Конспект урока по финансовой грамотности «Бюджет семьи. Доходы и расходы семейного бюджета» (5 класс)
Методическая разработка урока
по финансовой грамотности в 5 классе
«Бюджет семьи. Доходы и расходы семейного бюджета»
Учитель математики
МОБУ СОШ № 2 имени Н.Я. Василенко
города Лабинска Лабинского района.
ЦЕЛИ:
Дидактические:
Знать: Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.
Уметь: Вести учет семейного бюджета;
Воспитательные:
Формирование уважения к личной и семейной собственности, ответственности к ресурсам;
Развивающие:
Развивать способность сравнивать и анализировать;
Формировать навыки формирования семейного бюджета.
Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности.
Основные понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, баланс.
Межпредметные связи: технология, обществознание, МХК.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: проблемная лекция.
Методы обучения: беседа с постановкой проблемных вопросов, проблемно-поисковый метод, самостоятельная практическая деятельность.
Требования к результатам освоения темы в рамках предмета «Технология»:
Учащийся должен:
знать/понимать:
составлять бюджет семьи (запись доходов и расходов); понимать, из каких элементов состоим бюджет семьи.
уметь:
оптимизировать расходы в бюджете семьи; осуществлять предварительный расчет бюджета семьи за месяц.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД: умение составлять семейный бюджет на условных примерах; умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации.
Регулятивные: умение анализировать познавательные объекты; определять учебные задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы по составлению семейного бюджета; выполнять сравнения, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала.
Коммуникативные: умение решать проблемы творческого и поискового характера в группе и индивидуально; умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выдвигать версии и выбирать средства достижения поставленной цели; умение выполнять самооценку на критериальной основе.
Личностные УУД: умение работать в группе; умение вести сотрудничество с учителем и одноклассниками; формирование рационального отношения к семейному бюджету; понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.
ХОД УРОКА
1. Организация начала занятия:
Приветствие
Проверка присутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Постановка целей
Определить цель занятия, основные понятия
2. Изложение нового материала
2.1. Что такое семья?
Семья - это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
2.2. Бюджет семьи.
Знание основных статей расходов и доходов всех членов семьи помогает оптимально планировать финансовую жизнь любой семьи. Давайте сначала познакомимся с самим понятие бюджет.
Бюджет семьи – это структура всех её доходов и расходов за определенный период. Доходы – все поступления (доходная часть бюджета), расходы – все траты (расходная часть бюджета).
Проблемный вопрос: - Вы когда-нибудь задумывались над тем, какие источники дохода есть в вашей семье? Чаще всего это заработная плата родителей, пенсии бабушек и дедушек.
Какие еще виды дохода могут быть? (Обратить внимание на сдачу имущества в аренду, банковские вклады, инвестиции)
Вносите ли вы свой вклад в бюджет семьи? (Стипендия за отличную учебу и другие выплаты, возможно кто-то работает)
СЕМЕЙНЫЙ ДОХОД – сумма денежных доходов, полученных всеми членами семьи, имеющими самостоятельный источник средств существования. Сумма, полученная мамой, папой, бабушкой, дедушкой и другими членами семьи, составляет семейный доход.
Предлагаю записать на доске напишет известный вам вид дохода, посмотрим, какие виды доходов вам известны. А теперь обобщим.
Источниками дохода являются:
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – плата за труд, выполненную работу.
ПЕНСИЯ – это сумма денег, получаемая людьми, которые не работают в силу достижения пенсионного возраста (60 лет – женщины, 65 лет – мужчины).
СТИПЕНДИЯ – доходы студентов за прилежную учебу.
ДЕНЕЖНЫЕ ПОСОБИЯ – выплаты нуждающемуся населению.
ДОХОДЫ С ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА – доходы, получаемые от выращивания и реализации овощей и фруктов, яиц, мяса, молока.
ДОХОДЫ ОТ НЕДВИЖИМОЙ СОБСТВЕННОСТИ – доходы, получаемые от продажи и аренды собственности.
БАНКОВСКИЙ ПРОЦЕНТ – это денежное вознаграждение, которое
выплачивается потребителю, положившему свои денежные средства в банк.
Источники получения доходов: регулярные и нерегулярные. (Разделить с помощью детей)
Среди всех источников доходов выделяется две группы: регулярные и нерегулярные источники доходов.
РЕГУЛЯРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ – те доходы, которые мы получаем ежемесячно, регулярно и стабильно.
НЕРЕГУЛЯРНЫЙ ДОХОД – это доход, при котором выплаты за работу производятся нерегулярно и меняются то в сторону уменьшения, то в сторону увеличения.
Давайте попробуем разделить те источники доходов, которые мы рассмотрели, на две группы: регулярные и нерегулярные доходы. Заполните таблицу, разделив предложенные источники дохода на регулярные и нерегулярные доходы: заработная плата, пособия, банковский процент, доходы от собственности, стипендия, пенсия, доходы от подсобного хозяйства.
Давайте обсудим задание, и каждый аргументирует свой выбор.
Пособия относятся к нерегулярным источникам дохода, так как совокупные доходы семьи в любой момент могут возрасти из-за увеличения заработной платы или появления дополнительных источников доходов.
Доходы от подсобного хозяйства являются, как правило, сезонными, зависят от погодных условия и других факторов.
Доходы от собственности приносят доход только в случае сдачи аренды недвижимого имущества, возможно возникновение ситуаций, когда недвижимость перестает арендоваться, а значит, и дополнительный источник дохода исчезает.
Попробуем определить источники доходов вашей семьи. Запишите состав вашей семьи, а потом нарисуйте стрелочки и напишите источники доходов. Дома попросите родителей проверить и дополнить схему.
(Учащиеся выполняют самостоятельно).
РАСХОДЫ СЕМЬИ — это затраты, издержки, потребление денежных средств для определённых целей.
Некоторые виды расходов семьи:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ. К ним относятся плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей в детских садах, обучение в музыкальной школе, выплата кредитов.
ПИТАНИЕ. Приобретение продуктов и заготовка их впрок, оплата питания в столовой, кафе и т. д..
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ НУЖДЫ. Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, квартиры, телерадиоаппаратуры, химчистки, предметы личной гигиены.
ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Одежда, бельё, обувь, постельные принадлежности.
ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА. Мебель, светильники, картины, ковровые изделия и т. д..
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА. Электроплиты, кухонные принадлежности, холодильник, посуда, пылесос и т. д.
КУЛЬТУРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. Телевизор, магнитофон, музыкальный центр, фотокинопринадлежности, кассеты, книги, газеты, журналы и т. д..
ТРАНСПОРТ. Проезд в общественном транспорте, приобретение и эксплуатация легковой машины, оплата услуг станции техобслуживания.
СПОРТ, ТУРИЗМ, УВЛЕЧЕНИЯ, ОТДЫХ. Спортивно-туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений.
ПРОЧЕЕ. Детские игрушки, медикаменты и т. д.
Все расходы семьи можно разделить на обязательные и произвольные. (разделить на две группы с помощью учащихся).
Обязательные — это необходимый минимум, который тратится регулярно каждый месяц.
Произвольные — нерегулярны и тратятся по необходимости, например покупка крупной бытовой техники.
Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д.
Давайте сформулируем гипотезу нашего исследования: Бюджет будет сбалансированным, если постоянно вести контроль над приходом и расходом денежных средств, искать дополнительные источники доходов.
Если расходы равны доходам, бюджет сбалансированный
Если расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет дефицитный.
Если доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным (профицитным).
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье «Расходы».
Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы:
Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела.
Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.
Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости или уменьшение.
3.Практическая работа
Задание. Заполните таблицу доходов и расходов согласно бюджету Вашей семьи.
4. Подведение итогов урока (5 мин.)
Подведение итогов урока. Определите по итогам работы, каков бюджет Вашей семьи?
Таким образом мы видим, что контроль прихода и расхода семейного бюджета позволить сократить статьи расходов, найти дополнительные источники доходов и получить сбалансированный бюджет.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза: ведение и контроль над приходом и расходом денежных средств Бюджет будет сбалансированным, если постоянно, искать дополнительные источники доходов
5. Задание на дом:
Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
6. Уборка рабочих мест (1 мин.)
7. Использованная литература:
Программа курса внеурочной деятельности "Основы финансовой деятельности. Финансовая культура. Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева, Просвещене, Москва;
Финансовая грамотность. Материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения, Е.В.Савицкая, Вита-Пресс, 2016г;
Википедия.
Ирина Владимировна Казарцева
Курчина Елена Викторовна