- Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
- Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
- Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов.
Ход урока
I. Мотивация.
1. Запись темы, формулирование целей урока.
2. Работа со словом бессоюзные (орфография, словообразование, морфемика, этимология).
II. Актуализация.
1. Индивидуальные задания: 1 ученик составляет схемы постановки тире в БСП, 2 ученика работают по карточкам, 1 ученик – за компьютером решает тест.
Карточка 1.
Спишите, расставьте знаки препинания, устно объясните
1) Я доверяю любящим они великодушны. 2) Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. 3) Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 4) Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана. 5) Мир строит война разрушает. 6) Однако пора спать уже без четверти шесть. 7) Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.
Карточка 2.
Объясните употребление тире в бессоюзном сложном предложении.
1) Здесь не дело ни сидеть, ни ночевать. Увидят солдаты - всем будет каюк (Пауст.). 2) Куриная слепота у нее была, должно быть, - глаза все время слезились (Пауст.). 3) Можете не отвечать - я знаю (Паст.). 4) Синцов дал очередь - танкист исчез, люк захлопнулся (Сим.). 5) А не устоишь - так он ведь и лежачего бьет! (Сим.).
2. Фронтальный опрос.
- Что такое БСП? Назовите его признаки.
- Когда между частями БСП ставится запятая? Когда следует ставить точку с запятой в БСП?
- В каких случаях нужно поставить тире? (проверка схемы, составленной учащимся у доски)
3. Цифровой диктант с последующей самопроверкой:
1 – время, условие;
2 – противопоставление;
3 – вывод, следствие;
4 – быстрая смена событий.
- Делаю добро - чувствую себя хорошо. Поступаю плохо - чувствую себя плохо.
- Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
- Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
- Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
- Лето припасает - зима поедает.
- Совесть потеряешь - другой не купишь.
- Дети стали большими - им надо учиться.
- Наблюдайте за вашим телом - ум будет работать правильно.
III. Получение новых знаний.
- Итак , тире в БСП ставится в трёх случаях – слайд 3
Давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.
Упр. 183 – чтение и сравнительный анализ сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
- Сделайте вывод, когда же ставится двоеточие, при каких отношениях между его частями (все ответы выслушиваются, делается общий вывод) – слайд 4
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] потому что, так как
[ ]:[пояснение] а именно
[ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал)
IV.Формирование умений и навыков.
1. Конструирование предложений.
- Перестройте предложения из СПП в БСП. – слайд 4
- Как изменяется пунктуационное оформление?
1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
3) Осень и зиму Корчагин не любил, потому что они приносили ему много физических мучений.
4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает.
5) Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.
6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.
2. Упр. 185 - чтение стихотворения Н.Рубцова «После грозы».
- Объясните смысл названия стихотворения.
- В каких значениях употребляется слово «светлый»? Можно ли считать это слово ключевым для второй части? Обратите внимание: ещё и «светящийся».
- Какие ещё ключевые слова можно выделить?
- Сравните словесное описание Н.Рубцова и живописное – Ф.Васильева. В чём сходство этих описаний? – слайд 6.
- Охарактеризуйте предложения. Объясните знаки препинания.
3. Объяснительный диктант (1 ученик у доски, 1 – работа по карточке, 1 – тест за компьютером)
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз. Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ. Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Но теперь, в начале марта, все: и овраг, и лес, и поляна - было укрыто глубоким снегом. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Посмотрит - рублем подарит. Тьма света не любит - злой доброго не терпит. Метелица был уже совсем близко от костра: вдруг конское ржанье раздалось во тьме.
- Найдите среди данных предложений «лишнее». Объясните, почему вы его считаете лишним.
Карточка 3
Объедините простые предложения в бессоюзные сложные. Напишите их и расставьте знаки препинания.
1. Приехали за три версты в Дубечную. Так называлась небольшая, десятин в пятнадцать роща (Купр.). 2. К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча (Ш.). 3. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния (Ш.). 4. Ощупывая ногами дно, Григорий по пояс окунулся в воду. Липкий холод дополз до груди, обручем стянуло сердце (Ш.). 5. Он требовал. Оля не соглашалась (Кат.). 6. Дунуло лютым холодом. Посыпался снег, началась завируха, смешивая небо с землей (Кат.).
4. Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу – слайд 7.
V. Физкультминутка – слайд 8.
VI. Рефлексия.
1. Сочинение-рассуждение
«Зачем нужно двоеточие?»
2. Выставление отметок за урок.