Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Природа и человек»
«Урок окружающего мира во 2 классе
Разработан учителем начальных классов МОУ «СОШ №93» г. Саратова Вахлюевой И.В.
Программа: Л.В. Занков
Тема урока: «Человек и природа»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создать условия для формирования представлений о человеке, как части природы, связь человека с природой, условия для сохранения природы нашего края.
Задачи урока:
Предметные:
1.формировать представления о человеке, как части природы, о взаимосвязях человека и природы.
2. развивать универсальные учебные действия
3. воспитать ответственное отношение к окружающему миру
Метапредметные:
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;
-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя.
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
- обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты
Предметные:
- смогут рассуждать о том, что человек и природа едины;
- делиться с одноклассниками собственными наблюдениями, формулировать выводы и проверять их;
- выполнять задания по поиску информации, работать с карточками в группах.
Метапредметные:
- познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста,
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник, картинки для модели экогорода, магниты, иллюстрации животных, растений, модель цветка Словарь русского языка С.И.Ожегова, презентация, мультимедийная установка, конверты с заданиями.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Формулировать правила поведения в природе. |
Высокий- умеет формулировать правила поведения в природе. Средний - умеет формулировать правила поведения в природе по наводящим вопросам. Низкий – затрудняется формулировать правила поведения в природе |
Регулятивные |
Умение высказывать свое мнение, делать выводы; |
Высокий - умеет высказывать свое мнение, делать выводы; Средний - умеет высказывать свое мнение, но затрудняется делать выводы; Низкий - затрудняется высказывать свое мнение, не умеет делать выводы; |
Познавательные |
Умение воспринимать новый материал на уроке; |
Высокий - умеет воспринимать новый материал на уроке; Средний – воспринимает новый материал на уроке по наводящим вопросам; Низкий - с трудом воспринимает новый материал на уроке |
Коммуникативные |
Умение отвечать на вопросы, правильно формулировать предложения, вести диалог, слушать учителя., работать в группе. |
Высокий - умеет отвечать на вопросы, правильно формулировать предложения, вести диалог, слушать учителя., работать в группе. Средний - умеет отвечать на вопросы, правильно формулирует предложения с помощью учителя, вести диалог, слушать учителя, работать в группе. Низкий – затрудняется отвечать на вопросы, правильно формулирует предложения с помощью учителя, ведет диалог с помощью учителя или одноклассников, работает в группе под присмотром. |
Личностные |
Осознавать себя жителями планеты Земля; Испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли. |
Этап урока, время этапа |
Цель этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Организационный этап 1 мин |
создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес |
Мотивирует учащихся на начало урока, проверяет готовность к уроку, настраивает учеников на урок - «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». - Я желаю нам всем удачи! Ваши успехи в ваших руках! |
Психологический настрой. Дети улыбаются друг другу, взаимодействуют. |
- Регулятивные: контроль - Личностные: Пожелание успеха, настрой на успех, учебно-познавательная мотивация,самоопределение к деятельности - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности этап 3 мин |
актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия |
Организует работу, направленную на повторение пройденного материала. Посмотрите на картинку (изображен участок леса), - Что вы здесь видите? Что объединяет эти объекты? фиксация в кластере На какие две группы их можно разделить? (Фиксация в кластере на доске) Найдите во второй картинке отличие от первой. - К какой из групп вы можете отнести эти объекты? (Фиксация в кластере на доске) - Могли ли они оказаться здесь без участия человека? - Но почему же нет слова человек в нашем кластере? - Как можно назвать все, что мы видим в нашем кластере? |
Отгадывают загадки Рассматривают картинку Называют объекты Это объекты природы Объекты живой и неживой природы На второй картинке появился скворечник и кострище с мусором вокруг Объекты, сделанные руками человека Нет, т.к. кроме человека их никто не мог сделать.-Человек – это часть живой природы. - Всё вместе- это окружающий нас мир.
|
-Познавательные: извлечение из памяти сохраненной информации - Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - Личностные: развитие учебно-познавательных мотивации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Постановка учебной задачи этап 5 мин |
Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. 1.Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. 2)Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез. |
Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. -Ребята, наверняка вы уже догадались, какая тема урока, о чём будем говорить? -Верно, тема сегодняшнего урока «Человек и природа» Посмотрите еще раз на вторую картинку. Всегда ли отношения человека с природой добрые, хорошие? А хотелось бы вам, чтобы они были хорошими? - Как вы считаете, что для этого нужно знать? - Какую цель мы поставим сегодня на уроке, на какие вопросы хотели бы найти ответ? |
Работают фронтально, формулируют тему и цель урока -Я считаю, что о человеке как части природы. - Когда человек бросает мусор, он вредит природе. и она ему мстит. - Конечно, мы хотим, чтобы взаимоотношения с природой были хорошими. Нужно определить как связан человек с природой, узнать что нравится природе, а что нет. Как нужно обращаться с природой, чтобы не причинять ей вреда. .
