Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Природа и человек»

4
0
Материал опубликован 11 January 2018

«Урок окружающего мира во 2 классе 

 Разработан учителем начальных классов МОУ «СОШ №93» г. Саратова Вахлюевой И.В.

Программа: Л.В. Занков

Тема урока: «Человек и природа» 

Тип урока:  урок «открытия» нового   знания

Цель урока:  создать условия для формирования представлений о человеке, как части природы, связь человека с природой, условия для сохранения природы нашего края.

Задачи урока:

        Предметные:

1.формировать представления о человеке, как части природы, о взаимосвязях человека и природы.

2. развивать универсальные учебные действия

3. воспитать ответственное отношение к окружающему миру

Метапредметные:

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя.

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

- обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты

Предметные:

-    смогут рассуждать о том, что человек и природа едины;

-    делиться с одноклассниками собственными наблюдениями, формулировать выводы и проверять их;

-    выполнять задания по поиску информации, работать с карточками в группах.

Метапредметные:

-      познавательные:  принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информациюиз текста,

-        коммуникативные:  ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

-        регулятивные:  ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-         личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:

По характеру  учебно-познавательной  деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные,  практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя:  методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Оборудование:  учебник, картинки для модели экогорода, магниты, иллюстрации животных, растений, модель цветка Словарь русского языка С.И.Ожегова, презентация, мультимедийная установка, конверты с заданиями.


 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Формулировать правила поведения в природе.

Высокий- умеет формулировать правила поведения в природе.

Средний - умеет формулировать правила поведения в природе по наводящим вопросам.

Низкий – затрудняется формулировать правила поведения в природе

Регулятивные

Умение высказывать свое мнение, делать выводы;

Высокий - умеет высказывать свое мнение, делать выводы;

Средний - умеет высказывать свое мнение, но затрудняется делать выводы;

Низкий - затрудняется высказывать свое мнение, не умеет делать выводы;

Познавательные

Умение воспринимать новый материал на уроке;

Высокий - умеет воспринимать новый материал на уроке;

Среднийвоспринимает новый материал на уроке по наводящим вопросам;

Низкий - с трудом воспринимает новый материал на уроке

Коммуникативные

Умение отвечать на вопросы, правильно формулировать предложения, вести диалог, слушать учителя., работать в группе.

Высокий - умеет отвечать на вопросы, правильно формулировать предложения, вести диалог, слушать учителя., работать в группе.

Средний - умеет отвечать на вопросы, правильно формулирует предложения с помощью учителя, вести диалог, слушать учителя, работать в группе.

Низкий – затрудняется отвечать на вопросы, правильно формулирует предложения с помощью учителя, ведет диалог с помощью учителя или одноклассников, работает в группе под присмотром.

Личностные

Осознавать себя жителями планеты Земля;

Испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.

 


 

Этап урока,

время этапа

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный этап

1 мин

создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Мотивирует учащихся на начало урока, проверяет готовность к уроку, настраивает учеников на урок

- «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Я желаю нам всем удачи! Ваши успехи в ваших руках!

Психологический настрой.

Дети улыбаются друг другу, взаимодействуют.

- Регулятивные:

контроль

- Личностные: Пожелание успеха, настрой на успех, учебно-познавательная мотивация,самоопределение к деятельности - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

этап

3 мин

актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия

Организует работу, направленную на повторение пройденного материала.

Посмотрите на картинку (изображен участок леса),

- Что вы здесь видите?

Что объединяет эти объекты? фиксация в кластере

На какие две группы их можно разделить? (Фиксация в кластере на доске)

Найдите во второй картинке отличие от первой.

- К какой из групп вы можете отнести эти объекты? (Фиксация в кластере на доске)

- Могли ли они оказаться здесь без участия человека?

- Но почему же нет слова человек в нашем кластере?

- Как можно назвать все, что мы видим в нашем кластере?

