Урок окружающего мира «Человек и мир» 2 класс
Пояснительная записка к презентации
Отдел образования, спорта и туризма
Краснопольского райисполкома
Учреждение образования
«Краснопольская районная государственная гимназия»
Урок человек и мир во 2 классе
Тема: «Части растений. Условия, необходимые для роста и развития растений»
учитель начальных классов
Леонченко Елена Александровна
Краснополье,
2017
Урок «Человек и мир» , 2 класс
Тема урока: «Части растения. Условия, необходимые для роста и развития растений»
Цели урока: сформировать представление учащихся о строении
растений (на примере цветкового: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и условиях, необходимых для их роста (вода, воздух, тепло, свет).
содействовать формированию заботливого отношения к растениям.
Оборудование: гербарий, рисунки с растениями.
Ход урока:
I . Организационный момент.
Сядем прямо, не гудеть.
Руки держим мы на парте.
Ножки вместе соберем.
Посмотри скорей, дружок,
Всё ли у тебя в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Будем мы работать дружно,
Многое успеть нам нужно.
Постарайтесь все понять.
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давать.
II .Актуализация знаний.
Тема урока и цели. Итак, в путь!
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это будет урок-игра. Игра не простая, будем учиться играя.
Путешествовать любите? Сегодня отправимся в гости к Лесовичку.
А вы знаете, где он живет? (высказывания детей)
За чистым-чистым полем, за дремучим- дремучим лесом живет Лесовичок. Он охраняет природу. А что такое природа? Какая бывает природа? Какие виды растений вы знаете? В природе все удивительно. В ней множество загадок – только успевай –разгадывай.
III. Поляна загадок.
И вот мы попали с вами на поляну загадок. Лесовичок загадает вам загадки. Слушайте внимательно!
Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)
У дерева он один, а у кустарника — много.(Стебель.)
Растет — зеленеет, летит — пожелтеет, упадет — почернеет. (Лист.)
Яркий, благоухающий… (Цветок.)
Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой,твердый, образуется на месте цветка.(Плод.)
Из него вырастает новое растение. (Семя.)
Молодцы! Все загадки отгадали.А скажите ,ребята: «Все ли растения имеют названые части?»
IV. Лесная школа.
А сейчас мы вместе с Лесовичком отправляемся в лесную школу (Видео «Школа чудесников»).
Физкультминутка
V. Работа с учебным пособием.
Сейчас ребята из Совета ученых прочитают статью учебного пособия (с. 39). Сравнение полученных знаний с текстом статьи, формулировка выводов.
Чтение вывода о растениях (с. 40)
VI.Практическая работа.
Все, что мы услышали, сейчас мы попробуем рассмотреть . Следующая остановка «Лесная поляна». Лесовичок заготовил для вас растения. Сейчас мы поработаем в группах и изучим строение растений на примере гербариев.
1 группа. Рассмотрите корень и скажите :какое значение для растения имеет корень?
2 группа. Рассмотрите стебель и ответьте на вопрос: какое значение имеет стебель?
3 группа. Рассмотрите листья. Каково значение листьев?
4 группа. Цветок. Какова роль цветка в жизни растений?
Обсуждение результатов работы.
VII.Формирование новых знаний. Условия необходимые для жизни растений.
Молодцы, все правильно. А сейчас , ребята, подумайте и скажите, какие условия необходимы для жизни растений? Попробуйте отгадать загадки Лесовичка.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода.)
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце.)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
– Что значат для нас вода, воздух, солнце? (Необходимые условия для жизни.)
– Какие условия для жизни необходимы растениям? (Свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества.)
- Как много вы уже знаете о растениях!
VIII. Научная лаборатория.
А сейчас мы с вами отправимся в научную лабораторию и будем проводить опыт.
Мы начинаем с вами проект «Фиалка для мамы» , в ходе проведения которого мы проведем научно- исследовательскую работу и научимся
- доброжелательно относится к природе;
- познакомимся с особенностями выращивания фиалок;
- рассмотрим виды фиалок и строение;
-сделаем научные выводы.
Я, как научный руководитель, подготовила информацию о растении фиалка . Это необычайно нежное и красивое комнатное растение, покорившее сердца миллионов людей. На данный момент насчитывается порядка пятисот видов фиалок разных форм, цветов и размеров. Привлекательное внешне и непривередливое к уходу растение легко поддаётся размножению. Размножать фиалки под силу даже новичкам, не имеющим достаточного опыта. Размножив фиалку и получив деток, вы можете подарить маме на 8 марта.Способов размножения фиалок достаточно много:
Способ: Размножение фиалок листом
Способ: Размножение черенком
Способ: Размножение цветоносом
Способ: Размножение пасынком
Каждый из этих четырёх способов хорош по-своему, но мы выбрали именно первый способ. На наш взгляд именно он является самым лёгким и оптимальным.
От выбранного вами листа будет зависеть дальнейшая жизнь растения, подойдите к этому моменту ответственно . Сейчас мне будет помогать младший научный сотрудник. Если вы возьмёте в руки фиалку и внимательно изучите строение розетки (место, откуда растут листья) то увидите, что листья у фиалки растут рядами. Если начать считать снизу, то это будет первый ряд, брать листья для размножения с этого ряда не рекомендуется, так как они старенькие и при пересадке долго не дадут деток. Не желательно так же брать лист из середины розетки, в большинстве случаев они маленькие, у центра велика вероятность, что вы повредите точку роста фиалки – последствия могут быть не предсказуемые. Самым оптимальным местом для получения посадочного материала будет второй – третий ряд снизу. Эти листики достаточно молодые, окрепшие и довольно быстро дадут молодое потомство. Осталось только выбрать, какой именно лист мы будем использовать для размножения, тут есть несколько условий:
Лист должен быть здоровый, с яркой окраской, присущей вашему виду растения.
На нём не должно быть никаких жёлтых пятен, царапин, переломов, следов повреждения, вредителей.
Лист должен быть упругий — хорошо держать форму.
1 шаг- выбираем лист
2 шаг- срезаем 2 см
3 шаг- готовим землю
4 шаг- сажаем лист
5 шаг – поливаем
6 шаг- готовим парник
7 шаг- ставим на окно
8 шаг – заносим наблюдения в журнал
На протяжении нескольких месяцев мы с вами будем наблюдать за ростом и развитием фиалки.
Физкультминутка.
IХ. Закрепление изученного.
– Для чего растения поливают? (Без воды растение не сможет выжить.)
– Почему растения ставят к свету, а не в темноту? (Для нормального роста растениям нужен свет и тепло.)
– Какие условия необходимы для нормального роста растений? (Свет, тепло, вода, воздух.)
– Что произойдет с растением, если у него оборваны листья? (Растение погибнет, так как только в листьях образуется питание зеленого растения.)
– Сможет ли человек прожить без растений? (Нет.)
– Для чего нужны растения человеку? (Растения служат пищей для человека: овощи, фрукты.)
– Растения служат пищей для животных и птиц. Медведь очень любит малину. Птицы клюют фрукты и ягоды.
– Как вы понимаете выражение: «Растение кормит себя само»? (Плоды, листья опадают с дерева, перегнивают в почве, получаются питательные вещества для самого растения.)
Тест. Самооценка.
Х. Рефлексия.
– Почему зеленое растение гибнет без света? (В листьях из воды и углекислого газа только на свету образуется основное питание зеленого растения.)
– Что поглощает зеленый лист? (Углекислый газ.)
– Что выделяет в воздух? (Кислород.)
А если мы с вами вырастим много цветов, что произойдет? (станет много кислорода и станет легче дышать).
Презентация части растений
PPT / 3.25 Мб