Обобщающий урок по окружающему миру «Разнообразие природы России» (Окружающий мир, 4 класс)
Составитель: Шадрина Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24 имени Бутаева К. С. , РСО- Алания, город Владикавказ
Обобщающий урок по окружающему миру (4 класс)
Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России.
Дидактическая задача: создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся о природных зонах России и разнообразии природы нашей Родины, подвести итоги изученного.
Цели: образовательные: установить основные причины изменения природы с севера на юг; показать значение разнообразия природы для развития хозяйства;
развивающие: развивать речь, логическое мышление, память; учить детей анализировать изученный материал и делать выводы;
воспитывающие: прививать любовь и бережное отношение к природе; чувство гордости за нашу родину, за родной край.
Тип урока: обобщающий урок по теме.
Оборудование: карта природных зон России и Северной Осетии, рисунки детей, таблицы с пейзажами климатических зон, выставка книг о природе, индивидуальные цифровые сигналы, листочки с заданиями (для практической работы), рисунки с изображениями животных, запись песни, магнитофон, магнитная доска.
Этапы урока: 1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа с дневником наблюдения.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Обобщение пройденного материала.
6. Физминутка.
7. Проверочная работа.
8. Подведение итога.
9. Оценивание.
10. Итог урока.
Структурно - логическая схема (СЛС): 1. природные зоны родного края;
2. границы России;
3. природные зоны России (краткая характеристика);
4. Красные книги;
5. заповедники.
Этапы урока |
Пункт СЛС |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Словесные методы |
др. методы |
мыслительная |
практическая |
||
I.Орг.часть
II.Сообщение темы и целей урока
III. Работа с дневником наблюдения
IV. Актуализация опорных знаний
V. Обобщение пройденного материала
VI.Физминутка VII. Проверочная работа
VII.Подведение итогов
VIII.Оценивание
IX.Итог
|
Природные зоны родного края
Границы России
Природные зоны России
Красная книга
Заповедники
|
1.Под мелодию песни «С чего начинается Родина» учитель сообщает тему урока, его цели. 2. Два ученика получают задание у доски Первое задание: На магнитной доске – картинки с изображением животных (северный олень, морж, песец, белая сова, лемминг). - В какой природной зоне обитают эти животные? Кто из них «заблудился»? Кратко рассказать о природе этой зоны. Второе задание: Прочитать названия растений, записанные на доске (саксаул, липа, морошка, полярная берёза, верблюжья колючка, ель, ягель, клен, тюльпан). Стрелкой указать принадлежность каждого растения к определенной зоне: Тундра степь пустыня лес Кратко рассказать о природе зоны, расположенной к северу от тундры.
- Анализ погоды текущего дня. - Анализ погоды за прошедшую неделю.
1.Беседа:- Вспомните, как связана температура воздуха с облачностью в зимнее время. - Зависит ли вид осадков от температуры? Каким образом? - Как определить, какое время года сейчас в нашей полосе? - Назови основные признаки весны. - Что говорит о явном приближении весны? Какие признаки весны мы можем наблюдать? - Можем ли мы уверенно назвать дату наступления весны? (1 марта – по календарю, ?–фактически) - Почему на Земле происходит смена времен года? - Что именно вызывает изменения в неживой и живой природе? - Как изменения в неживой природе влияют на живую природу, на жизнь человека? 2.Ответы учащихся у доски.
3. – Мы услышали сообщения о природе двух природных зон. В каких природных зонах расположена наша республика? (степь, лесостепь, лес, высокогорье) - Отличается ли климат и природа нашего края от северных районов? - Почему в направлении с севера на юг так заметно меняются климат, флора и фауна нашей Родина? (зависит от расположения природных зон по отношению к экватору и к Северному полюсу). 4. – Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Почему? Наша страна так велика, что когда на севере вьют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. Площадь, которую занимает наша Родина, равна 17,1 млн кв.метров. На территории нашей страны могут поместиться почти: 2 таких государства, как США, 48 таких государства, как Германия, 56 таких государства, как Италия, 31 такое государство, как Франция, 46 таких государства, как Япония.
