Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Звонкие и глухие согласные»

1
0
Материал опубликован 26 February 2018

Тема урока

Звонкие и глухие согласные

Цель деятельности учителя

Способствовать организации работы учащихся над различением звонких и глухих согласных , формировать умение различать звонкие и глухие согласные

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Вид урока

Урок-исследование

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение); уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

 

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Вступительное слово. Приветствие

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

2. Психологическая минутка

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

– Ну что же, начнём урок.

Открываем тетради

Дети открывают тетради, записывают число и слова « Классная работа».

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2. Актуализация и пробное учебное действие

- Какой раздел науки мы изучаем? (фонетика). Сегодня мы продолжим изучение фонетики. Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о звуках речи.

- Знаете, ребята, перед уроком к нам в кабинет заходил один мальчик. Вы все его прекрасно знаете. Это (вывешивается на доске) …Незнайка. Он очень хотел получить оценку «5», но не уверен, справится ли он правильно со всеми заданиями. Давайте Незнайке поможем получить «5».

- Прочитайте пословицу: При солнышке тепло, а при матушке добро.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

Запишите её в тетрадь

- Охарактеризуйте гласные звуки в слове  "добро". ([а] - гласный, безударный, [о] - гласный, ударный.)

- Гласных звуков в русском языке 10. Это верно? Почему?

На третий вопрос Незнайка ответил: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем? Это верно?

-Охарактеризуйте согласные звуки по твердости-мягкости в слове"матери".([м] - согласный, твёрдый [т'] - согласный, мягкий, [р'] - согласный, мягкий,.)

- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (солнышке- звук [ш]).

- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания


 


 


 


 


 


 


 

Записывают пословицу, выполняют задание


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения

- Прочитайте пословицы:

1) Нет милее дружка, чем родима  матушка. 

2) Материнский гнев - весенний снег: и много  выпадает, да скоро растает.

- Выпишите слова, в которых произношение согласных звуков расходится с написанием.

- Какие звуки мы слышим на месте букв Ж в слове «дружка», В в слове «гнев», Г в слове «снег» на конце и в середине слов?

- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)

- Какой фонетический процесс происходит в этих словах?

- Какие пары у нас образовались?

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке действий, поступков.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

Сформулировать тему урока и цели.

- А что же мы сегодня узнаем на уроке? Чему научимся? А для чего нам это нужно?

- Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым.

Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило.

Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики!

Звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й'] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики!

Эти звуки стали всегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные.

- А каким ещё звукам достались колокольчики?

Ответы учащихся:

Это звуки: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з],[з'].

- А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их!

Ответы учащихся:

- Это звуки: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [ш], [с], [с'].

Учитель:

- Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] ведь они не имеют даже и звонкой пары. Им суждено было навсегда остаться глухими.

Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными.

- Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи учебника.

Работа в парах. Рассказывают правило друг другу.

Проблемная ситуация:

- Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого?

(Звонкий согласный должен звенеть).

- А как это узнать? Звенит звук или нет?

Учитель:

- Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент

Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова. Дать значение слова по словарю Ожегова (подготовленный учащийся читает значение слова).

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя работают с текстом учебника

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты.

Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие п, т, ч.

- Не получилось? Почему?

(У глухих нет голоса, только шум).

Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его  нет у глухих согласных.

- Теперь проводим второй опыт:

Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [д], [ж], [н], [з]. Что чувствуете?

(Вибрацию голосовых связок).

- А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем?

(Вибрации голосовых связок нет).

- Какой вывод можно сделать?

( При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет).

И ещё один опыт – третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями.

Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с].

- Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]?

- Сделаем вывод из наших опытов:

Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные.

- Запись предложения:

Фока, хочешь поесть щец ?

-Теперь зачеркните в нём все гласные и мягкий знак. Что осталось?

- Вот такое предложение поможет вам запомнить глухие звуки. Да, большую работу мы провели, устали, пора и отдохнуть

Принимают участие в обучающей игре, эксперименте, применяют правила

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Физминутка

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Личностные: осознают необходимость здорового образа жизни

6. Первичное закрепление с комментированием

Рассказать о звуке, всё, что знаете! Сейчас выполним упражнение 285, где будем учиться характеризовать согласные звуки.

Работают с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

- Предлагаю немного поиграть с нашими звуками. Ребята, вы знаете, какой праздник отмечает вся страна в последнее воскресенье ноября? К какому празднику мы готовились последнее время? И Я вам предлагаю собрать букеты для своих мам. Выберите цветы, в названии которых есть только звонкие согласные( 1 группа), только глухие согласные(2 группа), звонкие и глухие согласные( 3 группа).

Роза, астра, мак, пион, георгин, кактус, мимоза, фикус, гербера, хризантема, колокольчик,

-Скажите ,ребята, ваша мама – какая она? (добрая, ласковая, милая, заботливая, любящая, красивая)

-Определите, каким звуком, звонким или глухим, является первая буква каждого слова?

   

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас мы выполним проверочную работу. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) ударные и звонкие

2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

 [ б ];  [ г ]; [ ц ];  [ л ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31;

Б) 34;

В) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;

Б) дуб;

В) пруд;

Г) молотьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) звонкие и глухие

2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

 [ н ]; [ ш ]; [ в ]; [ з ]; [ ч ]; [д ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47;

Б) 60;

В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) мороз;

Б) хоровод;

В) варежка;

Г) просьба.

Самопроверка.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, самостоятельно выполняют упражнения

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки, оценивают свою работу.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения

8.Включение в систему знаний и повторение

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

Я предлагаю вам вопросы, а вы должны ответить «да» или «нет»

Звуки речи делятся на гласные и согласные (да)

Согласные могут быть звонкими и парными (нет)

Согласные могут быть звонкими и глухими (да)

Согласный Ф является глухим парным (да)

В слове подтяжка в середине слышится Ж (нет)

Оценка работы. Кто допустил ошибки? Какое утверждение вызвало затруднение? Что нужно сделать, чтобы от него избавиться?

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился различать звонкие и глухие согласные, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 284 из п. 56.

2. Кто научился различать звонкие и глухие согласные и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и составьте 5-6 тестовых заданий с выбором ответа по теме урока или сочините стихотворение о маме, подчеркните в нем звонкие согласные одной чертой, глухие – двумя.

Отвечают на вопросы. Оценивают работу товарищей и свою. Записывают домашнее задание

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют ошибки

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных на вашем столе лучик и прикрепите на доске к солнышку:

желтого цвета – урок прошел плодотворно, с пользой. Вы научились различать звонкие и глухие согласные и можете помочь другим;

голубого цвета – вам было трудно, вы не все поняли, но на следующем уроке всё поймете

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Познавательная: устанавливает взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


 

11



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации