Конспект урока по математике на тему «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» (4 класс)
Класс: 4 класс.
Предмет: Математика.
Тема урока: Повторение темы «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».
Цель урока: Отработать с учащимися тему, повторить и закрепить на практике, выполняя различные задания (решение примеров и задач), ранее изученный материал.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепление темы, повторение теории на основе выполнения практических заданий;
закрепление вычислительных навыков (устных и письменных).
Развивающие:
развитие математической речи;
развитие умений самопроверки, взаимопроверки;
развитие умений самоанализа.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности мышления;
воспитание интереса к математике.
Ожидаемые результаты: на уроке учащиеся должны закрепить имеющиеся знания на основе выполнения практических устных и письменных заданий.
Оборудование: учебник по математике 4 класс, 2 часть М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова; рабочие тетради учащихся.
Ход урока:
Организационный момент.
– Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами будет очень интересный урок математики. Все готовы?
Основной этап.
– Кто мне скажет, какую тему вы изучали последние несколько уроков? (деление на числа, оканчивающиеся нулями)
Устный счет.
–Прежде, чем перейти к более серьезной работе, давайте разомнемся и немного посчитаем устно. Откройте свои учебники на 35 странице и посмотрите на №2. Перед вами очень легкое задание – нужно решить примеры. Давайте сразу договоримся, что, решив пример, вы будете поднимать руку, а не выкрикивать ответ с места.
– Итак, посмотрите на первый пример. 50:50100=… Как решить этот пример? (сначала 50 разделить на 50 – получится 1; умножить 1 на 100 – получится 100) (Аналогичная работа с оставшимися примерами.)
50:50100=100
2410:8=30
152100=3000
48:310=160
254100=10000
100:2:10=5
180:2+2104=930
150:3+2504=1050
– Отлично, с первым заданием мы справились очень быстро и легко. Давайте немного усложним задачу. Посмотрите на №4 на этой же странице. Перед нами четыре столбика с примерами. Нужно выполнить деление с остатком. Кто мне скажет, как разделить число на 10, 100, 1000 с остатком? (нужно выделить в делимом самое большое число, которое разделится на 10,100,1000, а далее найти остаток)
– Посмотрите на первый пример. 327:10=… Как решить этот пример? (выделяем в делимом (327) самое большое число, которое можно разделить на 10 – это 320; делим 320 на 10 – получается 32; в остатке остается 7) (Аналогичная работа с оставшимися примерами.)
327:10=32 (7)
358:10=35 (8)
615:100=6 (15)
1684:100=16 (84)
1605:10=160 (5)
1730:100=17 (3)
15928:100=159 (28)
15862:10=1586 (2)
135628:10=13562 (8)
36704:10=3670 (4)
52080:100=520 (8)
– Хорошо, молодцы, сейчас мы с вами выполним еще одно задание устно и перейдем к письменной работе. Итак, посмотрите на №5. Перед нами четыре примера, которые нужно решить удобным способом.
– Посмотрите на первый пример. 45(27)=… Как решить этот пример? (сначала мы 45 умножаем на 2 – получается 90, а потом 90 умножаем на 7 и получаем ответ – 630. 45 (27)=452=907=630) (Аналогичная работа с оставшимися примерами: 720:(92)=720:9=80:2=40; 67 (425)=425=10067=6700; 1728125=1258=10002=200017=3400.)
45(27)=630
720:(92)=40
67(425)=6700
1728125=3400
– Вы отлично справились с устным счетом, молодцы, а теперь переходим к письменной работе.
Письменная самостоятельная работа.
– Посмотрите на №6. Он не большой и не сложный. Его вы выполните самостоятельно письменно в своих тетрадях. Итак, 1 вариант делает верхнюю строчку всех столбиков, а 2 вариант – нижнюю строчку. (Распределить варианты.) На каждый вариант приходится по четыре примера на умножение. А потом мы вместе проверим каждый вариант. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Приступайте.
1 вариант:
21390=19170
187260=112320
529800=423200
905200=181000
2 вариант:
48740=19480
609770=426790
674500=337000
708600=424800
– Закончили работу, отложили ручки. А теперь, поменяйтесь тетрадям с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета или цветной/простой карандаш. (Если кто-то сидит один, то он сам берет ручку другого цвета или цветной/простой карандаш.) Если пример решен правильно – рядом с ответом вы ставите маленький плюсик, если же пример решен неверно – минус, этот пример мы решим вместе. Начнем проверку с 1 варианта. (После завершения проверки 1 варианта, переходим к проверке 2 варианта.)