Протяженность границ России в 1,5 раза больше длины экватора.
1.-И везде живут люди… Давайте немного пофантазируем. Представьте, что я, ваша учительница, получила несколько писем из «прекрасного далека». Эти письма от вас. Послушаем несколько отрывков из них и постараемся догадаться, откуда пришли эти письма и от человека какой профессии. Как только вам станет ясно, откуда весточка, вы покажите сигнал с номером природной зоны. Крайний север – 1 Тундра – 2 Лесная полоса – 3 Степь – 4 Пустыня – 5
Первое письмо. …Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхности земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям. Второе письмо. …В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам передают привет Витя с Толиком… Третье письмо. …Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь- до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой… Четвертое письмо. … Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: Солнце светит и днем, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы все равно сидеть не приходится. Пятое письмо. … Вот могучий красавиц дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, а ветви их часто образуют густой навес, а внизу - подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас со Степой одна забота – сохранить это богатство от огня. После чтения писем, угадывания зон и профессий учитель говорит: - Видите, ребята, как вы необходимы с вашими знаниями во всех уголках нашей необъятной Родины. 2. А сейчас мы побываем в тех местах, откуда пришли письма, и вспомним, чем занимается население этих районов. 1 - ый ученик: Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, заниматься охотой на морского зверя, ловлей рыбы, добычей полезных ископаемых. 2 – ой ученик : Главное занятие населения тундры– оленеводство. Олень для жителей тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды и обуви. Кроме того, население тундры занимается охотой на морского зверя, рыболовством, добычей полезных ископаемых. 3- ий ученик В лесной полосе главное богатство – лес. Поэтому население этих районов занимается хозяйством, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Скотоводству и земледелию также большое место отводится в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято добычей полезных ископаемых, выплавкой металла, производством электроэнергии. 4 – ый ученик Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей Родины. Поэтому основное занятие – это земледелие. Люди выращивают не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник. Большие площади заняты под бахчами, огородами и садами. Хорошо развито животноводство. 5 – ый ученик Самое старинное занятие пустынь – животноводство. На скудных пастбищах пустынь пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкурки – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.
Беседа: - В каком направлении мы совершили путешествие? - Как изменяются природные условия, растительность, животный мир? - От чего зависит вид деятельности населения каждой полосы? - Чем в основном занимается население нашего края? 3. – А сейчас мы проведем игру «Перекличка» природных зон. Приготовьте карточки. Прозвучат загадки о животных, обитающих в нашей стране. Поднимают карточки с номером, который соответствует номеру климатической зоны (загадки загадывают сами ребята).
Сел Егор между гор. Говорит: - А ну-ка, горы, молодца везите в горы! (верблюд) - В какой природной зоне живет это животное? - Кто знает об этом животном что-нибудь интересное? -Какие еще животные обитают в этой зоне?
Слеп и тупорыл, всю землю изрыл. Мороз пришел – в землю ушел. (крот) - Каких еще степных животных вы можете назвать?
Деток очень я люблю, Но всегда сама кормлю. Чужим мамам доверяю, Пока по лесу гуляю. (зайчиха)
- Каких еще животных этой климатической зоны вы знаете?
Мал и глуп я, вам признаюсь, Подскажите, как мне быть: Очень часто я пытаюсь Океаны переплыть. (лемминг) - Назовите других жителей тундры. (индивидуальное сообщение о северном олене)
Мой брат в лесу глухом живет. Он – сладкоежка неуклюжий. А я в глаза не видел мед, Живу, где ветер, снег и стужа. (белый медведь) -Назовите остальных представителей животного мира Крайнего Севера.
