применяют глинотерапию широко, не опасаясь негативных последствий. В химический состав также входят калий, натрий, кальций, йод, бром, алюминий и цинк, содержание которого в 12 раз больше чем в простых глинах, что придает ей голубой цвет.

Учащийся:

О чудодейственных свойствах голубой глины Ундоровского месторождения известно уже давно. На протяжении последних пяти лет она стала предметом многочисленных исследований. В далекие времена на месте Ульяновской области располагалось море, на дно которого оседало множество органических веществ. Это и стало причиной образования голубой глины, которая характеризуется чудодейственными способами и оказывает благотворное влияние на организм, являясь природным антибиотиком. Кроме того, такая глина имеет уникальный химический состав, отличающий её от других видов глины. В ней содержится кальций, калий, йод, натрий, цинк, бром и алюминий.

способна длительное время сохранять заданную температуру, что позволяет ее применять в качестве аппликаций на больные суставы (тепло аккумулируется, распределяется равномерно по тканям);

имеет богатейший минеральный состав;

активизирует крово- и лимфообращение в области применения;

снимает психоэмоциональное напряжение;

борется с головными болями, кожными заболеваниями и многими другими патологиями;

оказывает мощное противовоспалительное действие;

рассасывает некоторые патологические образования;

прекрасно смягчает кожу, устраняя многие дефекты и косметологические нарушения;

омолаживает, сглаживает мелкие морщины.

Профессиональное лечение голубой глиной в санаториях Ульяновска применяется при болезнях позвоночника, воспалительных процессах органов дыхания, мочеполовой системы, пищеварительного тракта. Многие косметологи отмечают оздоравливающий эффект для кожи при курсовом ее применении.

Аппликации помогают снимать боли, воспаление, размягчать кожу, уменьшать выраженность угревой болезни. Большей эффективности можно добиться при использовании глиняных ванн. За 7-10 процедур удается снять выраженный болевой синдром, воспалительные процессы в органах малого таза, легких и бронхах.

Ундоровская голубая глина используется во многих санаториях Ульяновска («Белый Яр», «Дубки»). Отдыхающие могут купить ее для применения в домашних условиях. Для получения желаемого эффекта рекомендуется проходить полный курс лечения (не менее 10 процедур).

Карсунский район (работа по карте)

Хорошую гончарную глину. Можно найти в селе Сухой Карсун . Эта глина очень хорошо подходит для работы на гончарном круге — она и не очень жирная и не очень тощая, и в ней нет коварных камешков и извести, которые могут разорвать изделие при обжиге. Поэтому ее можно не очищать — а только размять хорошенько…  

Это интересно

Учащийся:

В Древнем Египте использовали определенный сорт глины для бальзамирования мумий, что доказывает антибактериальные свойства этого минерала. Издавна во многих регионах мира глина использовалась в качестве природного мыла. Не создавая пены, глина легко мылится, проявляя хорошую моющую способность в воде любой жесткости, даже в морской. В районах Анапы, Одессы и Крымского полуострова находятся залежи такой глины. Это один из видов монтморилонитовой глины. Жители Индии также используют глину вместо мыла при купании в реке Ганг. Религия этой страны запрещает пользоваться мылом, так как Ганг считают священной рекой.

Находила применение глина и в косметологии: в качестве масок она входила в состав пудры, грима актеров, украшений париков вельмож екатерининского времени. Некоторые сорта бентонитовых глин и в наше время используются при производстве дерматологических мазей, присыпок, паст. Полезные свойства глины используются в сельском хозяйстве для улучшения грунта, а также как добавка к кормам животных. Использование глины в животноводстве еще недостаточно изучено.

Учащийся:

Глина бывает разной. В ее формуле обязателен кремнезем, молекула воды и окись еще одного элемента  — железа, алюминия, магния, титана и других. Лучшая из глин каолин  — это «алюминиевая» глина.

Глина, оказывается, и в пищу пригодна. Геофаги  — африканские племена, которые лакомятся глиной. В Персии съедобную глину продавали на базарах. На Урале такую глину прозвали «глей». Есть (было) такое сибирское кушанье  — смесь каолина и оленьего молока.

По крайней мере, если съесть ложку чистой, из пласта, глины, то не отравишься. Скорей, наоборот, выведешь из тракта кое-какие «грязные» вещества.

Загадка о глине

Учащийся:

Был я на копанце, был я на топанце

Был я на кружале, был я на пожаре,

Был я на обваре.

