Конспект урока по истории в 5 классе «Финикийские мореплаватели»
План – конспект урока истории в 5 классе
по теме «Финикийские мореплаватели»
Автор: Л.М. Шапцева
Цели урока: 1.Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.
2. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду.
3.Продолжать работать с историческими документами, отвечать на вопросы к тексту.
Основные понятия: Финикия, пурпур, колония, колонизированные земли
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
(предполагаемые ответы)
1. Организационный
(2 мин.)
Сообщение темы, плана изучения нового
материала:
Здравствуйте! Сегодня наш урок будет посвящен изучению
другого древнего государства – соседнего с Египтом – Финикии. (на слайдах)
тема: Финикийские мореплаватели
план:
1. Города финикийцев.
2. Торговцы и морские разбойники.
3. Основание колоний и далёкие путешествия.
4. Древнейший алфавит.
2.Проверка домашнего задания (6 мин.)
- Вопросы (фронтальный опрос):
Кем был Хаммурапи?
- Чем прославился Хаммурапи?
- Где были высечены законы этого царя?
- Какие классы существовали в Древнем Вавилоне?
- Какое самое распространенное наказание было прописано в законах за преступления?
- Какое отношение в законах было к рабам и свободным гражданам в этой стране?
5-6 человек работает по карточкам.
Хаммурапи был самым могущественным и знаменитым царем Вавилона. Он прославился своими законами, которые были высечены на большом столбе из твердого черного камня. Прочитав их, ученые выяснили, что в Древнем Вавилоне существовали рабовладельцы, рабы ремесленники и крестьяне. Они умели обрабатывать землю, разводили сады, выращивать пшеницу, строить дома, плотины, шить одежду обрабатывать кожу, торговать. За совершение преступления наказание - смерть. Рабы не имели никаких прав, существовали наравне с вещами. Законы защищали права подданных самого Хаммурапи. Таким образом, этот документ дает нам очень много сведений о жизни жителей Древнего Вавилона.
3.Основной (работа
по первому пункту)
Работа с исторической картой.
Постановка проблемного вопроса.
Работа с историческим источником.
(10 мин.)
Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. Поэтому сегодня на уроке мы выясним следующее.
- Какие открытия были сделаны финикийцами?
Работа по карте (с. 31 Вигасина).
1.На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия?
2.Какой рельеф на территории этого государства? Посмотрите легенду карты. 3.Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат?
4.Какие крупные города существовали в Древней Финикии?
5.Какие государства сегодня располагаются на территории Финикии?
Проблемный вопрос: Используя карту и рассказ, определите, как географические условия страны влияли на занятость людей?
Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии, укажите общие черты и различия (заполнение таблицы в конце урока после изучения всего материала).
Проверка задания.
Работа с историческим источником (Геродот. «Путешествие финикийцев») + учебник с 71.
Вопросы к документу:
1.Какое открытие сделали финикийские мореплаватели?
2.Как поступали иногда с местными жителями?
ВЫВОД: главными занятиями населения Финикии были торговля, мореплавание и рыболовство. Эти особенности экономики определялись природными условиями и климатом страны.
1.На восточном побережье Средиземного моря
2.Горы и возвышенности.
3.Нет, таких крупных рек в Финикии не было.
4. Библ, Сидон, Тир.
5.Сирия, Палестина, Израиль.
Финикия отгорожена от Передней Азии гористым хребтом. Побережье здесь скалистое, а полоска плодородной земли совсем узкая, почти непригодна для земледелия. Главное богатство давало море. Проплывая на корабле вдоль побережья, мы бы увидели красивые города, расположенные почти на берегу: Библ, Сидон и Тир. По узким дорогам, проложенным вдоль побережья, двигаясь с севера на юг и обратно торговые караваны.
1.Доказали, что Африка окружена морем.
2.Местных жителей тайно похищали и продавали в рабство.
4. Работа по второму пункту плана.
Работа с учебником.
Представление детьми опережающего задания – сообщений об изобретениях финикийцев.
(6 мин.)