Отгадывают загадки

Рассматривают картинку

Называют объекты

Это объекты природы

Объекты живой и неживой природы

На второй картинке появился скворечник и кострище с мусором вокруг

Объекты, сделанные руками человека

Нет, т.к. кроме человека их никто не мог сделать.-Человек – это часть живой природы.

- Всё вместе- это окружающий нас мир.


 

-Познавательные:

извлечение из памяти сохраненной информации - Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- Личностные:

развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

этап

5 мин

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

1.Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

2)Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

-Ребята, наверняка вы уже догадались, какая тема урока, о чём будем говорить?

-Верно, тема сегодняшнего урока «Человек и природа»

Посмотрите еще раз на вторую картинку. Всегда ли отношения человека с природой добрые, хорошие?

А хотелось бы вам, чтобы они были хорошими?

- Как вы считаете, что для этого нужно знать?

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке, на какие вопросы хотели бы найти ответ?

Работают фронтально, формулируют тему и цель урока

-Я считаю, что о человеке как части природы.

- Когда человек бросает мусор, он вредит природе. и она ему мстит.

- Конечно, мы хотим, чтобы взаимоотношения с природой были хорошими.

Нужно определить как связан человек с природой, узнать что нравится природе, а что нет. Как нужно обращаться с природой, чтобы не причинять ей вреда. .

 

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества)

Познавательные(поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные

(целеполагание,умение формулировать тему, ставить цель, планировать свою работу,)

IV. Составление и реализация проекта выхода из затруднений. Открытие новых знаний.

25 мин

1)Организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана

В последние годы отрицательное влияние человека на природу приводит к тому, что мы пьем грязную воду, дышим отравленным воздухом, едим некачественные продукты и т.д.

Таким образом, природа стала оборачиваться против человека.. - и нам грозит экологическая катастрофа, после которой жизнь на земле станет невозможной. Чтобы этого не произошло, именно от нас с вами зависит жизнь на земле. Для этого была создана наука « Экология».

-Кто слышал такое слово? (Это молодая наука о взаимосвязях природы и человека.)

- Посмотрите и прочитайте в учебнике, верно ли ваше предположение.

Организует работу в группах

1 группа: исследователи

-Докажите, что человек –это часть природы,а не хозяин, что человек и природа едины.

- Покажите какие объекты природы необходимы человеку для жизни?

-Расскажите. чем отличается человек от других представителей живой природы. В конверте у вас текст, который вам поможет ответить на эти вопросы

2 группа: архитекторы.

- Вы, наверное, знаете, что человек, создавая хорошие условия для своего проживания, отрицательно влияет на природу. Ваша задача – обнаружить что плохо влияет на природу.

Взять, к примеру, наш город. - Предлагаю вашей группе создать на ватмане с помощью картинок свой город. Назовем его «экогород», в котором будет уютно жить и работать, легко дышать. Помочь вам в вашей работе поможет текст с пропущенными словами. Попробуйте восстановить текст, вставив подходящие слова.

3 группа: экологи

- Вы часто бываете в нашем лесу, отдыхаете на берегу реки видите, сколько много мусора вокруг. Помогите нашему лесу стать чище

-Предлагаю вашей группе в словаре выяснить понятие «экологи» и создать свой проект, где вы должны изобразить на своем рисунке такую природу, где человек не будет вредить нашей природе. Сделайте так, чтобы в нашем лесу было приятно отдохнуть, послушать пение птиц, насладиться красотой.

Приступаем к работе, но не забываем правила работы в группе( умение слушать друг друга, не перебивать, работать в сотрудничестве)

 

аккуратно, быстро, чтобы успеть защитить свой проект

-Слушают учителя

Беречь окружающую среду. Не бросать мусор, не загрязнять реки.


 


 

- Я бы сказала, что экология занимается охраной природы.

Читают параграф на с.53


 


 


 


 


 

Работают в группах (создают проект по охране окружающей среды)

- Регулятивные:

Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий.

