Технологическая карта урока по русскому языку «Синтаксический разбор предложения» (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 век»
Тема |
Синтаксический разбор предложения |
Педагогическая цель |
Создать условия для систематизации знаний о синтаксическом разборе простого предложения, предложения, осложнённого однородными членами, предложения с обобщающим словом. |
Тип урока |
Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
|
Задачи: |
Различать главные и второстепенные члены предложения, графически обозначать их, расставлять знаки препинания, развивать умения проводить синтаксический разбор предложений. |
Планируемые результаты (предметные) |
Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, предложения, осложнённого однородными членами, предложения с обобщающим словом. конструировать простое предложение по заданной схеме. |
Личностные результаты |
Уметь применять приобретённые навыки в практической деятельности; использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; уметь оценивать собственные знания и результаты; формировать устойчивую мотивацию к обучению в группе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы в учебном тексте. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение, участвуют в работе в группах, в парах. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Простое предложение. Предложение, осложнённое однородными членами. Предложение с обобщающим словом. Синтаксический разбор. |
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность осуществляемые действия |
учащихся формируемые умения |
Формы контроля |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Психологический настрой: Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Повторяйте за мной. Сегодня я пришёл в школу для того, чтобы хорошо учиться, получить новые знания. У меня всё получится. Если что – то не удастся сразу, я не буду расстраиваться, потому что уверен, если постараюсь, все трудности отступят. - Проверим готовность к уроку. - Сегодня наш урок будет немного необычным. Представьте себе, что вы удобно устроились в кресле и приготовились смотреть фильм по телевизору, но фильм почему –то не показывают. Вместо этого на экране появляется завораживающая осенняя картина и вы слышите стихотворение: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… А.С.Пушкин - Какое настроение вызывает это стихотворение? |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2. Чистописание |
Индивидуальная. Практический. Письмо. |
Запись на доске: Лес окрасился в жёлтые красные оранжевые краски осени. - Какую работу можно провести с данным предложением? - Докажите, почему здесь необходимы знаки препинания? |
Выполняют письмо по образцу. Отвечают на вопросы учителя. Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор. |
Вырабатывают каллиграфический почерк. |
Правильное написание |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Словарная работа |
Фронтальная. Парная. Словесный. |
Осень славится не только своей красотой, но и богатым урожаем. А какой урожай вы помогали собирать летом и осенью? - Из каких растений можно сварить? На доске словарные слова: 1 вариант «варит» борщ, 2 вариант – «варит» компот с сахаром. М…лина, к..пуста, з…мл…ника, к…ртофель, см…родина, м…рковь, ч…снок, св…кла, ябл..ко. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. |
Выполняют работу в парах. Отвечают на вопросы учителя. |
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую данному этапу урока. |
Правильный выбор слов |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа. |
Вернёмся к нашему предложению. -Какую работу можно провести с предложением?/ разобрать по членам предложения и по частям речи/ - Как называется такой разбор? /синтаксический разбор предложения/. – Сформулируйте тему урока. /Синтаксический разбор предложения/. - Сформулируйте учебные задачи. Создание кластера. - Что мы знаем о предложении? - Что такое предложение? / предложение это одно или несколько слов, связанных по смыслу/; - Предложения по цели высказывания бывают … /повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос/; - Предложения по интонации бывают……… /восклицательные и невосклицательные/; - Предложения по наличию грамматических основ бывают………. /простые, сложные и осложнённые/; -Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. /распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу/. -Члены предложения бывают………/ главные и второстепенные /; - Главные члены предложения - это……….. / подлежащее и сказуемое/; - Второстепенные члены предложения – это ………./ определение, дополнение и обстоятельство/; - Для чего нужны второстепенные члены предложения? |
Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи |
Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5. Повторение и закрепление знаний и способов действий. 1.Тренировочные упражнения. |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа. |
- Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои ветви, будто хотят вернуть солнце. Проблемное задание- соотнесите схему с предложением 1) Осень приходит хозяйкой в леса, парки и скверы. 2) Над лесными полянами кружатся золотые, багряные, рыжие листья. 3) Осенние лучи освещают землю и ласкают её. 4) Перелётные птицы: ласточки, скворцы, дрозды стаями улетают на юг. 5) Природа готовится к зимнему сну. |
Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на проблемный вопрос. |
Осуществляют сравнение; полно и точно выражают свои мысли |
Упражнение |
||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка для профилактики нарушений осанки |
Фронтальная. Практический. |
«Начинается разминка» Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились. И еще раз повторили. Приседаем мы по счету: Раз, два, три, четыре, пять. Это нужная работа — Мышцы ног тренировать. |
Принимают задачу, выполняют задание |
Выполнение заданий |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2. Работа по учебнику |
Индивидуальная. Практический. |
Найдите данную тему в учебнике. -На какой странице мы будем работать? - Выполните упражнение №3 в парах: 1 вариант – списать первый абзац, 2 вариант – первые 2 предложения из второго абзаца. Составьте схемы к предложениям. |
Используют знаково – символические средства для решения учебной задачи. |
Упражнение |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3. Творческое задание на карточках. |
Индивидуальная. Практический. |
Творческое задание по типам сложности: Провести синтаксический разбор двух предложений из составленного текста. Вариант 1. 1 тип сложности: «Пишу сам (сама)». «Лес осенью». Вариант 2. 2 тип сложности: «Прошу маленькой помощи». Царствовала, удивительный ковёр, в золотом наряде, красные бусы, разноцветные осинки, пёстрые листья. Вариант 3. 3 тип сложности: Прошу большой помощи». Наступила________ осень. В моховых болотах по кочкам рассыпалась ____________ клюква. На опушке леса собрались____________ осинки. |
Выполняют задания по выбору на кленовых листочках |
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
Упражнение |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
Фронтальная. Практический, групповая. |
Шифровка. Разгадав ключ от этого шифра, мы подведём итог урока. 2 -4; 2 -5; 1-1; 2-7; 2-3; 1-8; 2-3; 1-9; 2-6; 1-3;2-5; 2-7; 1-2; 1-1; 2-7; 2-1; 1-8; 2-7; 2-9.
Ответ: «Красотою мир спасётся» (Ф.М.Достоевский). - А вам понравился урок? - Оцените свою работу на уроке. - Что получилось хорошо? - Что вызвало затруднения? -Поднимите свои листочки. Я выставляю оценки. Посмотрите, какой замечательный листопад в нашем классе. Жаль расставаться с осенью, но увы… Я хочу поблагодарить вас за работу и закончить урок такими словами: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.» |
Разгадывают ключ к шифровке, читают высказывание. |
Принимают участие в работе группами. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
Работа с таблицей, выполнение упражнения. Беседа по вопросам. Саморегуляция. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. |
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
Упражнение |