- Эти загадки касались только зверей. Мы забыли о наших друзьях, помогающих нам сохранять лес – наше богатство. - О ком идет речь?( о птицах) Игра «Доскажи словечко»:
Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, Да это ж … (снегири)
Эту птицу всякий знает. На шесте ее дворец. Червяков птенцам таскает Да поет весь день… (скворец)
Все хлопочет и вертится, Все свистит и суетится, Ей на месте не сидится. Называется…(синица)
Вдруг ствола большой сосны Шишки на снегу видны. Здесь, на кузнеце, затратил Много сил проворный …(дятел)
- Какое из названий птиц пишется так же, как и слышится? - Каких еще птиц вы можете назвать? -Почему люди называют птиц своими друзьями? - Как мы можем помочь нашим друзьям? -В какое время года они особенно нуждаются в нашей помощи?
- Мы с вами повторили, что знаем о природных зонах. По итогам повторения – небольшая проверочная работа.
Отметить животных, обитающих на Крайнем Севере: белый медведь, северный олень, песец, тюлень, кайра, полярная сова, гагарка, морж. Отметить животных, которых можно встретить в тундре: чистик, белая куропатка, лемминг, соболь, волк, северный олень, крот, песец. Отметить животных лесной полосы: Лось, белая сова, барсук, куница, суслик, бобр, розовый скворец, дятел. Отметить животных, встречающихся в степной зоне: олень, лисица, орел, хомяк, белка, горностай, дрофа, жаворонок. Отметить животных пустыни: суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа-джейран, кобра, лиса, варан. (учитель собирает листочки)
- Мы с вами говорили о разнообразии природы нашей Родины. От чего зависит климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны? * от ее положения по отношению к экватору и Северному полюсу; * от географического положения природной зоны (высота солнца над линией горизонта и продолжительностью зимы); * от сочетания тепла и влаги (состояние почвы и растительность); * от растительности -А как вы думаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чем это проявляется? Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух , вода, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречается крайне редко. Такие представители растительного и животного мира внесены в Красную книгу. - Кто из вас может объяснить, почему эта книга получила такое название? Растениям и животным, внесенным в Красную книгу, угрожает огромная опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица земли, как исчезли странствующий голубь и др.
В Красную книгу занесены: Белый медведь, морж; Северный олень, лебедь, краснозобая казарка, розовая чайка; Амурский тигр; выхухоль; зубр; пятнистый олень, орел, журавль; Дрофа; аист, сокол; Туранский тигр, гепард; джейран и т.д.
В Красную книгу Северной Осетии занесены: Бабочки - аполлон, красотел пахучий; Черный аист, бородач, беркут, кавказский сапсан, кавказский тетерев, горный конек, стервятник; Гигантская вечерница, нетопырь, рыжая вечерница – летучая мышь; Косуля, кавказский благородный олень, выдра, кавказско-беловежский зубр.
На этих таблица вы видите далеко не полный перечень животных внесенных в Красную книгу. Они находятся под охраной человека. Кроме того в нашей стране сейчас действует более ста заповедников и заповедных хозяйств. Один из них – наш Северо- Осетинский государственный заповедник, где мы с вами постараемся побывать весной. К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу. «Давайте же стараться жить так, что бы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы!» - На перемене вы сможете ознакомится с выставкой книг о природе.
-Чем занимались на уроке? -Что понравилось?
|
Технические средства (магнитофон) Индивидуальные карточки Магнитная доска
Дневники наблюдения
Работа с картой (природные зоны Северной Осетии)
Работа с картой (природные зоны России)
Таблица
Таблицы с пейзажами климатических зон
картинки зон
Наглядный материал (индивидуальные карточки)
Картинки с изображением животных
Индивидуальные листки
Записаны на доске
Таблица «Красная книга», картинки животных
плакат |
Дети слушают запись
Индивидуальная работа у доски двух учеников
Анализируют записи
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Смотрят таблицы и слушают учителя
Ученики ком ментируют
Дети отвечают на вопросы учителя
Самостоятельно выполняют работу
Делают выводы
Отвечают на вопросы
Самооценка
|
Показывают на карте
Письменная работа
|