12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кулакова Светлана Викторовна51
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
2

Технологическая карта урока по русскому языку «Синтаксический разбор предложения»

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 век»

Тема

Синтаксический разбор предложения

Педагогическая цель

Создать условия для систематизации знаний о синтаксическом разборе простого предложения, предложения, осложнённого однородными членами, предложения с обобщающим словом.

Тип урока

Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

 

Задачи:

Различать главные и второстепенные члены предложения, графически обозначать их, расставлять знаки препинания, развивать умения проводить синтаксический разбор предложений.

Планируемые результаты (предметные)

 Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, предложения, осложнённого однородными членами, предложения с обобщающим словом. конструировать простое предложение по заданной схеме.

Личностные результаты

Уметь применять приобретённые навыки в практической деятельности; использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; уметь оценивать собственные знания и результаты; формировать устойчивую мотивацию к обучению в группе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы в учебном тексте.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение, участвуют в работе в группах, в парах.

Основное содержание темы, понятия и термины

Простое предложение.

Предложение, осложнённое однородными членами.

Предложение с обобщающим словом.

Синтаксический разбор.

 

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

осуществляемые

действия

учащихся

формируемые

умения

Формы

контроля

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя

Психологический настрой:

Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Повторяйте за мной.

Сегодня я пришёл в школу для того, чтобы хорошо учиться, получить новые знания. У меня всё получится. Если что – то не удастся сразу, я не буду расстраиваться, потому что уверен, если постараюсь, все трудности отступят.

- Проверим готовность к уроку.

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Представьте себе, что вы удобно устроились в кресле и приготовились смотреть фильм по телевизору, но фильм почему –то не показывают.

Вместо этого на экране появляется завораживающая осенняя картина и вы слышите стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А.С.Пушкин

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

 

2. Чистописание

Индивидуальная.

Практический.

Письмо.

Запись на доске:

Лес окрасился в жёлтые красные оранжевые краски осени.

- Какую работу можно провести с данным предложением?

- Докажите, почему здесь необходимы знаки препинания?

Выполняют письмо по образцу.

Отвечают на вопросы учителя.

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Правильное написание

3. Словарная работа

Фронтальная.

Парная.

Словесный.

Осень славится не только своей красотой, но и богатым урожаем. А какой урожай вы помогали собирать летом и осенью?

- Из каких растений можно сварить?

На доске словарные слова: 1 вариант «варит» борщ, 2 вариант – «варит» компот с сахаром.

М…лина, к..пуста, з…мл…ника, к…ртофель, см…родина, м…рковь, ч…снок, св…кла, ябл..ко.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

Выполняют работу в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую

данному этапу урока.

Правильный выбор слов

4. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Вернёмся к нашему предложению.

-Какую работу можно провести с предложением?/ разобрать по членам предложения и по частям речи/

- Как называется такой разбор? /синтаксический разбор предложения/.

Сформулируйте тему урока. /Синтаксический разбор предложения/.

- Сформулируйте учебные задачи.

Создание кластера.

- Что мы знаем о предложении?

- Что такое предложение? / предложение это одно или несколько слов, связанных по смыслу/;

- Предложения по цели высказывания бывают … /повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос/;

- Предложения по интонации бывают……… /восклицательные и невосклицательные/;

- Предложения по наличию грамматических основ бывают………. /простые, сложные и осложнённые/;

-Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. /распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу/.

-Члены предложения бывают………/ главные и второстепенные /;

- Главные члены предложения - это……….. / подлежащее и сказуемое/;

- Второстепенные члены предложения – это ………./ определение, дополнение и обстоятельство/;

- Для чего нужны второстепенные члены предложения?

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.

 

5. Повторение и закрепление знаний и способов действий.

1.Тренировочные упражнения.

Фронтальная.

Словесный, проблемный.

Чтение, беседа.

- Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои ветви, будто хотят вернуть солнце.

Проблемное задание- соотнесите схему с предложением

1) Осень приходит хозяйкой в леса, парки и скверы.

2) Над лесными полянами кружатся золотые, багряные, рыжие листья.

3) Осенние лучи освещают землю и ласкают её.

4) Перелётные птицы: ласточки, скворцы, дрозды стаями улетают на юг.

5) Природа готовится к зимнему сну.

Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на проблемный вопрос.

Осуществляют сравнение; полно и точно выражают свои мысли

Упражнение

Физминутка для профилактики нарушений осанки

Фронтальная.

Практический.

«Начинается разминка»

Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились. И еще раз повторили. Приседаем мы по счету: Раз, два, три, четыре, пять. Это нужная работа — Мышцы ног тренировать.

 

Принимают задачу, выполняют задание

Выполнение заданий

2. Работа по учебнику

Индивидуальная.

Практический.

Найдите данную тему в учебнике.

-На какой странице мы будем работать?

- Выполните упражнение №3 в парах: 1 вариант – списать первый абзац, 2 вариант – первые 2 предложения из второго абзаца. Составьте схемы к предложениям.

 

Используют знаково – символические средства для решения учебной задачи.

Упражнение

3. Творческое задание на карточках.

Индивидуальная.

Практический.

Творческое задание по типам сложности:

Провести синтаксический разбор двух предложений из составленного текста.

Вариант 1.

1 тип сложности: «Пишу сам (сама)».

«Лес осенью».

Вариант 2.

2 тип сложности: «Прошу маленькой помощи».

Царствовала, удивительный ковёр, в золотом наряде, красные бусы, разноцветные осинки, пёстрые листья.

Вариант 3.

3 тип сложности: Прошу большой помощи».

Наступила________ осень. В моховых болотах по кочкам рассыпалась ____________ клюква. На опушке леса собрались____________ осинки.

Выполняют задания по выбору на кленовых листочках

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Упражнение

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фронтальная.

Практический, групповая.

Шифровка.

Разгадав ключ от этого шифра, мы подведём итог урока.

2 -4; 2 -5; 1-1; 2-7; 2-3; 1-8; 2-3; 1-9;

2-6; 1-3;2-5;

2-7; 1-2; 1-1; 2-7; 2-1; 1-8; 2-7; 2-9.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

А

П

И

В

Ц

У

Н

Т

Ю

2

Е

Л

О

К

Р

М

С

З

Я

Ответ: «Красотою мир спасётся» (Ф.М.Достоевский).

- А вам понравился урок?

- Оцените свою работу на уроке.

- Что получилось хорошо?

- Что вызвало затруднения?

-Поднимите свои листочки. Я выставляю оценки. Посмотрите, какой замечательный листопад в нашем классе. Жаль расставаться с осенью, но увы…

Я хочу поблагодарить вас за работу и закончить урок такими словами:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.»

Разгадывают ключ к шифровке, читают высказывание.

Принимают участие в работе группами.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Работа с таблицей, выполнение упражнения.

Беседа по вопросам.

Саморегуляция.

7. Домашнее задание Упражнение №2 стр.79 (учебник)

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Упражнение


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.