|
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества) Познавательные(поиск и выделение необходимой информации) Регулятивные (целеполагание,умение формулировать тему, ставить цель, планировать свою работу,) |
IV. Составление и реализация проекта выхода из затруднений. Открытие новых знаний. 25 мин |
1)Организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана |
В последние годы отрицательное влияние человека на природу приводит к тому, что мы пьем грязную воду, дышим отравленным воздухом, едим некачественные продукты и т.д. Таким образом, природа стала оборачиваться против человека.. - и нам грозит экологическая катастрофа, после которой жизнь на земле станет невозможной. Чтобы этого не произошло, именно от нас с вами зависит жизнь на земле. Для этого была создана наука « Экология». -Кто слышал такое слово? (Это молодая наука о взаимосвязях природы и человека.) - Посмотрите и прочитайте в учебнике, верно ли ваше предположение. Организует работу в группах 1 группа: исследователи -Докажите, что человек –это часть природы,а не хозяин, что человек и природа едины. - Покажите какие объекты природы необходимы человеку для жизни? -Расскажите. чем отличается человек от других представителей живой природы. В конверте у вас текст, который вам поможет ответить на эти вопросы 2 группа: архитекторы. - Вы, наверное, знаете, что человек, создавая хорошие условия для своего проживания, отрицательно влияет на природу. Ваша задача – обнаружить что плохо влияет на природу. Взять, к примеру, наш город. - Предлагаю вашей группе создать на ватмане с помощью картинок свой город. Назовем его «экогород», в котором будет уютно жить и работать, легко дышать. Помочь вам в вашей работе поможет текст с пропущенными словами. Попробуйте восстановить текст, вставив подходящие слова. 3 группа: экологи - Вы часто бываете в нашем лесу, отдыхаете на берегу реки видите, сколько много мусора вокруг. Помогите нашему лесу стать чище -Предлагаю вашей группе в словаре выяснить понятие «экологи» и создать свой проект, где вы должны изобразить на своем рисунке такую природу, где человек не будет вредить нашей природе. Сделайте так, чтобы в нашем лесу было приятно отдохнуть, послушать пение птиц, насладиться красотой. Приступаем к работе, но не забываем правила работы в группе( умение слушать друг друга, не перебивать, работать в сотрудничестве)
аккуратно, быстро, чтобы успеть защитить свой проект |
-Слушают учителя Беречь окружающую среду. Не бросать мусор, не загрязнять реки.
- Я бы сказала, что экология занимается охраной природы. Читают параграф на с.53
Работают в группах (создают проект по охране окружающей среды) |
- Регулятивные: Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий. - Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. - Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. высказывать сравнения по результатам сравнения. - Познавательные: умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи. выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования - Личностные: уточнение собственных возможностей. формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.
|
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
VI. Физкультминутка
VII. Включение в систему знаний и повторение
VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
IX. Домашнее задание:
Х.Определение психологического состояния учащихся ! |
Цель: организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в группах.
Цель: снятие утомления через физические упражнения
Цель: применение новых знаний, обогащение словарного запаса
-
. |
Организует защиту проекта - Что такое экология?
- Слово архитекторам
Выступление 3 группы- экологов Обсудить проект я предлагаю так: всмотритесь в картину, которую нарисовали ребята, а я включу мелодию «Звуки леса». Посмотрим, сможем ли мы окунуться в мир новой природы, созданной ребятами.
- Предлагаю полученные знания применить при выполнении задания из учебника с.54
Подведем итог нашего урока. 1 группа какой вывод для себя сделала? - 2 группа? - 3 группа?
Подведите итоги работы в вашей группе, оцените себя
прочитать в учебнике с. 52-53 Нарисовать рисунок по правилам поведения в природе, создать свою памятку, чтобы наш город стал чище.
Благодаря вашей дружной работе, сложилась благоприятная атмосфера и распустился чудо-цветок с разноцветными лепестками, который дарит вам свой лепесток. Выберете по цвету тот, который соответствует вашему настроению. Загадайте желание и оно обязательно сбудется. Наш урок я хочу закончить строчками Я. Акима «Береги свою планету- ведь другой, похожей, нету!» Спасибо за урок
Подведение итогов работы в группах. |
Выступление 1 группы- исследователей. Текст: « Человек- часть …, так же как все живые существа:…, …, … . Для жизни ему, как и всем живым организмам необходимы:…,…,… . Природа кормит человека,…, … . Для строительства домов человек использует … ; для лекарства- … ; для одежды - … . Без пресной воды рек, озер человек не смог бы …. В отличии от … человек, благодаря своему разуму, умеет говорить, читать, писать, создавать музыкальные произведения. Благодаря … человек преображает мир вокруг себя.»
Выступление 2 группы- архитекторов. Картинки: одноэтажные дома, много деревьев, дорога, цветы, велосипед, животные, солнце Текст: « Наш новый город Борзя-город мечты. В нем- как на даче- все зелено,…,… . Жители предпочитают одноэтажные дома. Около домов красивые …,…,...,…. Горожане сами способны обеспечить себя всем необходимым: выращивают…, разводят домашних … . передвигаются жители этого города на ….. Для дальних расстояний пользуются автомобилями с … двигателем. Добро пожаловать в наш гостеприимный экогород!»
Выступление 3 группы- экологов Учащиеся читают из словаря понятие: экология, читают получившийся текст, соотносят текст и получившейся проект
Физкультминутку проводит ученик:
Дети читают задание, рассматривают рисунок и рассказывают, что нужно предусмотреть, чтобы было удобно жить, но не был нанесен непоправимый ущерб природе
1группа подвели итог: Человек-часть природы, человек и природа- едины. 2 группа подвели итог: надо, чтобы 3 группа подвели итог: Надо оберегать природу вокруг нас. Высказывают свои мнения по вопросу «что я узнал, что понял, и что будут делать». Мы можем познакомить учащихся других классов, родителей. Записывают д.з. Выбирают лепестки, загадывают желания |
- Регулятивные: оценка своих достижений на уроке. - Личностные: самоопределение - Познавательные: Рефлексия мотивации, способов деятельности общения Самооценивание Регулятивные ( самоконтроль, самооценка) Логические(анализ объектов)
личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса. |