Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Достижения 1950–1970-х годов»
ФИО учителя: Иванова Светлана Анатольевна |
Класс: 4 |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (ИСТОРИЯ)
Тема: «Достижения 1950-1970-х годов».
Цели деятельности учителя: формирование представлений о достижениях 1950-1970-х годов.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о достижениях 1950-1970-х годов;
- знать благодаря чему происходят достижения;
- уметь рассказывать о достижениях 1950-1970-х годов в разных сферах;
- уметь трактовать понятие «достижения».
Личностные:
- понимать важность бережного отношения к историческим документам, письмам, фотографиям;
- понимать важность достижений собственной странны;
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 4 кл, 2 часть (УМК «Перспектива»), раздаточные материалы, презентация.
Этапы урока Методы и приемы |
Хроно-метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение |
1 мин |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. |
- Приветствуют учителя. |
Л: самоопределение. |
||||||||
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный – беседа; Видео-метод – прослушивание песни. |
2 мин |
-Каких результатов в восстановлении народного хозяйства достигла наша страна в первые пять лет после Великой Отечественной войны? -Что способствовало достижению этих результатов? - Правильно. Молодцы, ребята. -Перед вами на доске буквы, составьте из них слово. (на доске слово ДОСТИЖЕНИЯ) -А что такое достижение? -Приведите примеры достижений. -Как выдумаете, о чем мы будем говорить на уроке? -О каких достижениях мы будем говорить? |
-В декабре 1949 года в стране запущен первый в Европе атомный реактор. Чуть позже вновь заработала первая турбина Днепровской гидроэлектростанции. Полностью были отстроены такие города как Сталинград (сейчас Волгоград), Киев, Минск, Новгород и т.д. Восстанавливались различные учреждение культуры и науки. В 1947 году была отменена продовольственная карточная система, которая была введена в военные годы. -Результат трудов -О достижениях СССР -о достижениях в разных сферах |
П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме. |
||||||||
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. |
1 мин |
-Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего занятия? -Какие цели мы поставим? |
-Достижения 1950-1970-х годов -узнать о достижениях 1950-1970-х годов -узнать об известных людях, принёсших вклад в развитие страны. |
П: анализ; Р: целеполагание – постановка учебной задачи. |
||||||||
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа, объяснение; Наглядный – демонстрация слайдов; Работа с книгой – чтение. |
3 мин 4 мин 11 мин |
- Ребята, откройте с. 96 в учебнике. - На столах у вас лежат карточки с заданием посмотрите на них внимательно. Что там написано? Отметьте, в каких сферах было достигнуто развитие? Выпишите дату.
-Задание выполняем в парах, в этом задании вам поможет текст из учебника. Начали. -Закончили, какие достижения вы записали? Прокомментируйте. -Верно. Скажите, какие люди встретились вам по прочтению текста из учебника? -Что вы можете о них сказать? -У некоторых у вас лежат листочки с отметкой «Звёздочка», возьмите их и посмотрите, что там написано? -Верно. Сейчас внимательно прочитайте и выйдите к доске, чтобы рассказать другим. - Для подготовки у вас 1 минута. -Закончили. Теперь выходите к доске и расскажите то, что узнали о И.В.Курчатове, С.П.Королёве, А.Н.Колмогорове. Карточка 1. Курчатов Игорь Васильевич был отцом советской ядерной энергетики. Он играл ключевую роль в создании и развитии мирного атома и в конце 1940-х годов руководил разработкой первой в СССР атомной бомбы. Ученые С.П.Королев, П.Л.Капица, А.Д.Сахаров, А.Н.Коломогоров, И.В.Курчатов совершили открытие, которые способствовали развитию радиоэлектроники, атомной и химической промышленности, приборостроения и т.д. В 1954 году электроэнергию стала давать первая в СССР Карточка 2. Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор, главный организатор производства азракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики. С 1946 г. и до конца жизни Королёв — Главный Конструктор баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток» и ее модификаций, летательных аппаратов-кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций, специализированных спутников Земли. Под руководством Королёва в 1957 г. запущен первый в мире искусственный спутник Земли, в 1961 г. первый пилотируемый космический корабль «Восток», подготовлен проект лунной транспортной системы Н-1. Карточка 3. Андрей Николаевич Колмогоров За долгую научную жизнь Колмогоровым были написаны фундаментальные работы по тригонометрическим рядам, теории меры, теории множеств, теории интеграла, теории приближения функций. В последние годы жизни он возглавлял кафедру математической логики МГУ. Академик также принимал участие в разработке программ и учебников по математике для средней и высшей школы, организации математических олимпиад и т. д. -Молодцы. Откройте рабочую тетрадь на стр.52, посмотрите на первое задание. Что там написано? Прочитайте про себя -Прочитайте в слух -Расскажите своими словами, что нужно сделать? -Верно, выполните задание. -Проверяем, что вы подписали под фотографиями? У кого по-другому? - Как вы думаете, какое достижение мы совершили связанное с космосом? -Верно, найдите этот отрывок в учебнике и прочитайте. -Что вы можете сказать? -На карточках у вас так же есть фамилии Ю.А.Гагарин,В.В.Терешкова и А.А.Леонов. Расскажите о них. Карточка 4. Гагарин Юрий Алексеевич (1934–1968) — советский летчик-космонавт, первый человек, совершивший орбитальный космический полет. 12 апреля 1961 Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток», созданном в опытно-конструкторском бюро С.