Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения»
Урок № 84
Класс 9
09.02.2021
Учитель Головко Лилия Петровна
Тема: «Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;
употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.
Задачи:
1)Формировать умение производить синтаксический и пунктуационный
разбор БСП, составлять схемы и конструировать сложные предложения;
2) развивать уучеников способность грамотно и точно определять тип БСП и условия для постановкитого или иного знака препинания
3) прививать интерес к изучению русского языка, способствовать развитию функциональной грамотности учащихся; воспитывать сплочённость, умение работать в команде.
УУД
Личностные:
• Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
• Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Предметные:
1. Различать разные виды сложных предложений.
2. Трансформировать разные виды сложных предложений.
3. Формировать умение ставить смысловые вопросы в сложных предложениях и расставлять соответствующие знаки препинания.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
1. Развивать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли.
2. Сохранять и развивать умение сотрудничать в команде.
3. Формулировать, высказывать свою точку зрения.
Познавательные:
1. Извлекать нужную информацию.
2. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять его с учетом решаемых задач.
Оборудование: учебник,презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный этап.
-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался.
Здравствуйте те, у кого плохое настроение.
Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул.
Здравствуйте те, кто сегодня впервые пришел к нам в класс на урок.
И конечно же, здравствуйте те, кто будет хорошо, активно работать на уроке.
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца стоящему рядом, мысленно пожелайте себе и всем, радости и успеха. Садитесь.
Огфографическая разминка
Начнем урок с орфографической разминки.
Обратите внимание на экран, на котором даны слова и объяснения к их написанию. Выберите и запишите номера ошибочных утверждений, прокомментируйте их.
Давайте сверим ваши ответы. (Правильный ответ :23).
какую орфограмму мы повторили?
Вывод: орфографический анализ развивает навык грамотности.
2.Целеполагание.
А сейчас я проведу небольшой блиц – опрос.
Ребята, а когда ми используем данные термины. Давайте. Определим тему сегодняшнего урока.
А чему мы должны научиться та уроке?
(Ученики говорят предположения, учитель сравнивает, совпадают ли они с задачами урока).
3.Повторение и обобщение изученного материала.
1)Игра « Третий лишний».( работа в парах
Вывод: данное задание помогает отличать БСП от ССП и СПП.
2.Работа у доски (параллельно с работой класса два ученики работают у доски, перекоструируя предложения из ССП и СПП в БСП, объясняют смысловые отношения между частями БСП, расстановку знаков препинания, чертят схемы.
Примеры предложений.
1.Когда ты совершаешь доброе дело, душа твоя наполняется светлой радостью.
2. Помните, что человек с добра начинается.
3.Целый день на небе солнышко сияет, и целый день мне душу злая грусть съедает.
Вывод: данное задание помогает определять смысловые отношения в БСП и его структуру.
4.Физкультминутка.
Аутомануальный комплекс (массаж)
Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
Точка на лбу между бровями.
По краям крыльев носа.
В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
В височной ямке (парные).
Чуть выше роста волос под основанием черепа.
Нарисовать глазами конус, овал, квадрат.
Для того, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор БСП и вспомнить последовательность разбора сложного предложения, давайте обратимся к учебнику.
5.Работа с учебником.(П.32, с.146)
Д.З. Упр.211 с.147-148 (2,3 задание); выписать 3 БСП (пословицы о доброте) и выполнить их синт. разбор.(по выбору.
4.Работа с текстом. (работа в группах)
(Ученики делятся на 5 групп по 4 человека.. Каждая группа выполняет определённые задания к тексту в течение 10 минут. Затем коментируют их).
Опыт подтверждает: добрые чувства уходят своими корнями в детство. А человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)
Задания к тексту.
Задания для 1 группы.
Задание к тексту:
1. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
2. Расставьте знаки препинания в предложении №1, определите смысловые отношения между частями.
3. Используя отсылочный способ, дайте определение слову доброта.
Задания для 2 группы.
Задание к тексту:
1. Определите тему текста.
2. Найдите БСП в тексте и дайте ему общую характеристику.
3. Используя описательный способ дайте определение слову доброта.
Задания для 3 группы.
Задание к тексту:
1. Определите основную мысль текста.
2. Найдите в тексте БСП, подчеркните грамматические основы и второстепенные члены предложения в каждой части БСП.
3. Используя синонимический способ, дайте определение слову доброта.
Задания для 4 группы.
Задание к тексту:
1. Определите стиль текста.
2. Найдите в тексте БСП и дайте характеристику каждой его части.
3. Используя антонимический способ, дайте определение слову доброта.
Задания для 5 группы.
Задание к тексту:
1. Определите тип текста.
2. Расставите знаки препинания в предложении №1 и начертите его схему.
3. С помощью толкового словаря дайте определение слову доброта
Работа со словарём.
Индивидуальные разноуровневые карточки для отдельных учеников.
Вывод: : данное задание помогает при работе с текстами, синтаксическом и пунктуационном анализе на ОГЭ.
Д.З. 1.Упр.211 с.147-148 (2,3 задание);
2.Выписать 3 БСП (пословицы о доброте) и выполнить их синт. разбор .
3.Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое добро”, взяв в качестве тезиса, данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. (объем сочинения – не менее 70 слов) .
(на выбор)
5. Подведение итогов
- Что повторили? Что нового узнали?...
6. Рефлексия.
- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
1. Тяжела ты, шапка Мономаха.
2.Повторение – мать учения.
3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.
4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
Работа с листами самоконтроля.
Презентация к уроку БСП
PPTX / 3.63 Мб