Урок на тему «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения»
Тема: Методическая разработка урока
Автор: Галиахметова Светлана Александровна
Номинация: Методическое обеспечение урока общеобразовательной дисциплины
Пояснительная записка
Методическая разработка урока русского языка для специальностей
ЗМ 1-1, 21.02.04 « Землеустройство», 09.02.07«Информационные системы и программирование», 21.02.13 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цели :
1. Образовательная: анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
2. Развивающая: совершенствовать речевые умения студентов, необходимые для создания устного высказывания научного характера.
3. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника, воспитывать умение работать в паре и в коллективе.
4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационными технологиями.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма: индивидуальная, фронтальная, групповая
Средства обучения: Раздаточный материал, презентация
Планируемые результаты: учащиеся должны знать:
-
- что такое бессоюзное сложное предложение и его отличие от других сложных предложений;
- какие смысловые отношения бывают между частями бессоюзного сложного предложения;
- основные правила постановки знаков предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.
уметь:
-
- обосновать выбор знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
- создавать устные высказывания научного характера;
- производить замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
- строить схемы бессоюзных сложных предложений.
Структура урока:
1.Организационный момент
- Сообщение целей и задач урока
- Проверка домашнего задания
- Проверка ранее изученного материала
- Обобщение и систематизация знаний
- Применение знаний и умений в новой ситуации
- Контроль за усвоением знаний
- Подведение итогов урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Ход занятия
Этапы занятия |
Содержание |
Приме- чание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Орг.момент, сообщение темы урока
2.Актуализа- ция знаний
2.Сообщение цели урока
4.Проверка домашнего задания
5. Проверка изученного материала
6. Обобщение и систематиза- ция знаний
6.Применение знаний и умений в новой ситуации
7. Контроль за усвоением знаний
8. Подведение итога
9. домашнее задание
|
Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем работать с бессоюзными сложными предложениями, учиться устанавливать смысловые связи между частями бессоюзного предложения и расставлять знаки препинания. Запишите тему урока. Но начать урок мне хотелось бы с таких слов: 1.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Ф.М. Достоевский) 2.Хочешь изменить мир – начни с себя. (Конфуций) 3.Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. (Конфуций) Ответьте на вопросы: Какую тему затрагивают предложения? Какой общей мыслью объединены предложения? (Темы нравственности) Как вы понимаете нравственность? (ответы) Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей и само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». ● Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них. 1-ое и 2-е предложение - бессоюзные. 3ое предложение – сложное, сложноподчиненное, состоит из трех простых предложений. ● Чем отличается союзное предложение от бессоюзного? Средства связи в предложении: / \ Союзные предложения бессоюзные предложения Союзы, союзные слова только интонация Интонация Совершенно верно, поэтому в союзных предложениях смысловые отношения чёткие и определенные, а бессоюзных выражены менее четко. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них. ● А зачем нам необходимо знать правильную постановку знаков препинания? (о роли знаков препинания) Еще Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский Дома вы должны были повторить все, что вы знаете о сложном предложении и подобрать примеры предложений. ● Какие предложения называются сложными? ● Назовите виды сложных предложений ● Назовите средства связи между простыми предложениями в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры, пользуясь подобранными предложениями в домашней работе. (ответы учащихся) Определите вид сложного предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте ответ.
I. Дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы. В помощь вам будут предложения. Проанализируйте бессоюзные сложные предложения и постарайтесь ответить на поставленные вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
6. Пашню пашут – руками не машут. (Пословица) 7. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор. (Фадеев)
II. Проверка задания Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Простые предложения в бессоюзном сложном произносятся с интонацией перечисления, можно вставить союз «И», поэтому между ними ставится запятая) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Второе предложение указывает на причину, можно вставить союз «потому что», поэтому ставится двоеточие) То видит он: на талом снеге недвижим юноша лежит. (Второе предложение раскрывает смысл первого, можно вставить союз «И», поэтому ставится двоеточие) Семь раз отмерь – один раз отрежь. (Противопоставление, можно вставить союз «а», поэтому ставится тире) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Условие, можно вставить союз «если», поэтому ставится тире) Не было никакой возможности уйти – он вышел открыто. (Вторая часть – это следствие из первой, поэтому ставится тире) Давайте сделаем вывод. Что такое бессоюзное сложное предложение? Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов. Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п. Рассмотрим постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Поставьте недостающие знаки препинания. У каждого студента по четыре карточки со знаками препинания , ; : - Читаем предложение, все показывают знак препинания, который нужно поставить в предложении. Затем один студент объясняет свой выбор.
