Технологическая карта урока математики «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями» (4 класс)
Технологическая карта урока математики.
Данные об учителе: Баклушина Светлана Викторовна, МБОУ «СОШ № 60»
Предмет: математика Класс: 4 - б Учебник (УМК): учебник М.И.Моро «Математика», 4 класс, УМК «Школа России».
Тема урока: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями (в записи частного нули). Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, сигнальные карточки, раздаточный материал для групп.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.
В классе 26 учащихся. Один ученик на домашнем обучении. Учащиеся достаточно активны, подвижны. Знают правила поведения на уроке. Дети активно работают на уроках, умеют работать в парах, группах. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы-средний. Дети на уроках чаще выбирают задания базового уровня.
Данный урок является четвертым в разделе «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». На предыдущих уроках дети учились письменному приему деления на числа, оканчивающиеся нулями без остатка и с остатком. Учились кратко записывать решение примеров письменного деления на однозначное число. Но кратко записывать решение примеров письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями еще не умеют.
Учащиеся владеют:
Предметные УУД: выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями (без остатка и с остатком), использовать правило деления числа на произведение; заменять делитель удобными множителями; решать задачи на встречное движение.
Регулятивные УУД:
формулировать тему урока при помощи учителя;
обнаруживать совместно с учителем проблему и формулировать учебную цель урока;
осуществлять самооценку, оценивать одноклассников.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
пользоваться интерактивной доской.
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения;
задавать вопросы, отвечать на вопросы;
сотрудничать в группе, распределять обязанности.
Личностные УУД:
осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями, когда в записи частного есть нули; Выполнять запись письменного деления кратко. | Повышенный уровень достижений – 11 человек Базовый уровень достижений – 13 человек Низкий уровень достижений – 1 человека | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Ориентироваться в своей системе знаний; Открывать и структурировать знания с помощью учителя; Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Повышенный уровень достижений – 6 человека Базовый уровень достижений – 15 человек Низкий уровень достижений – 3 человека |
Регулятивные УУД | Планировать действия в соответствии с поставленной задачей Оценивать свою работу цветными индикаторами по заранее известным критериям. | Повышенный уровень достижений – 4 человека Базовый уровень достижений – 18 человек Низкий уровень достижений – 2 человека | |
Коммуникативные УУД | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Взаимодействовать с учителем, вступая в обсуждение возникшей проблемы; Выстраивать диалог в группе при помощи распределения обязанностей. | Повышенный уровень достижений – 8 человек Базовый уровень достижений – 14 человек Низкий уровень достижений – 2 человека | |
Личностные | Проявлять учебную и коммуникативную активность, осознавая неполноту своих знаний. | Повышенный уровень достижений – 6 человек Базовый уровень достижений – 14 человек Низкий уровень достижений - 4 человека |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые УУД и предметные действия |
1. Мотивационно-целевой этап 11 мин.
| Организационный момент. 1.Переключить с игровой деятельности на учебную; 2.Проверить готовность учащихся к уроку. | Беседа | Фронтальная. | 1.Организует учащихся и проверяет готовность к уроку. | 1.Поприветствовать учителя. Проверить готовность к уроку. | 1.Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя. |
Актуализация знаний. Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся. | 1.Устный счет. 2.Беседа по уточнению знаний. | Фронтальная. | 1.Проводит устный счёт. 2.Организует диалог с детьми. | 1.Выполнить задания устного счета и оценить свой результат. Оценить свою работу цветными индикаторами. 2.Назвать прием деления, на который опирались при выполнении задания. Назвать случаи письменного деления среди предложенных записей. | 1.Выполняют решение примеров устно, пользуясь математическими карточками. Оценивают себя. 2.Отвечают на вопросы учителя. | Предметные УУД: использовать прием деления на числа, оканчивающиеся нулями в устном счете; Регулятивные УУД: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других. Личностные УУД: самооценка на основе критериев учебной успешности. Познавательные УУД: структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи | |
Организовать формулирование проблемы и постановку цели урока учащимися. | Создание проблемной ситуации. | Индивидуальная. Фронтальная. | 1.Предлагает выполнить письменное деление на листочке. 2.Проверяет результат. 3.Организует диалог, побуждающий к формулированию учебной проблемы. | 1.Выполнить письменное деление. Два ученика работают у доски. 2.Проверить и оценить свой результат. 3.Сравнить два решения учащихся, работавших у доски. | 1.Решают пример. 2.Проверяют и оценивают результат. 3.Высказывают свои предположения (мнения могут разойтись). Формулируют проблему и цель урока. | Предметные УУД: выполнять письменное деление. Познавательные УУД: на основе анализа примеров делать выводы. Регулятивные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; определять проблему и сформулировать цель урока с помощью учителя. Личностные УУД: сотрудничать с одноклассниками и учителем. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. | |
2.Ориентировочный этап. 5 мин | Организовать работу по поиску путей решения проблемы. | Работа со схемой. | Коллективная | 1.Организует работу по поиску путей решения проблемы. | 1.Вспомнить алгоритм письменного деления. | 1.Озвучивают алгоритм письменного деления. | Предметные УУД: называть алгоритм письменного деления. Познавательные УУД: извлекать информацию из схемы. Коммуникативные УУД: обсуждать коллективно алгоритм деления. |
3.Поисково-исследовательский этап. 10 мин | Организовать осмысленное восприятие новой информации. | | В группе. | Подводит детей к формулированию вывода по новой теме: 1.Организует работу в группах по поиску решения проблемы. 2.Организует сравнение рассуждений, сделанных учащимися. 3.Контролирует осознанность восприятия. | 1.Решить пример, записывая вычисления подробно и кратко. 2.Объяснить ход краткого решения (рассуждения) и сделать обобщающий вывод. 3.Сформулировать и сравнить свой вывод с эталоном (на доске). | 1.Пытаются выполнить задание, работая в группах. 2.Высказывают свои предположения. 3.Сравнивают свои выводы с эталоном. | Познавательные УУД: находить и анализировать рациональные пути решения проблемы. Коммун: проявлять активность в решении познавательных задач; заслушивать выступления других; при необходимости исправлять и дополнять, уточнять озвученный ответ; строить высказывания, понятные для других. Регулятивные УУД: следовать установленным правилам работы в группе, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. |
Физминутка. 2 мин | Снятие физического и интеллектуального напряжения. | Игра. Спортивные упражнения. | Фронтальная. | Организует физические упражнения. | Выполнить физические упражнения. | Выполняют упражнения. | Регулятивные УУД: осуществлять волевую саморегуляцию. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. |
4.Практический этап. 10 мин | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Упражнение. | Индивидуальная. | 1.Организует работу учащихся по учебнику с.32 №120 (первый столбик). 2.Организует самостоятельную работу в тетради: с.32 №120 (второй столбик). Организует самопроверку и самооценку. 3.Организует работу по учебнику. | 1.Решить примеры, записывая вычисления в тетрадь подробно или кратко. Трое ребят у доски. Выполнить самопроверку. Оценить учащихся. 2.Выполнить индивидуальное задание. 3.Выполнить деление с остатком в учебнике с.32 №121. | 1.Выполняют упражнение с комментированием. Несколько учеников работают у доски и выполняют устную самооценку. 2.Выполняют самостоятельно задания в тетради. Проверяют себя по эталону и оценивают себя. 3.Выбирают уровень задания и выполняют его. | Предметные УУД: записывать примеры письменного деления кратко. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: оценивать результаты своей работы, вносить коррективы после его завершения; оценивать уровень своих достижений для дальнейших учебных действий. Личностные УУД: осуществлять рефлексию. |
5.Рефлексивно-оценочный этап. 2 мин | 1.Осмысление процесса и результата деятельности. | Создание атмосферы эмоционального комфорта. | Фронтальная. | 1.Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы. 2.Организует самооценку учащихся. 3.Обсуждает домашнее задание и предлагает его записать. | 1.Ответить на рефлексивные вопросы. 2.Оценить себя. 3.Записать домашнее задание: 1) решить пример: 438500:700. 2) по выбору с.32 № 123. | 1.Делают выводы о результатах совместной работы на уроке. 2.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. 3.Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний и необходимости их применения. |