- Личностные:

формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

- Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. высказывать сравнения по результатам сравнения.

- Познавательные:

умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи. выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования

- Личностные:

уточнение собственных возможностей. формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.

 

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

VI. Физкультминутка


 

VII. Включение в систему знаний и повторение


 


 

VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.


 


 


 


 


 


 


 

IX.

Домашнее задание:

 

Х.Определение психологического состояния учащихся

!

Цель: организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в группах.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цель: снятие утомления через физические упражнения


 

Цель: применение новых знаний, обогащение словарного запаса


Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности

-


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

.

Организует защиту проекта

- Что такое экология?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Слово архитекторам


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выступление 3 группы- экологов

Обсудить проект я предлагаю так: всмотритесь в картину, которую нарисовали ребята, а я включу мелодию «Звуки леса». Посмотрим, сможем ли мы окунуться в мир новой природы, созданной ребятами.



 



 


 


 

- Предлагаю полученные знания применить при выполнении задания из учебника с.54


 


 

Подведем итог нашего урока.

1 группа какой вывод для себя сделала?

- 2 группа?

- 3 группа?


 

Подведите итоги работы в вашей группе, оцените себя


 


 


 

прочитать в учебнике с. 52-53

Нарисовать рисунок по правилам поведения в природе, создать свою памятку, чтобы наш город стал чище.


 

Благодаря вашей дружной работе, сложилась благоприятная атмосфера и распустился чудо-цветок с разноцветными лепестками, который дарит вам свой лепесток. Выберете по цвету тот, который соответствует вашему настроению. Загадайте желание и оно обязательно сбудется.

Наш урок я хочу закончить строчками Я. Акима «Береги свою планету- ведь другой, похожей, нету!» Спасибо за урок


 


 


 

Подведение итогов работы в группах.

Выступление 1 группы- исследователей.

Текст: « Человек- часть …, так же как все живые существа:…, …, … . Для жизни ему, как и всем живым организмам необходимы:…,…,… . Природа кормит человека,…, … . Для строительства домов человек использует … ; для лекарства- … ; для одежды - … . Без пресной воды рек, озер человек не смог бы …. В отличии от … человек, благодаря своему разуму, умеет говорить, читать, писать, создавать музыкальные произведения. Благодаря … человек преображает мир вокруг себя.»



 

Выступление 2 группы- архитекторов.

Картинки: одноэтажные дома, много деревьев, дорога, цветы, велосипед, животные, солнце

Текст: « Наш новый город Борзя-город мечты. В нем- как на даче- все зелено,…,… . Жители предпочитают одноэтажные дома. Около домов красивые …,…,...,…. Горожане сами способны обеспечить себя всем необходимым: выращивают…, разводят домашних … . передвигаются жители этого города на ….. Для дальних расстояний пользуются автомобилями с … двигателем. Добро пожаловать в наш гостеприимный экогород!»


 


 

Выступление 3 группы- экологов

Учащиеся читают из словаря понятие: экология, читают получившийся текст, соотносят текст и получившейся проект


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутку проводит ученик:


 


 

Дети читают задание, рассматривают рисунок и рассказывают, что нужно предусмотреть, чтобы было удобно жить, но не был нанесен непоправимый ущерб природе


 


 

1группа подвели итог: Человек-часть природы, человек и природа- едины.

2 группа подвели итог: надо, чтобы

3 группа подвели итог:

Надо оберегать природу вокруг нас. Высказывают свои мнения по вопросу «что я узнал, что понял, и что будут делать». Мы можем познакомить учащихся других классов, родителей.

Записывают д.з.

Выбирают лепестки, загадывают желания

- Регулятивные:

оценка своих достижений на уроке.

- Личностные:

самоопределение

- Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения

Самооценивание

Регулятивные

( самоконтроль, самооценка)

Логические(анализ объектов)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

личностныеученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.