Конспект урока русского языка «Безударные гласные в корне слова» (2 класс)

4
0
Материал опубликован 2 February 2016 в группе

Русский язык 2 класс

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» (слайд №1)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока: расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова, наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Формирование навыков здорового образа жизни и умение концентрировать внимание на главном.

Задачи урока:

Обучающие, развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету «русский язык»

Оборудование:

а) для учителя: учебник «Русский язык» Л.Я.Желтовская (часть 1) для уч-ся 2 класса (1 часть), презентации, ноутбук;

б) для учащихся: учебник «Русский язык» (1 часть),персональные компьютеры.

Техническое обслуживание: проектор, экран.

Ход урока (слайд № 2)
 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Учитель.

Урок мы начнём с минутки чистописания.

Для чего нам нужен этот вид деятельности?

На доске написаны буквы: а, о, и, е, я.(слайд № 3)

Учитель.

Какие это буквы? (Гласные)

Что вы знаете о них? (Произносятся с голосом, образую слог, при произношении не встречают препятствия)

Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания.

Пропишите эти буквы в тетради.

Работа с пословицей: Грамоте учиться — всегда пригодится. (слайд № 4)

Прочтите пословицу, объясните смысл.

Спишите без ошибок.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (слайд №5) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

А что такое корень?

Как вы думаете, почему он самый главный?

Могут ли слова существовать без КОРНЯ?

Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила.

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнив следующее задание, вы назовёте тему нашего урока.

(Кликните левой клавишей мыши по первому слайду)(слайд №6)

Б..говой, б..гут, б..жать,

Нал..жался, пол..жать,

Покр..чал, перекр..чал,

Нам..лчался, пром..лчал.

Встаньте буквы, подчеркните,

Что за правило, скажите.

(БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ)

Учитель.

Чтоб развеять все сомнения. Ставьте звук под ударение.

Итак, какая тема нашего урока? (безударная гласная)

Совершенно верно, мы будем обобщать умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их.

Сейчас мы будем работать группами. У каждой группы на столе лежит цветной листочек. Обсудите группой и напишите, какие буквы надо вставить вместо пропусков.

Обменяйтесь листочками и проверьте работу ваших товарищей.

Ну а теперь проверим правильность выполненного задания с помощью волшебных ворот. (слайд №7)

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Много заданий нам надо выполнить, чтобы дойти до дворца дедушки Корня.

Вот одно из них. Посмотрите на экран.(слайды №№8,9,10,11,12)

Кого вы видите? Прочитайте названия. Что это за слова?

Что такое непроверяемые орфограммы?

Как ОДНИМ словом можно заменить эти слова? (птицы)

Зимуют ли с нами эти птицы?

 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Откройте учебник на странице 111, упражнение № 29.

Дополни данное предложение, используя названия птиц.

Спишите предложение.

Подчеркни в словах орфограммы.

Какие из них проверяемые, а какие непроверяемые?

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель.

Давайте повторим алгоритм написания безударной гласной в корне (слайд № 2 на нетбуках детей).(слайд № 13)

Разберём по алгоритму слова(слайд № 14): КОРМУШКА, ЗЕРНО.

Ребята, а вы знаете, почему с наступлением зимы птицы часто прилетают к жилью человека?

Как вы думаете, что страшнее птицам: голод или холод?

Почему?

Чем мы с вами можем помочь птицам?

Ребята, покормите птиц зимой (слайд № 15).Спишите предложение.

Какое оно по цели высказывания?

Какой знак надо поставить в конце предложения?

Поставьте ударения, укажите орфограммы.

 

ФИЗМИНУТКА (слайд № 16,17 )

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ

Учитель. (слайды № 3, № 4 на нетбуках детей) (слайды № 18, № 19)

- А теперь следующее испытание от дедушки Корня. Он предлагает применить правило «безударная гласная в корне» в игре «Подбери проверочное слово». Надо к проверяемым словам из левого столбика подобрать проверочные слова из правого столбика. Работаем парами.

- Спишите любую пару слов, поставьте ударения, укажите слабую позицию, подчеркните проверочное слово.

- Следующее задание «Помоги друг другу». Разберите слова по алгоритму. Если будет трудно попроси помощь друга.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

ИТОГ УРОКА (слайды № 20, № 21, № 22)

- Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает.

- Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово «корень».

- Например, если речь идёт о причине чего-то плохого, скажут «корень зла».

- О серьёзных ошибках – «это в корне неправильно».

- Если что-то надо основательно переделать, говорят о «коренной переработке, коренной перестройке».

- «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» - значит, выдели самое главное!

- А без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась во втором классе?

(слайд № 4 на нетбуках детей, слайд № 23)

Безударный в корне – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

- Спишите главные строчки стихотворения.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

- А теперь наши знания, умения и навыки мы закрепим, выполнив следующий тест.

 РЕФЛЕКСИЯ (СЛАЙД № 24)

Тест: “Безударные гласные в корне слов”(2класс)


 

Фамилия, имя: __________________________________


 

В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

чтобы на согласный падало ударение.

чтобы на гласный падало ударение.

чтобы после согласного стоял гласный.

Поставь ударение, точку под безударными гласными, подчеркни проверочное слово.

Н_чь, н_чной, н_чевать.

Л_с, л_сной, л_совик.

Запиши ещё по 2 однокоренных слова, поставь ударение, под безударной гласной поставь точку.
Дом, ____________________ , ______________________
Ветер, ____________________ , ______________________
Гриб, ____________________ , ______________________

Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
м_сник (________________), в_да (_______________),
бр_сать (________________), ч_тать (______________),
п_тёрка (________________), ст_пной (_________________),
б_льница (________________), пл_сать (______________),
нап_сать (________________), с_вёнок(______________),
н­­­­­_­ра (______________)

Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово в скобках.
С_дит (_____________) на лавочке, св_ла (_____________) гнездо, отв_ла( ______________) в дом,
прим_ряли (_______________) наряды,
друзей пом_рили (______________).

Вставь буквы (устно подбери проверочное слово):
Зел_неет тр_ва. Но в_сна ещё не пришла. Днём стало т_плее.
Д_ждинки начали капать , а потом пол_лся ливень. Капли уд_ряли по тр_пинке.

Комментарии

хотелось бы увидеть саму презентацию.

5 February 2016

не бывает букв гласных или согласных

10 February 2016