Материал на проверке

Конспект урока по истории в 5 классе «Финикийские мореплаватели»

6
0
Материал опубликован 4 October 2015

План – конспект урока истории в 5 классе

по теме «Финикийские мореплаватели»

Автор: Л.М. Шапцева

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.

2. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду.

3.Продолжать работать с историческими документами, отвечать на вопросы к тексту.

Основные понятия: Финикия, пурпур, колония, колонизированные земли

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(предполагаемые ответы)

1. Организационный

(2 мин.)

Сообщение темы, плана изучения нового

материала:

Здравствуйте! Сегодня наш урок будет посвящен изучению

другого древнего государства – соседнего с Египтом – Финикии. (на слайдах)

тема: Финикийские мореплаватели

план:

1.     Города финикийцев.

2.     Торговцы и морские разбойники.

3.      Основание колоний и далёкие путешествия.

4.   Древнейший алфавит.

 

2.Проверка домашнего задания (6  мин.)

-  Вопросы (фронтальный опрос):

Кем был Хаммурапи?

-        Чем прославился Хаммурапи?

-        Где были высечены законы этого царя?

-        Какие классы существовали в Древнем Вавилоне?

-  Какое самое распространенное наказание было прописано в зако­нах за преступления?

-  Какое отношение в законах было к рабам и свободным гражда­нам в этой стране?

 

5-6 человек работает по карточкам.

Хаммурапи был самым могущественным и знаменитым царем Вавилона. Он прославился своими законами, которые были высечены на большом столбе из твердого черного камня. Прочитав их, ученые выяснили, что в Древнем Вавилоне существовали рабовладельцы, рабы ремесленники и крестьяне. Они умели обрабатывать землю, разводили сады, выращивать пшеницу, строить дома, плотины, шить одежду обрабатывать кожу, торговать. За совершение преступления наказание - смерть. Рабы не имели никаких прав, существовали наравне с ве­щами. Законы защищали права подданных самого Хаммурапи. Таким образом, этот документ дает нам очень много сведений о жизни жите­лей Древнего Вавилона.

 

3.Основной (работа

по первому пункту)

Работа с исторической картой.

Постановка проблемного вопроса.

Работа с историческим источником.

 

(10 мин.)

Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. Поэтому сегодня на уроке мы выясним следующее.

-   Какие открытия были сделаны финикийцами?

Работа по карте (с. 31 Вигасина).

1.На каком побережье Средиземного моря располагалась Фи­никия?

2.Какой рельеф на территории этого государства? Посмотрите легенду карты. 3.Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат?

4.Какие крупные города существовали в Древней Финикии?
5.Какие государства сегодня располагаются на территории Финикии?

Проблемный вопрос: Используя карту и рассказ, определите, как географические условия страны влияли на занятость людей?

Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии, укажите общие черты и различия (заполнение таблицы в конце урока после изучения всего материала).

 

Проверка задания.

 

Работа с историческим источником (Геродот. «Путешествие финикийцев») + учебник с 71.

Вопросы к документу:

1.Какое открытие сделали финикийские мореплаватели?

2.Как поступали иногда с местными жителями?
 

ВЫВОД: главными занятиями населения Финикии были торговля, мореплавание и рыболовство. Эти особенности экономики определялись природными условиями и климатом страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.На восточном побережье Средиземного моря

2.Горы и возвышенности.

3.Нет, таких крупных рек в Финикии не было.

4. Библ, Сидон, Тир.

5.Сирия, Палестина, Израиль.

 

 

 

Финикия отгорожена от Передней Азии гористым хребтом. Побережье здесь скалистое, а полоска плодородной земли совсем узкая, почти непригодна для земледелия. Главное богатство давало море. Проплывая на корабле вдоль побережья, мы бы увидели красивые города, расположенные почти на берегу: Библ, Сидон и Тир. По узким дорогам, проложенным вдоль побережья, двигаясь с севера на юг и обратно торговые караваны.

 

1.Доказали, что Африка окружена морем.

2.Местных жителей тайно похищали и продавали в рабство.

4. Работа по второму пункту плана.

 

Работа с учебником.

Представление детьми опережающего задания – сообщений об изобретениях финикийцев.

(6 мин.)

