Конспект урока по теме «Развитие культуры ссср середина 1960-х–1980-х гг.»

0
0
Материал опубликован 28 January 2022

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СССР СЕРЕДИНА 1960-х–1980-х гг."

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1)Показать ученикам, что культура и духовная составляющая середины 60-х-начале 80-х гг. характеризуется критическим настроением общества.

2)Раскрыть для учащихся содержание литературы и искусства периода "застоя", показать значение диссидентского движение.

3)Подвести учащихся к пониманию понятия "застойная эпоха".

4)Продолжить формирование умения самостоятельной работы с текстом учебника, различными терминами, проведение анализа источников и подведение вывода.

5)Сформировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к историческим памятникам культуры.

6)Воспитание нравственных качеств, уважение к истории своей страны.

Метод обучения используемый на уроке: репродуктивный и объяснительно-иллюстративный метод.

Формы работы: мини-лекция учителя, работа учащихся с текстом.

Для работы на уроке будет использоваться учебник по истории России XX-начало XXI в. для 11 класса базовый уровень, авторы: А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Мироненко, 2013 года издания.

Основные понятия: "диссидентство", "официальная культура", "деревенщики", "неосталинизм", "московский концептуализм", "соц-арт", "композиторы-авангардисты".

Основные этапы урока:

I. Постановка целей, задач урока, определение темы.

II. Изучение нового материала.

III. Самостоятельная работа учащихся.

IV. Подведение итогов.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Постановка целей, задач урока, определение темы.

Вводное слово учителя:

В 1964 году Л. И. Брежнев смещает с поста Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева, и занимает его пост. В этот же период начинается зарождение кризисных явлений. Советское руководство провозглашает преимущество "социалистического" строя над капиталистическим, активно демонстрируются достижения и успехи, но со временем становится виден разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью. Люди разочаровываются и теряют доверие к властям, начинается серьезный кризис официально идеологии.

Давайте вспомним, что такое хрущевская "оттепель"? Как она отразилась на развитии культуры?

Как называют период правления Л. И. Брежнева?

И как вы уже догадались, тема нашего урока будет....(Культура СССР в период "застоя")

II. Изучение нового материала:

Учитель:

Культура СССр "застойного периода" характеризуется давлением со стороны партийной верхушки, ужесточение цензуры, постоянный идеологический контроль за творческой деятельностью, практикуется политика госзаказов на постановку фильмов, пьес, произведений изобразительного искусства. Все это привело к зарождению неофициальной культуре, представители, которой всеми силами пытались отстоять свое право на самовыражение.

Доклад ученика о диссидентском движении в 1960-е –1980-е гг.

В начале 1960-х гг. зарождается диссидентское движение. Представители данного движения пропагандировали антикоммунистический настрой, называли себя "правозащитниками" или "инакомыслящими". У диссидентов отсутствовало единый политический взгляд, но всех их объединяла борьба за соблюдение прав человека, демократизация общественно-политической жизни, снятие цензуры и предоставление полной свободы творчества, и недопущение неосталинизма.

Наиболее известными представителями диссидентства стали А. И. Солженицын и А. Д. Сахаров, они занимались распространением и изданием информации запрещенной властями - "самиздат" и "тамиздат" т.е. изданная за рубежом, организовывали проведение демонстраций, предоставляли поддержку гражданам подвергшимся репрессиям.

К 1979 году были арестованы и осуждены почти все лидеры диссидентского движения, это означало завершение диссидентства. Многим участникам движениям, отбывшим по 10–15 лет заключения, назначаются новые сроки. Таким образом, поддержка диссидентства со стороны общества стремительно падает и само движение считается ликвидированным.

Работа с документом (С. 285 учебника).

Какие группировки Ю. В. Андропов называет "политически вредными"?

Какой именно вред они причиняют?

Что подразумевает "профилактика"?

III. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся делятся на 4 группы.

1и 3 группа выбирают направление официальной культуры.

2 и 4 группа выбирают неофициальную культуру.

Работая с учебником находят важную и необходимую по их теме информацию, далее группы презентуют свои работы взаимодополняя и проверяя друг друга.

IV. Подведение итогов.

Учитель:

В "послеоттепельный" период быстрыми темпами начинает развиваться критический настрой среди интеллигенции, которая предпринимает попытки борьбы с государственной политикой, направленной против цезуры, ограничение творческой свободы, развертывается борьба за права человека, но все это приводит к массовым арестам и высылкой за границу.

В целом, в данный период интенсивно протекает духовная жизнь, в творческой среде вырабатываются значимые идеи и ценности, создаются произведения культуры, которые становятся нашим достоянием.

V. Контроль усвоения темы.

VI.Домашнее задание.

VII. Выставление оценок.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.