12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чеснокова Наталия Валентиновна100

Тема: «Буквосочетания жи-ши» (тему произнести устно, или закрыть гласные в сочетаниях жи-ши)

Тип урока: ОНЗ

Цель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.

Задачи:

- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;

- развивать коммуникативные умения;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к родному языку.

Оборудование: учебник Русский язык 1 класс А.В. Полякова, карточки с заданиями, презентация Power Point

Ход урока

1. Мотивация

Стихотворение «Эта речь полна величия» (отрывок):

Если ты отстанешь в школе,

То, дитя, поверь,

Никогда уже не сможешь

Ты вернуть потерь.

Слушай потому поэта,

Будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью

Хорошо владеть.

Эта речь полна величья,

Гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,

Сила красоты.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать русский язык. И, как всегда, начнем с повторения.

2. Актуализация

- С какими согласными мы познакомились на прошлом уроке? (с шипящими)

- Назовите их.

- Какие из этих согласных обозначают твердые звуки, а какие мягкие?

- Займемся чистописанием. Пропишите буквы Жж и Шш.

- А теперь возьмите карточку №1, прочитайте предложение.

Карточка № 1

Пуш_стые снеж_нки круж_лись в воздухе.

- Подчеркните шипящие согласные и вставьте пропущенные буквы, а я пройду и посмотрю как вы справляетесь с этой работой.

3. Выявление места и причины затруднения

- Я смотрю, что некоторые дети вставили букву И, а некоторые — Ы. Как вы думаете, почему разные ответы?

- Нам знакома эта орфограмма?

- Когда мы учились читать, мы о ней говорили. Но мы еще недостаточно хорошо выучили правило о написании этих сочетаний. Значит, какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (научиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши).

- А тема урока? (буквосочетания жи-ши)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Выясним, какая гласная буква и почему пишется после букв Ж и Ш.

2. Составим алгоритм рассуждений.

3. Потренируемся в написании слов.

5. Реализация построенного проекта

- Дадим характеристику звука [ж] (он согласный, звонкий, парный, всегда твердый)

- Дадим характеристику звука [ш] (он согласный, глухой, парный, всегда твердый)

- Что общего у звуков [ж] и [ш]? (согласные, парные, всегда твердые)

- Их твердость не нужно обозначать буквой Ы, поэтому после букв Ж и Ш всегда пишется буква И.

- Составим алгоритм:

Буква Ж Буква Ш

↓ ↓

звук [ж] звук [ш]

↓ ↓

твердый твердый

↓ ↓

Пишу И Пишу И

- Значит, какой вывод сделаем? (жи-ши пиши с буквой И)

На доске появляется эталон:

ЖИ ШИ

- Прочитаем правило в учебнике и сравним его с нашим выводом.

- А теперь вернемся к карточке №1. Исправьте ошибке, если они у вас были.

- Что ж, затруднение вы преодолели. Что нужно сделать дальше? (потренироваться)

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Возьмите карточку № 2. Вставьте пропущенные буквы.

Карточка № 2

Груш_, еж_, чиж_, малыш_, камыш_, ш_шки, стриж_, шалаш_, пруж_на, ж_ть, друж_ть, служ_ть, круж_ть, душ_стая, пуш_стые.

- Молодцы! Хорошо потренировались. А теперь выполним самостоятельную работу.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Послушайте загадки, запишите отгадки:

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут … (мыши)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … (машина)

По полям бегут ручьи,

На дорогах … (лужи)

Скоро выйдут муравьи

После зимней … (стужи)

Белые горошки

На зеленой ножке (ландыши)

- Проверим себя (учитель открывает слайд с ответами)

- Поднимите руку, у кого другие ответы. Не огорчайтесь, дома вы выучите правило, и у вас будет возможность правильно писать слова.

- А кто выполним задания верно? Молодцы!

8. Включение в систему знаний

- Для чего мы учим правила? (чтобы использовать их в нашей жизни, писать письма без ошибок...)

- Выполним упражнение 80 на странице 62 (отгадать загадку и составить предложение со словом-отгадкой)

- Проверяем, какие предложения вы составили? (слушаем несколько ответов)

- У остальных детей я проверю позже.

9. Рефлексия деятельности на уроке

- А наш урок заканчивается. Давайте назовем цель, которую ставили в начале урока (научиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши).

- Кому было все понятно? У кого возникли вопросы? Дома вы выучите правила и будете им пользоваться каждый день и обязательно у всех получиться хороший результат.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.