Конспект урока по окружающему миру по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось…"
Тема: Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось…
Цель: познакомить с началом Великой Отечественной войны; развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, её героям
Планируемые результаты
Предметные: формирование знаний о Великой Отечественной войне
Метапредметные: развитие умений контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи
Личностные: осознание необходимости знать историю родной страны, формирование патриотических чувств
Ход урока:
І. Организационный момент(приветствие, проверка готовности к уроку)
ІІ. Самоопределение
-Ребята, прослушайте аудиозапись (звучит аудиозапись Левитана о начале Великой Отечественной войны)
-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
-Сегодня мы будем говорить о начале Великой Отечественной войны.
-Какие задачи мы поставим перед собой?
Получить представление о начальном этапе Великой Отечественной войны.
Рассмотреть события, связанные с войной.
Выяснить цели и планы сторон.
ІІІ. Работа по теме урока
1.Рассказ учителя с привлечением детей о начале Великой Отечественной войне
- Итак, как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?
Многие факты свидетельствовали, что вермахт (вооруженные силы Германии) готовится к войне против СССР. Сообщения об этом поступали по разным каналам: дипломатическим, от агентурной разведки, из разведданных пограничных районов.
Разведчик Рихард Зорге сообщал о переброске немецких войск к границам СССР и точную дату нападения – 22 июня 1941г. Но Сталин не верил, что Германия начнет войну, считал эти донесения провокацией.
Начальник генерального штаба Георгий Константинович Жуков и нарком обороны Тимошенко неоднократно просили Сталина разрешить привести в боевую готовность войска приграничных округов. Однако Сталин, опасаясь дать повод Германии к началу военных действий, отвергал эти предложения. Он продолжал верить, что Гитлер не может начать войну с Советским союзом, предварительно не завершив войну с Англией.
Поэтому несмотря на очевидные факты, Сталин лишь в ночь на 22 июня 1941 года отдал приказ о привидении войск приграничных округов в боевую готовность. В войска эта директива поступила уже тогда, когда немецкая авиация бомбила советские города.
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по заранее разведанным целям: пограничным заставам, штабам, пунктам управления и расположения советских войск. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР на глубину 250-300 км и обрушила бомбовые удары по аэродромам, ж/дорожным узлам, военно-морским базам, промышленным объектам и городам.
- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз.
Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Велика Отечественная война, которая длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.
Основные мероприятия советского правительства по организации отпора врагу:
-в первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация;
- в западных районах СССР было введено военное положение;
- на базе приграничных округов были образованы фронты: Северный (командующий генерал Попов М.М.),
Северо-западный (командующий генерал Кузнецов Ф.И.),
Западный (командующий генерал Павлов Д.Г.),
Юго-западный (командующий генерал Кирпонос М.П.)
Была создана ставка Главного Командования.
В состав ставки вошли: И.В. Сталин, В.М. Молотов, С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников, Г.К. Жуков.
А 30 июля вся полнота власти была сосредоточена в руках ГКО, председателем которого был Сталин
-Ребята, посмотрите на таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».
-Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?
| Германия, её союзники | СССР |
Солдаты и офицеры | 190 дивизий | 170 дивизий |
Танки | 4,3 тыс. | 9,2 тыс. |
Самолеты | 5 тыс. | 8,5 тыс. |
Орудия и миномёты | 48 тыс. | 47 тыс. |
Выводы:
Германия и страны-союзники превосходили СССР численностью войск;
СССР имел преимущество в военной технике (танках и самолетах);
В артиллерии силы СССР и Германии приблизительно были равны.
Но эти цифры создают ложную картину, в действительности:
а) 80 % самолетов – представляли собой устаревшие типы;
б) 90% танкового парка составляли легкие танки;
в) 50% танков были выпущены до 1935 года и требовали списания;
г) в стране не было создано системы противовоздушной обороны;
д) в армии не было моторизованных соединений, только весной 1941 года было принято решение о формировании 15-ти механизированных корпусов за счет ликвидации кавалерии;
е) артиллерия была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие чего не имела возможности быстро передвигаться.
Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне.
-Германией был разработан план «Барбароса»
-Что такое план «Барбароса»?
«План Барбаросса» — это кодовое название плана нападения немецких войск на СССР в 1941 году.
Этот план разработал немецкий генштаб. Он предполагал масштабное и быстрое наступление на территорию Советского Союза.
Главными целями плана Барбаросса было уничтожение советской армии и захват ресурсов СССР.
-На каких направлениях основывался план Барбароса?
группа «Север» - на Ленинград
группа армий «Центр» - на Москву
группа «Юг» - на Киев.
По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.
-Сложившуюся летом-осенью 1941 года обстановку на советско-германском фронте можно охарактеризовать как катастрофическую. Несмотря на мужественное сопротивление, Красная Армия с тяжелыми боями отступала.
-Фактически в первые недели войны оказались разгромлены все войска первого эшелона Красной армии. Военная катастрофа казалась неминуемой.
Осенью 1941 года войска вермахта подошли вплотную к Москве. После катастрофы первых месяцев войны с трудом верилось, что Советский Союз сможет отстоять свою независимость
2.Работа по учебнику
-Работаем по с.97-99 учебника ( …сорваны)
VІ. Подведение итогов
-О чем говорили? Что запомнилось?
- Что произвело самое большое впечатление?
- О чем захотелось узнать поподробнее?
- Оцените свою работу на уроке:
- Все ли получилось, было понятно?
- Всегда ли вы были активны, внимательны?
VIІ.Домашнее задание. Подготовить рассказ о начале Великой Отечественной войны, используя информацию на с.97-99 учебника