Когда молод был, то людей кормил,

  а стар стал,  пеленаться стал

Что значит: на копанце? на топанце?

на кружале? на пожаре?на обваре.? людей кормил? а стар стал,  « пеленаться стал»?

(Отгадку объясняет учащийся, если ребята затрудняются)

«Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. «Топанец» - ровное место во дворе или избе, где глину топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень. А чтобы горшок не впитывал влаг, он должен был побывать «на обваре», его в горячем виде опускали в жидкую мучную болтушку.

На примере этой загадки можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Как печной горшок может «кормить людей»?

Ответы детей: Люди используют керамическую посуды для того, чтобы кушать.

Учащийся: А вот почему он в старости «пеленаться стал», вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

 Глиняная сказка(мини инсценировка)

Жила на свете Твердая Глина, и никому от нее не было радости. Сухая она была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твердой Глине Вода.

- Надо, - говорит, - тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода – и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из нее даже кружку вылепили.

- Будем с тобой вместе людей поить, - говорит Вода. – А пока я испаряюсь.

- Будем вместе, а сама испаряешься?

- Пока, - говорит Вода. – Чтобы поить людей, кружка должна быть твердой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твердой. По-этому – Прощай!

- Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твердой…

- Все правильно, - сказала Вода. – Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твердость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не тат это просто – делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда твердым.

Чудо-посуда из глины (выставка,презентация)

Теплорегуляция и качество приготовления пищи. Глина имеет свойство самостоятельно регулировать влажность и температуру продукта. Кроме того, толстые стенки глиняного сосуда нагреваются постепенно и равномерно. Пища в нем томится, а не варится, при этом в ней сохраняются витамины и полезные вещества. 

Поддержание и сохранение нужной температуры. Глиняная посуда остывает очень медленно, и блюдо, приготовленное в такой посуде, будет долго оставаться горячим. Помимо этого, глина может обеспечить и обратный эффект: напиток, помещённый в глиняный кувшин, останется холодным, даже если несколько часов простоит на солнце. 

Экологически чистый продукт с зарядом положительной энергии. Глина представляет собой натуральный, экологически чистый материал, не только безопасный, но и чрезвычайно полезный. Наши предки считали, что глина вбирает в себя негативные эмоции и улучшает самочувствие. Исследования доказали - пища, приготовленная в глиняной посуде, усваивается легче и быстрее, чем любая другая, в полном объеме восстанавливая силы человека. 

Лечебные свойства. Считается, что глина благотворно воздействует на кровеносную систему и нормализует химический состав крови. Например, посуда из красной глины, благодаря целебным свойствам, эффективно выводит шлаки и токсины из организма. 

Посуда для всех. Для тех, кто не особо любит готовить, глиняные горшочки – просто находка: ведь все, что нужно, это положить заранее приготовленные продукты в ёмкость, поставить её в духовой шкаф или микроволновую печь - все остальное горшочек сделает сам, приготовив сочное и ароматное блюдо. Для тех, кто располагает свободным временем и желанием, приготовление пищи в горшочке может стать кулинарным хобби, благодаря возможности разнообразной комбинации продуктов и их постепенной закладки, что позволит создавать настоящие кулинарные шедевры. Для тех, кто соблюдает диету с низким содержанием жиров, горшочек – идеальный помощник, так как в нем можно приготовить любимое блюдо без добавления масла. 


 

Так что такое глина? Минерал? Значит, она мертва? Но, в то же время она сорбент, фильтр, бактерицид и катализатор и, значит, в ней сохраняются признаки жизни. Поистине: нет ничего сложнее простоты и самое загадочное в обыденном. Чего проще и обыденнее — глина...

А вот Ильин Антон расскажет о своем знакомстве с глиной.

Однажды летом я с мамой и папой побывал на международном фестивале живой истории «Волжский путь», который проводится в Ульяновской области в селе Новая Беденьга. На этом фестивале можно окунуться в прошлое и почувствовать, как раньше жили люди. Здесь можно познакомиться с древними ремеслами и попробовать себя в роли кузнеца, резчика, ткача, стеклодува, гончара.

Работа гончара особенно поразила меня. Так просто и быстро в руках мастера из куска глины сказочным образом вырастали чашки и вазочки. Я захотел попробовать себя в роли гончара и принял участие в мастер - классе. На деле сделать вазочку оказалось не так просто. Свою поделку я сделал только с третьей попытки. Я заинтересовался гончарным ремеслом и мне захотелось узнать о нём побольше.