Давайте вернемся к началу урока и вспомним замечательные высказывания великих людей. Попробуем тоже создать свое высказывание, основываясь на свой жизненный опыт. Задание обсуждаем 5 минут. У нас 5 подгрупп, каждая получила начало предложения. Вы должны продолжить мысль, составляя бессоюзные сложные предложения. Можно составить не одно высказывание. Например: Будешь думать о хорошем…… (Вариант ответа: Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки) Задание для 1 группы: Желаешь себе добра…. Задание для 2 группы: Поговоришь с добрым человеком…. Задание для 3 группы: Добрый человек оставляет добрую память…. Задание для 4 группы: Добрые дела никогда не следует откладывать…. Задание для 5 группы: Мы добры к чужим…. А сейчас мы проверим свои знания, выполняя диагностический тест. 1. Какое утверждение является неверным? А) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 2. допишите, образуя бессоюзное сложное предложение: А) Любите книгу… (причина); Б) Я давно написал другу письмо… (противопоставление); В) Раздался удар грома… (быстрая смена событий). 3. Продолжите предложение «У берегов наросла стеклянная полоска льда…», чтобы получилось предложение следующих типов: А) простое с однородными членами (без союзов); Б) БСП, между частями которого надо поставить запятую; В) БСП, между частями которого надо поставить точку с запятой. 4. Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»? А) разделяет подлежащее и сказуемое; Б) обозначает пропуск члена предложении; В) отделяет приложение. 5. Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания». А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого; Б) предложение рисует быструю смену событий; В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении. 6. Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий». А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части; Б) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание; В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения. 7. Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены):
Воспользовавшись ключом, выполним взаимопроверку. Второе и третье задание проверяем вместе. Оцените свою работу. Выставление оценок. Итак, мы сегодня очень хорошо поработали. В завершении мы немного поиграем. Вам хорошо знакома игра филологическое лото. Мы уже играли на уроках русского языка и литературы. Каждая подгруппа получит своё задание согласно вытащенному бочонку. Время для выполнения задания 5 минут (задание: приложение № 2) Давайте подведем итог. Назовите основные отличия бессоюзного сложного предложения от других видов сложных предложений? От чего зависит выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении? Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий? Какие? Начинали урок мы с таких слов: «Хочешь изменить мир – начни с себя». На мой взгляд, это изречение стало девизом для многих волонтеров. Это прекрасно, что таких людей с каждым годом становится все больше и больше. Дома мы будем закреплять полученные знания. Напишите мини-сочинение на тему: «Волонтёр - призвание души». Используйте бессоюзные сложные предложения.
|
Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5-9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 7
Слайд № 13
Слайд № 9 -17
Слайд № 18 |
Приложение № 1
Проанализируйте бессоюзные сложные предложения и ответьте на поставленные вопросы.
1. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин «Станционный смотритель»)
- Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни .
(А. С. Пушкин «Борис Годунов»)
3. То видит он: на талом снеге
Недвижим юноша лежит. ( А. С. Пушкин «Евгений Онегин» )
- Семь раз отмерь — один отрежь (Пословица)
5. Любишь кататься — люби и саночки возить (Пословица)
6. Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)
7. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор. (Фадеев)
1. Что такое бессоюзное сложное предложение?
2. В чем его отличие от других сложных предложений?
3. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
4. В каких случаях ставится каждый из этих знаков?
5. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?
Приложение№ 2
1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Все ли здесь предложения бессоюзные сложные. Обоснуйте свой ответ.
- А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык. (И.С.Тургенев)
- Мне всё казалось, молод я пока.(Л.Ошанин)
- Вдруг оглянулся – позади века. (Л.Ошанин)
- Превосходная должность – быть на земле человеком. (М.Горький)
2. Допишите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения, объясните: какие смысловые отношения вы использовали. Поставьте знаки препинания
- Здесь нельзя проехать….
- Биться в одиночку….
- Станция метро находится рядом с домом…..
- Не стыдно не знать…..
3. Продолжите предложения, учитывая указанные смысловые связи предложений, поставьте недостающие знаки препинания.
1.Дни стояли ясные, холодные…
2. Статьи и стихотворения были на одну тему…
3.Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день…
4. Вода блестела, как чёрное стекло….
4. В полном собрании сочинений А.С. Пушкина (1964 года издания) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:
Он знак подаст – и все хлопочут;
Он пьет – все пьют и все кричат;
Он засмеется – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат…
В трехтомнике 1989 г вместо тире стоят двоеточия:
Он знак подаст: и все хлопочут;
Он пьет: все пьют и все кричат;
Он засмеется: все хохочут:
Нахмурит брови: все молчат…
Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить, применяя правила бессоюзных сложных предложений. Какой вариант верен?
- Проанализируйте предложения. Выпишите лишнее. Объясните свой выбор. Знаки препинания не поставлены
- Мы знаем главное предназначение человека оставить свой добрый след на земле.
- Поговоришь с добрым человеком солнечный луч озарит твою душу.
- Мудрость доброты в одном она не к себе, а к людям.
- У каждого времени своя жестокость а доброта одна на все времена.