Конспект урока по русскому языку «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» (2 класс)
Конспект урока вокруг одного слова
Предмет: русский язык.
Класс: 2.
Тема урока: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель урока: обобщить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение распознавать в словах безударные гласные звуки;
- умение проверять безударную гласную в корне слова (подбирать проверочные слова);
- умение разбирать слова по составу;
- умение подбирать к словам синонимы и антонимы, разбирать многозначность слов.
Личностные:
- умение понимать значимость процесса учения;
- умение трудолюбиво относиться к своим делам;
- умение вести себя вежливо, следуя правилам хорошего поведения.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель учебной деятельности совместно с учителем и классом;
- умение планировать собственную деятельность;
- умение корректировать свою работу, исправлять ошибки.
Познавательные:
- умение работать с информацией, предложенной в различных вариантах;
- умение анализировать собственную деятельность;
- умение находить причинно – следственные связи;
- умение проводить аналогии.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывания в соответствии с заданным вопросом;
- умение работать в паре.
Оборудование: карточки с заданием для парной работы, плакат «Правила поведения на уроке», интерактивная доска, презентация, карточки с правилом.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
На доске висит плакат: «Правила поведения на уроке» (с ошибками).
Учитель: Ребята, посмотрите на плакат, все вы с ним знакомы. Какие же правила мы с вами уже усвоили?
Учащиеся предлагают варианты ответов.
Учитель: А что же тут не ясно?
Учащиеся: Здесь много орфографических ошибок.
Учитель: Давайте же их исправим.
Учащиеся:
- Держи своё рабочее место в чистоте. Проверочное слово- чисто.
- Нельзя кричать с места, надо поднять руку. Проверочное слово – крик.
- Уважайте других и проявляйте доброту. Проверочное слово – добрый.
- На уроке нельзя разговаривать. Проверочное слово – говор.
Учитель: Молодцы ребята! Скажите, с какой орфограммой вы столкнулись?
Учащиеся: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Постановка цели и задачи урока.
Учитель: Как вы думаете, что нас ждет сегодня на уроке?
Учащиеся: Мы будем закреплять наши знания по данной орфограмме.
Учитель: Давайте поставим основные задачи урока.
Варианты ответов учащихся.
Работа в тетрадях.
- Чистописание элементов буквы Ее.
Запись предложения: А подруга егоза, улетела стрекоза.
Учитель: Давайте определим, что же это значит.
Варианты учащихся.
Учитель: Какое же слово вызвало у вас затруднение?
Учащиеся: Егоза.
- Запись слова, постановка ударения, деление на слоге. Звуко – буквенный анализ.
Учитель: Как вы думаете, нам это исследование дало какие - то сведения об этом слове?
Учащиеся: Нет.
- Карточки с заданием на пару.
Учитель: Перед вами предложения, вы должны списать их, вставить пропущенную орфограмму, подобрать проверочные слова.
Вася был ш_лун. На уроке Света, словно юла – в_рнунья. Игорь – т_хоня по характеру.
Учащиеся:
Шалун – проверочное слово шалость. Вертунья – проверочное слово вертится. Тихоня – проверочное слово – тихо.
Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?
Учащиеся: Эти слова обозначают характер людей.
Учитель: Верно, а какое слово здесь лишнее?
Учащиеся: тихоня. Потому – что остальные слова относятся к непослушным, подвижным людям.
Учитель: Вы правы. А как вы думаете, в предложении: А подруга егоза, улетела стрекоза, находите что – то общее?
Учащиеся: Да, егоза – подвижный человек, словно стрекоза быстро улетел.
Учитель: Давайте теперь дадим этому слову определение.
На экране определение слова: Егоза – слишком подвижный человек.
Учитель: А какие синонимы есть у этого слова?
Учащиеся: Непоседа, шалун, вертун.
Учитель: А антонимы?
Учащиеся: тихоня, спокойный человек.
Учитель: Совершенно верно. Как вы считаете, это современное слово?
Учащиеся: Нет, это слово уже вышло из словарного обихода современного человека.
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
На экране предложение: Ребята отправились в поход на Егозу.
Учитель: Почему же это слово пишется с большой буквы?
Варианты ответов.
Учитель: Егоза, ребята, это не только относится к человеку, но еще и есть такая гора на Южном урале. Подберем проверочное слово – гора.
Учащиеся: Гора – горы, горный.
Учитель: А теперь запишем еще одно предложение.
На экране: Летом мы купались в тёплой воде Егозы.
Учитель: Опять написано с большой буквы, чтобы это могло значить?
Варианты ответов.
Учитель: Егоза – река в Челябинской области. Подберем проверочное слово – река.
Учащиеся: Река – реки, речка.
На экране: Вокруг забора папа прикрепил егозу.
Учитель: А здесь как понять это слово?
Варианты ответов.
Учитель: Так же егозой называют вид проволоки, которая закручена спиралью. Давайте подберем однокоренные слова к слову – прикрепил.
Учащиеся: Прикрепил – открепил, закрепил, крепёж, скрепка, крепление.
Учитель: Молодцы. Что дало нам понять это задание?
Учащиеся: Что у этого слова много значений.
Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, что сегодня мы с вами узнали нового?
Варианты ответов.
Учитель: Достигли ли мы цели урока, выполнили все пункты?
Варианты ответов.
Учитель: Как вы думаете, для чего мы с вами работали сегодня с одним словом?
Варианты ответов.
Рефлексия.
На экране рисунок с изображением солнца.
Учитель: Посмотрите на это солнце, каждый его лучик – ваше достижение. Подумайте, где сегодня вы достигли цели. А где были ваши трудности. Давайте с вами выберем пути преодоления этих трудностей.
Варианты учащихся.
Домашнее задание.
Учитель: домашним заданием у вас будет поработать со слово житник. Как вы думаете, что оно значит?
Варианты ответов.
Учитель: Вот вам это и предстоит выяснить дома.