Самостоятельная работа с текстом учебника.

-   Прочитайте п. 1 § 15 на с. 71 Вигасина. Выясните, какие ремесла существовали у жителей Финикии?

 

Задание №1: производство стекла.

Задание №2: добыча пурпурной краски.

 

 

ВЫВОД: открытиями финикийцев пользуются люди и в современном мире.

 

 

 

Выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло, продавали лес, изобрели прозрачное стекло, строили корабли
и бороздили моря и океаны.

 

 

 

 

 

5. Работа по третьему пункту плана.

 

Работа с картой.

 

Работа со сравнительной таблицей.

 

(6 мин.)

Работа по карте (с. 72 Вигасина).

1.Где побывали финикийцы?

2.Что обозначено на карте кружочком?

 

 

По преданию финикийцы плавали к разным берегам Средиземного моря начиная с XII века до н.э. и даже выходили за его пределы. Во время своих путешествий финикийцы основывали вдоль побережья новые поселения – колонии.

ВОПРОС: что такое колония, колонизированные земли? Найдём определение в тексте параграфа.

Так постепенно в 10—6-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии.

Основанный жителями Тира в Северной Африке Карфаген стал впоследствии главным городом крупного государства.

Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан.

 

Работаем с картой (с. 72 учебника).

- Какое побережье Средиземного моря своему влиянию подчинили греки?

- Какое побережье Средиземного моря своему влиянию подчинили финикийцы?

Работа с таблицей.

страна

геогр. положен.

влияние климата и географического положения на занятия жителей

занятия жителей

реки

Финикия

вост. Средиземномор

отсутствие плодородной почвы, почва каменистая

рыб-во,

мореплавание,

торговля

-----

Египет

северная Африка

ежегодные разливы Нила приносят плодородный ил

земледелие

Нил

Вавилония

Междуречье

почва плодородная, но разливы внезапные и очень опасные, нужна система каналов и дамб

земледелие

Тигр, Евфрат

1.В Греции, на о. Крит, на о. Кипр.
в Италии, в Испании, обогнули всю Африку, Малую Азию.

2.Колонии финикийцев.

 

 

 

 

 

 

Колония- поселение.                     .

Колонизированные - захваченные (территории) и подчиненные кому-либо

 

 

 

1.Северное побережье.

2.Южное и западное.

 

 

 

Пригодные для возделывания земли и разливы рек определили главные занятия жителей Египта и Междуречья.

Каменистая почва и отсутствие рек не позволяли заниматься земледелием, здесь главными занятиями были мореплавание и торговля.

 

Сравнить географическое положение и занятия жителей изученных древних государств.

ВЫВОД: во время длительных морских путешествий, финикийцы останавливались и основывали колонии и часть населения Финикии оставалась жить в чужих землях. Таким образом развивалась торговля и осваивались новые земли.

6.Работа по четвёртому пункту плана.

Сообщение о финикийской письменности (опережающее задание).

Анализ различных видов письменности и ответы на вопросы.

(6мин.)

Задание №3: финикийская письменность.

Классу предлагается для сравнения несколько видов письменности (египетские иероглифы, финикийские письмена, клинопись)

Вопросы: 1.В чём преимущества финикийского письма?

2.В чём недостаток?

3.Какая письменность удобнее в использовании и изучении?

 

ВЫВОД: на основе финикийской письменности возникло множество современных алфавитов. Это изобретение невозможно переоценить.

1.В отличие от древнеегипетского иероглифического и вавилонского клинописного письма у финикийцев каждый знак обозначал не слово, не слог и не сочетание согласных, а один согласный звук (гласные на письме стали обозначаться только в греческом алфавите).

2.Отсутствие гласных звуков.

3.Финикийская, т.к. от неё (и впоследствии греческого) произошли все алфавиты в мире, в том числе и русская азбука.

7.Подведение итогов

(4мин.)

Что нового вы узнали на уроке?

1.       Какая слава — добрая или дурная — ходила о финикийцах?

2. С какой целью они основывали колонии?

3. В чем преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта или Двуречья?

 

 

Домашнее задание

Записываем домашнее задание:

Параграф 15.

 


Комментарии

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 21 ноября 2021 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и добавьте ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

8 November 2021