Гончарное ремесло является древнейшим ремеслом в мире. В наше время гончарное ремесло не утратило своей актуальности, превратившись из рабочего промысла в настоящее искусство. Поэтому сейчас организовываются обучающие курсы, где можно попробовать себя в роли гончара. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже приобрел вторую жизнь. Быстро постичь мастерство гончарного дела не получится. Но радость от этого занятия огромная и незабываемая. Чувствуешь связь времен и поколений. Ведь именно такой посудой пользовались наши предки.

Краеведческий этап.

Известно, что город Симбирск (сегодня Ульяновск) был крупным центром гончарного производства с XVII до начала 30 –х годов XX вв. Это связано с хорошими природными условиями, наличием крупных месторождений глины и реки Волга.

Река Волга – является одной их крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. По ней очень удобно было ремесленникам переправлять свой товар на крупные ярмарки. Удачное положение Волги привело к возникновению волжского торгового пути.

Особенно славилась Нижегородская ярмарка, которую посещало каждый год около 200 тысяч людей. Продавцы и покупатели собирались из Самары, Симбирска, Ставрополя (Тольятти), из Москвы, Оренбурга, Самарского, Казанского уездов. Перевозили ткани, металлы, рыбу, меха, мед, гончарные изделия. Гончарных изделий, изделий из глины было много: игрушки, посуда, предметы роскоши, строительные материалы.

Для гончаров эта глина является самым лучшим материалом для изготовления изделий.

Кто такие гончары?

Гончарное ремесло входит в число лучших видов прикладного искусства доставшегося нам в наследие от древних мастеров - гончаров.
Гончар - мастер, который изготавливает глиняную посуду.
В наше время изделия умелых гончаров находят свое достойное место в современном интерьере, придавая ему невероятную теплоту и уют.
Это одно из немногих ремесел, которое претерпело минимальные изменения со дня возникновения. И в давние времена и в настоящее время основное орудие труда гончара - это гончарный круг и умелые руки.

Гончар превращает кусок глины в прекрасное глиняное изделие: вазу, горшочек. На первый взгляд работа гончара - это легкий труд, кажется, что глина буквально сама превращается в посуду. Но это только на первый взгляд: достаточно сесть за гончарный круг и попробовать собственноручно что- нибудь изготовить.

Гончар должен знать: состав и особенности различных видов глиняной массы, досконально знать технологический процесс, приемы и способы изготовления изделий на гончарных станках, приемы загрузки изделий в гончарные печи, основы композиции, историю ремесла.

История возникновения гончарного ремесла.

Тысячу лет назад глина была открыта древним человеком.

Кусок земли, намокая, превращался в однородный состав, податливый как пластилин, а высыхая, сохранял свою форму. Именно благодаря этим свойствам, глину стали использовать для изготовления посуды. Первую посуду делали руками, поэтому её форма была неидеальной. Изделия очень хрупкими и боялись влаги, поэтому в такой посуде можно было только хранить зерно, крупы, муку и другие сухие продукты.

Потом люди обнаружили, что под действием тепла такая посуда становиться прочной как камень и устойчивой к влаге. Обожжённую посуду стали использовать для приготовления пищи и хранения жидкостей. И обжигали посуду на кострах.

 

Потом изобрели специальное устройство - гончарный круг, посуда стала более гладкой и ровной.

С начало были ручные гончарные круги (а), затем ножные (б), позже изобрели электрические (в).

Для обжига стали использовать специальные печи – горны

Практический этап.

Самым важным гончаров, является правильное приготовление сырья. Наши знакомые дали нам глину. Она была хорошо просушена и похожа на камни. Мы посмотрели в интернете видеоурок по приготовлению глины для лепки. Взяли молоток и разбили крупные куски на более мелкие куски (1). Затем поместили глину в банку и залили ее водой (2). Воды должно быть столько, чтобы потом получилась смесь, по консистенции похожая на молоко или жидкую сметану. Мы несколько раз добавляли воду, так как глина хорошо её впитывает. Потом мы подождали, пока глиняные камни полностью растворились в воде. На это ушло у нас 3 часа. Потом тщательно размешали глину (3) и оставили на сутки для того чтобы она осела (4). Лишнюю воду слили (5). Оставшуюся жидкую глину выложили в дуршлаг, чтобы удалить лишнюю влагу (6). И оставили глину «дозревать» (7). Глина считается готовой, если она не липнет к рукам, но остается мягкой и пластичной. (8)

Итак глина готова, можно приступать к лепке посуды.

Этапы приготовления сырья.