Самостоятельная работа с текстом учебника.
- Прочитайте п. 1 § 15 на с. 71 Вигасина. Выясните, какие ремесла существовали у жителей Финикии?
Задание №1: производство стекла.
Задание №2: добыча пурпурной краски.
ВЫВОД: открытиями финикийцев пользуются люди и в современном мире.
Выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло, продавали лес, изобрели прозрачное стекло, строили корабли
и бороздили моря и океаны.
5. Работа по третьему пункту плана.
Работа с картой.
Работа со сравнительной таблицей.
(6 мин.)
Работа по карте (с. 72 Вигасина).
1.Где побывали финикийцы?
2.Что обозначено на карте кружочком?
По преданию финикийцы плавали к разным берегам Средиземного моря начиная с XII века до н.э. и даже выходили за его пределы. Во время своих путешествий финикийцы основывали вдоль побережья новые поселения – колонии.
ВОПРОС: что такое колония, колонизированные земли? Найдём определение в тексте параграфа.
Так постепенно в 10—6-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии.
Основанный жителями Тира в Северной Африке Карфаген стал впоследствии главным городом крупного государства.
Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан.
Работаем с картой (с. 72 учебника).
- Какое побережье Средиземного моря своему влиянию подчинили греки?
- Какое побережье Средиземного моря своему влиянию подчинили финикийцы?
Работа с таблицей.
страна
геогр. положен.
влияние климата и географического положения на занятия жителей
занятия жителей
реки
Финикия
вост. Средиземномор
отсутствие плодородной почвы, почва каменистая
рыб-во,
мореплавание,
торговля
-----
Египет
северная Африка
ежегодные разливы Нила приносят плодородный ил
земледелие
Нил
Вавилония
Междуречье
почва плодородная, но разливы внезапные и очень опасные, нужна система каналов и дамб
земледелие
Тигр, Евфрат
1.В Греции, на о. Крит, на о. Кипр.
в Италии, в Испании, обогнули всю Африку, Малую Азию.
2.Колонии финикийцев.
Колония- поселение. .
Колонизированные - захваченные (территории) и подчиненные кому-либо
1.Северное побережье.
2.Южное и западное.
Пригодные для возделывания земли и разливы рек определили главные занятия жителей Египта и Междуречья.
Каменистая почва и отсутствие рек не позволяли заниматься земледелием, здесь главными занятиями были мореплавание и торговля.
Сравнить географическое положение и занятия жителей изученных древних государств.
ВЫВОД: во время длительных морских путешествий, финикийцы останавливались и основывали колонии и часть населения Финикии оставалась жить в чужих землях. Таким образом развивалась торговля и осваивались новые земли.
6.Работа по четвёртому пункту плана.
Сообщение о финикийской письменности (опережающее задание).
Анализ различных видов письменности и ответы на вопросы.
(6мин.)
Задание №3: финикийская письменность.
Классу предлагается для сравнения несколько видов письменности (египетские иероглифы, финикийские письмена, клинопись)
Вопросы: 1.В чём преимущества финикийского письма?
2.В чём недостаток?
3.Какая письменность удобнее в использовании и изучении?
ВЫВОД: на основе финикийской письменности возникло множество современных алфавитов. Это изобретение невозможно переоценить.
1.В отличие от древнеегипетского иероглифического и вавилонского клинописного письма у финикийцев каждый знак обозначал не слово, не слог и не сочетание согласных, а один согласный звук (гласные на письме стали обозначаться только в греческом алфавите).
2.Отсутствие гласных звуков.
3.Финикийская, т.к. от неё (и впоследствии греческого) произошли все алфавиты в мире, в том числе и русская азбука.
7.Подведение итогов
(4мин.)
Что нового вы узнали на уроке?
1. Какая слава — добрая или дурная — ходила о финикийцах?
2. С какой целью они основывали колонии?
3. В чем преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта или Двуречья?
Домашнее задание
Записываем домашнее задание:
Параграф 15.
Администрация сайта «УРОК.РФ»