П.Королева, стартовал с космодрома Байконур и совершил первый космический полет, облетев земной шар за 108 минут и благополучно вернувшись на Землю. Карточка 5. Первая женщина, которая покорила космическое пространство, Валентина Владимировна Терешкова. В.В. Терешкова, во многом, была впереди всех, в частности, первой, среди женщин, получила военное звание, генерал-майора. Она много училась и учила других. Занималась и занимается, до сих, работой, на благо всех людей мира. Терешкова, известный человек, почетный гражданин, многих городов России и мира. Ее именем названы улицы и школы, кратер на Луне и малые планеты во Вселенной. Карточка 6. Великий летчик-космонавт – Леонов Алексей Архипович за всю свою профессиональную деятельность был ни один раз награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Помимо этого, ему было неоднократно присвоено звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Болгарии и Республики Вьетнам, а также он стал обладателем многих других медалей и орденов из других стран. -Посмотрите на номер 3. Прочитайте про себя. Что нам нужно сделать? -Верно. Начинайте. -Посмотрите на экран. Сверьте. Почему именно здесь? -Молодцы. В какой ещё сфере были достижения? -Верно. Что вы знаете о стадионе «Лужники»? -Расскажите о таких людях, как Владислав Третьяк, Ирина Роднина и Александр Зайцев, а также Галина Уланова. Карточка 7. Владислав Третьяк является заслуженным мастером спорта СССР, первым европейским хоккеистом, представленным в Зале хоккейной славы Национальной хоккейной лиги в Торонто, лучшим хоккеистом XX века по версии Международной федерации хоккея. В 1997 году он был среди первых, кто введен в Зал славы ППХФ. Международная федерация хоккея с шайбой включила Третьяка в символическую сборную столетия. В коллекции Владислава Александровича Третьяка также имеются ордена Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, медаль «За трудовую доблесть» и другие награды. Карточка 8. Ирина Роднина и Александр Зайцев Роднина перестала выступать в паре с Улановым, так как он предпочел кататься со своей супругой. Был даже момент, когда Ирина подумывала уйти из большого спорта. Но тренер Станислав Жук отговорил девушку, найдя ей нового партнера в лице молодого Александра Зайцева. Вместе с ним Роднина очень быстро освоила все сложные элементы и уже через год пара выиграла на чемпионате Европы, обойдя, между прочим, пару Уланов-Смирнова. Карточка 9. В 1951 г. Галине СергеевнеУлановой присвоили звание народной артистки СССР. Её талант был признан во всём мире. Когда в 1956 г. Большой театр впервые выехал на гастроли в Лондон, Уланова снискала триумфальный успех в партиях Жизели (в одноимённом балете А. Адана) и Джульетты. Она единственная балерина, которой при жизни установили памятники (в Ленинграде и Стокгольме). Последним балетом, в котором танцевала Уланова, стала «Шопениана» на музыку Ф. Шопена. Уйдя со сцены, продолжала работать в Большом театре уже как педагог-репетитор. -Верно. Что вы можете добавить? Физминутка |
- Один ученик читает, остальные слушают. Слушают, задают уточняющие вопросы, выполняют задание с использованием учебника Отвечают на вопросы. Выполняют задание Подготавливаются с рассказом Читают задание, выпоняют Проводят проверку Читают, находят в тексте Слушают выполняют задание |
П: смысловое чтение; П: определение основной и второстепенной информации; П: подведение под понятие. П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме. П: анализ. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: выведение следствий. П: выдвижение гипотез. Р: саморегуляция. |
||||||||
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. |
2 мин |
-Каковы были достижения СССР в науке и космонавтике? -Где проходила первая Спартакиада народов СССР? -Какие виды искусства прославили страну? |
Отвечают на вопросы |
П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме. П: структурирование знаний. |
||||||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный – объяснение; Наглядный – письма фронтовиков. |
8 мин |
-Сейчас вам предстоит выполнить задание самостоятельно. -Посмотрите на карточки, что у вас на столах. -Там написаны ложные и правдивые утверждения, вам необходимо вычеркнуть те, которые являются ложными.
-Кто повторит, что нужно сделать? -Верно, начинайте. -Закончили. Поменяйтесь листочками и возьмите ручку или карандаш другого цвета. Сверьте с доской и поставьте оценку. |
- Слушают задание и выполняют его. |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. К: управление поведением партнера – контроль, коррекция. П: смысловое чтение. |
||||||||
VII. Включение в систему знаний Словесный – беседа, Работа с книгой – чтение. |
4 мин |
Ребята,что вы можете сказать о достижениях? - Давайте прочтем вывод на стр. 99. Советские люди в послевоенный период создали многое из того, что вы сейчас видите вокруг себя заводы, фабрики, электростанции жилые дома, школы, больницы, театры, музеи, библиотеки, стадионы. -Что вы можете сказать об этом выводе? -Верно.Молодцы. |
- Отвечают на вопрос. - Читают вывод. |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – разъяснение; Наглядный – карточки с рефлексией.
|
4 мин |
- Запишите домашнее задание: Рабочая тетрадь стр.53 № 5. Проект - Оцените себя. У вас на столах лежат листочки со звездочками. Отлично поработал - закрась 5 звёзд. Хорошо поработал - закрась 4 звезды. Мог бы лучше поработать - закрась 3 звезды. Не постарался - не закрашивай. -Спасибо вам за урок, до свидания! |
- Записывают домашнее задание. - Оценивают свою работу на уроке. - Прощаются с учителем. |
Р: оценка – оценка результатов работы. |
Шарандина Валентина Владимировна
Довгаль Лариса Васильевна