Освоение техники лепки.

В видео уроках рекомендуют первые свои поделки лепить самым древним способом – при помощи только рук. Самые известные способы лепки – свободная лепка руками и лепка из жгутиков.

Свободная лепка руками.

Для лепки первым способом я взял приготовленную глину, сформировал из нее шар.

С помощью больших пальцев я сделал углубление почти до самого дна и затем аккуратно вытянул стены.

Вот такая чашка у меня получилась.(показывает образец)


 


 

Лепка из жгутиков.


 

Второй способ лепки из жгутиков позволяет лепить посуду более сложной формы. С помощью жгутиков сначала формируется дно изделия и разглаживается.

Потом жгутиками наращиваются стенки сосуда.

С помощью инструментов (стек, я пользовался ножом), выравнивается внутренняя поверхность. Это нужно для того чтобы сосуд был плотным и герметичным. Внешнюю сторону по желанию тоже можно загладить.

Лепка на гончарном круге.

Бабушка, узнав о моем увлечении, подарила мне на день рождение гончарный круг. И следующим моим шагом было освоение техники лепки на нём. Я просмотрел несколько видеоуроков по лепке на гончарном круге. А в интернете мы нашли схему лепки изделия на гончарном круге

Пользуясь схемой, я начал лепить.

Сначала формируется шар, затем с усилием бросается в центр круга. Влажными руками формируется колобок.

Затем глину надо сдавить, превращая кусок в купол,

С помощью большого пальца сделать отверстие почти до самого дна.

С помощью пальцев левой руки прижимаем стенку к правой, как бы растягивая стенки сосуда.

После того как сосуд будет сделан с поверхности круга его срезают с помощью веревки или лески.

Вот что у меня получилось.

Обжиг изделия.

Для того чтобы изделие из глины стало прочным, не боялось влаги и долго хранилось его обжигают.

Ранее обжигали на кострах и в специальных печах горнах, вырытых в земле. Сейчас глину обжигают в специальных муфельных печах.

Обжиг требует высоких температур и длительного времени. Температура должна повышаться и понижаться постепенно. При температуре 500 градусов из глины уходит вся вода, а при 680 и выше происходит превращение в стеклообразное состояние. Все частички спекаются. В домашних условиях такую температуру получить невозможно. Мы решили попробовать обжечь глину древним способом – на костре.

Для начала изделие нужно хорошо просушить – от несколько часов до нескольких дней. Если изделие будет плохо просушено, оно может взорваться. Для обжига мы использовали банную печь. Поместили нашу чашку в печь, подальше от раскаленных углей. Но чашка наша лопнула и потрескалась. Эксперимент наш не удался, потому что для обжига нужна равномерная температура и постепенный нагрев.

Определить пригодность глины для лепки можно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10— 15% песка.

Итоги

В рамках подготовки к внеклассному занятию мы узнали, что город Симбирск являлся крупным центром гончарного производства в России вплоть до 30-х годов 20 века.

Выяснили о месторождениях глины в Ульяновской области. Узнали, что глина бывает разных цветов, и что цвет зависит от минералов, из которых она состоит. Узнали, как появилась в древности первая посуда и различные способы лепки. Освоили в ходе мастера класса, проведенного Антоном приемы изготовления посуды из глины методами ручной лепки и с помощью гончарного круга. Наш одноклассник провел мастер класс по гончарному делу для ребят класса. Ребята были внимательны, они задавали вопросы по теме и каждый из них поработал гончаром.

Гончарное искусство очень увлекательное занятие, помогает открыть в человеке творческий потенциал. Вот какое замечательное полезное ископаемое есть в Ульяновской области.

Литература

1.https://ru.wikipedia.org/wiki /Глина. Википедия, свободный электронный ресурс. Дата обращения 25.04.2016 г.

2.http://worldchild.ucoz.ru/publ/prirodnye_javlenija/zagadochnaja_glina/2-1-0-43. Детская энциклопедия. ЗАГАДОЧНАЯ ГЛИНА. Дата обращения 25.04.2016 г.

3.http://lepnj.narod.ru/Status/Glina.html. Дата обращения 15.04.2016

4.Видеоуроки: https://www.youtube.com/playlist?list=PLpGMUaO93UU-xm_O-ivsiUb0yJww8WQ6E. Дата обращения 16.01.16 г.

5.https://www.youtube.com/watch?v=Lva4xbVWuGw; https://www.youtube.com/watch?v=NuiINVvMC7A.

6. https://www.svyatokerama.com/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.