Урок русского языка во 2 классе «Безударная гласная в корне слова»
2 класс, УМК «Школа России» ЛЕБЕДЕВА ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА, учитель начальных классов МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №5», высшая квалификационная категория |
||
Аннотация Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Знания дети получают через деятельность, а не репродуктивно. На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, беседа, практическая работа , фронтальный опрос. Данная разработка урока предназначена для учителей начальной школы. При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Введение Система работы над темой «Безударные гласные в корне слова» представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий определенную последовательность изучения грамматических признаков. Урок построен в соответствии с программными требованиями, с использованием элементов технологии встречных усилий, которая, на мой взгляд, заслуживает внимания в русле поиска современных подходов к обучению. Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Учитель, со своей стороны, тоже должен - не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперёд, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своём методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками. В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в парах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. |
||
Тема урока |
Правописание слов с безударными гласными в корне слова |
|
Тип урока |
Закрепление изученного материала. |
|
Метод |
Словесный, частично - поисковый, наглядный. |
|
Цель |
Формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова, в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. |
|
Задачи: 1.Образовательная 2.Развивающая 3.Воспитательная Здоровьесберегающая: |
- Отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; - находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения; - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; - содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; - развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), - умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим; - умение работать в парах, группе, самостоятельность, трудолюбие; - создать благожелательную творческую атмосферу. - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Учащиеся научатся: различать слова с безударными гласными в корне слова; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; пополнят словарный запас |
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность. Познавательные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
|
Основные понятия |
Орфограмма в корне слова, безударные гласные, проверочное и проверяемое слово. |
|
Межпредмет связи |
Русский язык – развитие речи – литературное чтение – окружающий мир. |
|
Ресурсы урока |
Канакина В.П. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть I . с.110,111. Рабочая тетрадь часть I с.48. Электронное приложение к учебнику, рабочая программа. |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
|
О Оборудование: |
Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык», карточки с разноуровневыми заданиями, карточки «Личные достижения» (для рефлексии урока). |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
I Мотивация познавательной деятельности Организацион- ный момент |
Настраивает детей на работу. (Слайд 1) Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения! Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого». (Слайд 2) |
Слушают, настраиваются на урок. |
- Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Мотивирует на работу, организует проверку степени усвоения ранее полученных знаний. Минутка чистописания (Слайд 3) Напишите букву, которая находится в алфавите между буквами к и м (л) Буква, которая даёт команду «будь мягкий» первому звуку в слове лес (е) Напишите букву, звук которой вы слышите в конце в слове ДНЕВНИК (к) Следующая буква обозначает ударный звук в слове СКАЗКИ (а) Запишите букву, которая следует в алфавите после буквы Р (с) Запишите ещё раз букву, которая стоит второй в вашей строчке (е) Следующая буква обозначает третий звук в слове УМНЫЙ (н) - Какие буквы записали? (л, е, к, а, с, е, н) - На какие группы можно разделить эти буквы? - А можно ли из этих букв составить слово? -Подчеркните гласные. - Что вы знаете о гласных звуках? (учитель выставляет карточки на доску в виде лесенки) - Попробуйте оценить знания и умения. В таблице «Листы достижения» в первой строчке закрасьте круги: красный – умею хорошо, зелёный – не всегда получается, жёлтый – нужна помощь. |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки Записывают по одной букве в строчку.
Называют группы
Записывают слово ЛЕСЕНКА
Рассказывают о гласных.
Оценивают свои знания в табличке «Личные достижения» |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование, целеполагание. |
III. Постановка учебной цели. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. |
Организует диалог с учащимися, подводит к формулировке задач урока. Учитель: Жила - была бабушка Орфографушка и жила у ее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать её. Давайте поможем Орфографушке найти ее любимую внучку. Отгадаем загадку: (Слайд 4) С И я рыжая плутовка Обхитрю тебя я ловко. Если Е напишешь вдруг, Заблудиться можешь, друг! - Почему эти слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Можно ли считать эти слова однокоренными?
Как можно проверить безударную гласную в корне слова?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? Чем надо проверять? Как надо проверять? Определите цели нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке? Первый этап –«Повторяй –ка». - Сегодня нам предстоит открыть очень важные секреты, связанные с безударными гласными. - Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу? - Несёт меня лиса за тёмные леса! (показ иллюстрации на экране) |
Отгадывают загадку, обдумывают и дают ответ, анализируют результат.
Лиса – леса Разные смысловые значения: Лиса – животное Леса – участок земли с деревьями. Нет. 1. Разный смысл слов 2. Разные корни
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Правописание безударной гласной в корне слова. Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.
- Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции, надо проверять в корне слова. - Проверяем ударением
|
Познавательные: выделение существенных признаков, анализ, синтез. Классификация, сравнение. Обобщение, аналогия. Коммуникативные: высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения |
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Какую цель ставим? - Какое наше действие следующее? 1. Назвать орфограмму. 2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы. 3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике. 4. Поупражняться в написании таких слов. - Сколько способов проверки безударной гласной в корне слова мы выявили? - Какие способы, назовите. Откройте учебники стр. 110. Читаем правило. |
Составляют план достижения цели и определяют средства. Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить: - лиса- , ударение падает на гласный а, безударный гласный в корне лис.- Лиса проверим – лисы, лисонька. Изменили форму слова. Подобрали родственное слово.
Мы обнаружили два способа проверки безударной гласной: изменить форму или подобрать однокоренное слово. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
V. Реализация построенного проекта |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Работа над темой урока
|
Работают в соответствии с составленным планом 1. Читаю слово. 2. Определяю ударение. 3. Подбираю однокоренные слова. 5. Подбираю проверочное слово. 6. Пишу гласную. |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
VI. Первичная проверка понимания . |
А теперь давайте потренируемся. Откройте тетрадь на печатной основе на странице 48, упражнение 104. Работаем в парах. 1 ряд будет выполнять 1 столбик, 2 вариант –второй. Подберите к словам проверочное слово. Какие проверочные слова подобрали? - Какой способ проверки использовали: подбирали родственное слово или изменяли форму слова? Докажите. - Оцените свою работу на этом этапе. Возьмите «Листы достижения». Найди вторую строчку с кругами. Вспомните всё, что вы делали на уроке. Оцените теперь свои знания и умения. |
Дети читают и устно подбирают проверочные слова, используя способы проверки. 1 ряд – 1 столбик 2, ряд - 2 столбик
Индивидуальная работа на компьютере (Слайд 7 и слайд 8)
Красный – умею хорошо, и могу помочь другому. Зелёный – знаю, но нужно ещё поупражняться. Жёлтый – мне нужна помощь. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
VII.Физминутка
|
А теперь немного отдохнём. Я называю слова, если в корне безударный гласный звук – присядьте, руки - на пояс. Если ударный – руки вверх. А чтобы не делать ошибок – повторим хором правило в стихотворной форме. Трава, лисы, следы, гнёзда, звезда. |
Чтение стихотворения с экрана. Безударный хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Тут поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб рассеять все сомненья. Дети выполняют движения, подбирают (если надо) проверочные слова. |
Личностные: готовность поддерживать состояние своего здоровья на должном уровне. |
VIII. Закрепление |
Организует деятельность по применению новых знаний Взаимопроверка в парах. Предлагаю выполнить разноуровневые задания на карточках. - А сейчас каждая пара обменяется карточками и проверит соседа по парте. Оцените свою работу. – С каким правилом мы сегодня работаем? Я для вас сегодня приготовила ещё одно правило в стихотворной форме. Переверните листочки. |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. (задания дети выбирают самостоятельно) Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты её немедленно Ставь под ударение Ударение на гласной Может сделать букву ясной. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. |
X. Д/з. |
Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания одного на выбор: (Слайд 10) Стр.111, упр.176 придумать задание на применение правила о безударной гласной в корне слова . |
Записывают задание в дневник. |
Познавательные УДД: умение использовать полученные на уроке ЗУН; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. |
XI. Рефлексия деятельности |
Организует рефлексию . Подводит к выводу, задаёт наводящие вопросы. – Назовите ключевые слова темы. – Какую проблему решали на уроке? – Чему научились? – Какая работа понравилась больше всего? – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? - Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами: Интересный урок Моё участие Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. Обсуждение результатов рефлексии. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для него учение? Что дал урок? |
Заключение
На уроке ребята получили глубокие и прочные знаниям. Учащиеся поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп урока.
Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья обучающихся. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу. Я считаю, что организация образовательного процесса в такой форме более эффективна, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания на практике. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены. На уроке удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
В течение урока оценивалось эмоциональное, психофизиологическое состояние учащихся. Для его корректировки использовались такие приемы, как введение элемента занимательности, смена видов деятельности, использование игровых ситуаций, физкультминутка. Время использовалось рационально, перегрузка предупреждалась физминуткой. При подведении итога была проведена интеллектуально-эмоциональная рефлексия Это обеспечивало положительный психо-эмоциональный настрой в течение всего урока. Актуализации знаний учащихся проводилась в форме фронтального опроса, что явилось подготовительной работой для изучения темы.
Учебно-познавательная деятельность по закреплению знаний была организованна проблемно-поисковым методом, который предполагал исследовательскую деятельность детей. Учащиеся самостоятельно определяли тему урока через поставленную проблему: «Как обозначаются на письме безударные гласные звуки», проводили исследование проблемы и находили способы её решения, что способствовало качественному закреплению знаний. Такие методы работы воспитывают активную личность, формируют умения анализировать, рассуждать, обобщать, делать выводы.
Литература
Грецева П.И. Развитие познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста: (творческие задания на уроках в началmyjq школе). – Смоленск: Смоленский институт усовершенствования учителей, 1995
Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
CD. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной
Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. И.Р Осипова - Ярославль: Академия развития, 2012