Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Написание слов с буквосочетаниями "жи-ши"»
Учитель: Мищукова Татьяна Валерьевна
Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Братск
Класс: 2
Учебник: Русский язык. 2 класс / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2018г. (УМК «Школа России»)
Тема урока: Написание слов с буквосочетаниями «жи-ши».
Тип урока: урок освоения новых знаний
Форма урока: Путешествие по зимнему лесу
Цель: Формировать у обучающихся навык правописания слов с буквосочетаниями жи-ши в ударных и безударных слогах.
Задачи:
1. Обеспечить освоение знания учащимися правила правописания слов с буквосочетаниями жи-ши.
2. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, выводить правило, обеспечивать развитие речи учащихся через их аналитическую и мыслительную деятельность.
3. Содействовать формированию чувства взаимопомощи и товарищества.
Планируемые результаты (УУД)
Личностные.
Ценить и принимать такие базовые ценности как добро, взаимопомощь.
Регулятивные.
Определять цель учебной деятельности с помощью направлений учителя, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, оценивать задания по степени сложности выполнения.
Познавательные.
Ориентироваться в учебном материале, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы, владеть полученной информацией, сравнивать и группировать объекты по конкретным основаниям, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные.
Участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении учебных задач, отвечать на вопросы учителя полным ответом.
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, смайлики).
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, группах.
Ход урока
1. Организационный момент
Звучит песня «Улыбка», сл. М.Пляцковский, муз. Шаинский.
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места.
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём.
Но, чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке красиво пройтись.
- Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний
- Послушайте стихотворение Федора Тютчева
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- О чем это стихотворение?
- Почему зимой лес красивый?
- Я предлагаю вам отправиться на прогулку по зимнему лесу. Закройте глазки и представьте, что мы оказались в лесу. Пошел снег…
- Но чем необычен этот снег?
- На какие группы можно разделить наши волшебные снежинки? (по форме)
- Пользуясь формой снежинок, составьте слова.
- Что общего в составленных словах? (правило жи-ши)
- Где вы встречали такое буквосочетание при изучении русского языка? (в 1 классе)
- Какие еще буквосочетания вы знаете?(ча-ща, чу-щу)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
3. Открытие новых знаний
- А попав в лес, кого мы можем там встретить? Кто будет нас сопровождать?
- Почему их называют дикими животными?
- Каких диких животных вы знаете?
- Что вы можете сказать о словах «заяц» и «медведь»? (словарные)
- Отгадайте загадку, о каком звере идет речь.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)
- Посмотрите, какое задание вам дает белка.
Работа по карточкам в группах:
Задание: Составьте пословицы.
1. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
2. Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
3. Делу время, а потехе час.
- Проверьте правильность составления в учебнике на стр. 10 упр.11.
- Объясните смысл пословиц.
- Какие буквосочетания вам встретились в пословицах? Спишите пословицу с буквосочетанием жи-ши, подчеркните в словах орфограмму.
- Отгадайте загадку.
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (заяц)
- Посмотрите, какое задание дает нам заяц.
Работа по карточкам.(в парах)
Задание: Составьте и запишите из слов предложения, исправляя допущенные ошибки в словах, подчеркните изученную орфограмму.
1. Кот, у, Тишка, жыл, Миши
2. Душыстая, лугу, на, трава
3. Веры, лыжы, у, новые
4. Пушыстые, кружылись, снежинки.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте свои работы, пользуясь образцом на доске.
Физминутка
Зайчики
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
- Каким правилом вы пользовались, когда выполняли задание зайчика? Сформулируйте его.
- Сравните свои выводы с правилом в учебнике на стр.11 (находят и читают правило в учебнике).
4. Первичное закрепление
- Отгадайте следующую загадку.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (медведь)
- Посмотрите, какое задание дает нам медведь.
Работа на карточках в группах.
Задание «Какие слова спрятались?»: Запишите составленные слова, подчеркните изученную орфограмму.
5. Самостоятельная работа
- Отгадайте следующую загадку.
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (лиса)
- Посмотрите, какое задание дает вам лиса.
Самостоятельная индивидуальная работа по вариантам на оценку (учебник стр.12 упр.16: 1 вариант – под 1), 2 – вариант – под 2))
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Работа в парах.
Выполнение кроссворда на планшетах через гиперссылку
Кроссворд http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=2F088A9974E5D2E1
Кроссворд «Буквосочетания жи-ши»
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | 1 | | | | X |
X | X | X | X | 2 | | | | X | X |
X | X | X | 3 | | | | X | X | X |
X | X | 4 | | | | X | X | X | X |
X | X | 5 | | | | | | X | X |
X | 6 | | | | | | | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
1. Сами крошки, боятся кошки. 2. Две сестрицы круг за кругом пробегают друг за другом. 3. Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине. 4. Бегут по дорожке доски да ножки. 5. Из горячего колодца через нос водица льётся. 6. Белые горошки на зелёных ножках.
- Какие слова в кроссворде лишние? Почему?
- Определите, с какой темой мы будем работать на следующем уроке?
7. Рефлексия учебной деятельности
- Продолжите предложения:
Мы узнали…
Мы научились…
Мы вспомнили…
- Каких диких животных мы встретили в лесу?
- Что мы можем с вами сделать, чтоб сохранить красоту природы и ее обитателей?
Рефлексия эмоционального состояния.
- А теперь покажите с помощью смайликов ваше настроение, понравилось ли вам работать сегодня на уроке. Учащиеся выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению.
- Спасибо за урок!
Кияйкина Наталья Федоровна