– Итак, с первым заданием вы справились хорошо. А теперь, посмотрите на №8. Его вы так же самостоятельно выполните в своих тетрадях письменно по вариантам. 1 вариант, как и в предыдущем номере, делает верхнюю строчку всех столбиков, а 2 вариант – нижнюю строчку. На каждый вариант приходится по четыре примера на деление. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Приступайте.
1 вариант:
6510:3=2170
46800:600=78
38960:80=487
34500:300=115
2 вариант:
2280:60=38
395000:500=790
81720:90=908
52200:600=87
– Аналогичная работа по проверке правильности выполнения данного задания. (Закончили работу, отложили ручки. А теперь, поменяйтесь тетрадям с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета или цветной/простой карандаш. (Если кто-то сидит один, то он сам берет ручку другого цвета или цветной/простой карандаш.) Если пример решен правильно – рядом с ответом вы ставите маленький плюсик, если же пример решен неверно – минус, этот пример мы решим вместе. Начнем проверку с 1 варианта. (После завершения проверки 1 варианта, переходим к проверке 2 варианта.))
Письменная работа с задачами.
– Переверните страницу. Сейчас мы с вами будем решать задачи. Посмотрите на №17. Кто прочитает задачу вслух? (один ученик читает задачу вслух) Итак, что нам известно? (Сколько роз вырастили в этом году (9500) и что это в 4 раза больше, чем в прошлом году.) А что нам нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи? (На сколько роз больше вырастили в теплице в этом году.) Кто решит эту задачу на доске? (вызвать одно ученика к доске, остальные решают задачу в тетради) (Решение задачи сопровождается комментариями.)
1) 9 500:4=2 375 (ц.) – роз вырастили в теплице к 8 Марта в прошлом году.
2) 9 500-2 375=7 125 (ц.) – разница с прошлым годом.
Ответ: в этом году к 8 Марта в теплице вырастили на 7 125 роз больше, чем в прошлом году.
– С первой задачей мы справились. А теперь посмотрите на №19. Кто прочитает задачу вслух? (один ученик читает задачу вслух) Посмотрите на доску. (Рисую чертеж: всего экспонатов – 312; 2/3 – подарили ветераны; 1/3 – собрали ученики.)
– Посмотрите на чертеж. Как мы будем решать эту задачу? (сначала узнаем, сколько экспонатов подарили ветераны, а потом – сколько собрали ученики) Кто решит эту задачу на доске? (вызвать одно ученика к доске, остальные решают задачу в тетради) (Решение задачи сопровождается комментариями.)
1) 312:32=208 (эксп.) – подарили музею ветераны.
2) 312-208=104 (эксп.) – собрали ученики.
Ответ: 104 экспоната собрали ученики.
– Посмотрите на №20. Кто прочитает задачу вслух? (один ученик читает задачу вслух) Это задание вы выполните самостоятельно письменно в своих тетрадях, а потом мы его проверим. (Пока учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетрадях – начертить на доске квадрат для проверки правильности выполнения данного задания.)
– Итак, как вы решили эту задачу, кто может объяснить и написать решение на доске? (Вызвать одного ученика к доске, чтобы он с объяснением написал решение.)
3см 6мм=36 мм
1) 36:4=9(мм) – сторона квадрата.
2)S =99=81(мм2)
Ответ: площадь квадрата – 81мм2.
Устная работа с задачей.
– Посмотрите на 37 страницу на №28. Кто прочитает задачу вслух? (один ученик читает задачу вслух) Итак, сколько шагов сделала девочка, пройдя 2м? (6 шагов) Что нам нужно узнать? (Сколько таких же шагов она сделала, пройдя 10м и 100м.) Посмотрите на доску:
2м – 6 шагов
10м – ? шагов
100м – ? шагов
– Итак, как мы будем решать эту задачу? Что нам нужно узнать для начала? (сколько шагов сделала девочка, пройдя 1 м)
1) 6:2=3 (шага) – за 1 метр.
2) 103=30 (шагов) – за 10 метров.
1003=300 (шагов) – за 100 метров
Домашнее задание.
– Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет сделать №15 (стр. 36) и №27 (стр. 37).
Рефлексия и итог урока.
– Вам понравился наш урок? Чем? Что было интересно для вас? В какие моменты урока вы испытывали затруднения? А что у вас получилось хорошо?