Конспект урока по предмету «Моя Карелия» на тему «Пудож — маленький город с большой историей»
Конспект урока по предмету Моя Карелия
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения: мультимедиа.
Класс: 5
Тема урока: Пудож: маленький город с богатой историей
Цель урока: создание условий, способствующих расширению представлений о городах родного края.
совершенствовать навык работы с картой, учить находить в тексте необходимую информацию, анализировать полученную информацию; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление; развивать творческие способности обучающихся.
Ход урока
1. Мы продолжаем с вами путешествие по Карелии. И сегодня мы отправимся в город Пудож.
2. -Что вы знаете о Пудоже? (затруднение)
???*** на доске белый лист – «знания» по теме (как «чистый лист»)
-Посмотрите на герб Пудожа. Что можете рассказать?
(верхняя часть герба говорит о том, что этот город входил в состав Олонецкой губернии, нижняя часть герба - предположения???в конце урока догадаются, что это лён, выращиванием и обработкой которого занималось почти всё население города)
Учитель дополняет: первые упоминания о селении Пудога относятся к концу XIV века, с 1785 года по указу Екатерины II стал уездным городом, в 1801 году вошёл в состав Олонецкой губернии.
на доске белый лист – «знания» по теме (можно написать или наклеить таблички: 1785, Олонецкая губерния)
3. - Карта поможет получить информацию о городе. Определите, в какой части Карелии расположен город? (Пудож расположен на юго-востоке Карелии. С запада Пудожский район омывается водами Онежского озера, на востоке граничит с Архангельской областью и др.)
Учитель дополняет: Город расположен на правом, возвышенном берегу реки Водла, примерно в 25 км от впадения её в Онежское озеро.* Расстояние до столицы республики Петрозаводска — 352 км.
на доске белый лист – «знания» по теме (можно написать или наклеить таблички: 1785, Олонецкая губерния, река Водла, Онежское озеро)
- На контурной карте отметим г.Пудож (можно нарисовать реку, впадающую в Онежское озеро)
4. Учитель:
- Пудож, маленький северный городок с деревянными домами, палисадниками и дощатыми мостками тротуаров вдоль тихих улиц, входит в число двухсот старинных городов России и с 1991 года имеет статус исторического.
- Как вы думаете, почему городу присвоен статус исторического города? (предположения: старинный, древний….)
- Обратимся к определению. Что значит «исторический город»? (сформулировать вопрос корректно)
5. Работа в парах с определением:
Исторические города и поселения — населённые пункты, имеющие архитектурные памятники, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. Все памятники в историческом поселении подлежат государственной охране.
Проверка понимания:
- Что значит «исторический город»?
(возможный ответ: населённый пункт, в котором есть архитектурные памятники истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую, культурную, научную и историческую ценность, которые подлежат государственной охране)
Историческая ценность
Архитектурные памятники
Археологические памятники
УЧЕБНАЯ задача.- Какую задачу поставим на урок? (Узнать почему городу присвоен статус? Какие архитектурные и археологические памятники есть на территории Пудожского края (района) и как они охраняются?)
6. Учитель:
- Всего на территории района насчитывается 154 различных архитектурных памятника старины: церкви, часовни, жилые дома постройки 19 века. В самом центре города, сохранился квартал исторической застройки (слайд: фото). До начала ХХ в. Пудож являлся «деревянным» городом, единственным каменным жилым домом был особняк купца Базегского, построенный в 80-х годах XIX века, который с 2000 года был признан памятником культурного наследия регионального значения Республики Карелия.
- Какую историческую информацию может рассказать этот особняк? (кто был хозяином, чем занимался, особенности архитектурной постройки….)
7. Учитель:
- Как вы думаете, какие участки земной поверхности на территории Пудожского района могут представлять археологическую ценность?
(на которых, что-то найдено археологами, где велись археологические раскопки, исследования)
-Есть ли такие в Пудоже? Какие археологические памятники (памятники древности) могут быть здесь и почему именно здесь?
***Если не вспомнят, обращаемся к карте (карта была использована на втором уроке «Древние жители Карелии», когда говорили, что ледник освободил сначала ю-в часть Карелии, Онежское озеро; образовал «бараньи лбы», на которых остались рисунки древних людей - петроглифы)
- Что хотели бы узнать о наскальных рисунках?
(где находятся, что изображено, в чём их историческая ценность, почему и как охраняются…???)
8.Учитель: – Как успеть ответить на все эти вопросы? (подвести к тому, чтобы дети выбрали работу в группах)
Каждой группе даётся задание. Ответ на задание оформляется на листах (пазл?), т.е. частях, которые ученики должны собрать вместе как головоломку.
Работа в группах.
Задания для групп.
1 группа: Рассказ о петроглифах (прочитать текст, подготовить сообщение, вставить недостающие слова в текст сообщения), интересные факты (~возраст 5-6 тыс.лет, старше пирамид, ценность: «каменная летопись», нет им аналогов в мире, гранитные скалы самые древние и прочные, ЮНЕСКО - охрана)
2 группа: составить рисунок согласно описанию
3 группа: архитектурные памятники (Дом купца Базегского и торговые ряды: особенности здания, назначение, что в наст.вр) – выступление «экскурсия»
4 группа: известные люди края (купец А.П.Базегский и его деятельность: фото, льноводство, благотворительность, меценат, подтверждение статья газеты «Олонецкие губернские ведомости» 1875?? г.) – о деятельности статьи из газет
5 группа: прочитать текст «Выращивание и обработка льна», составить цепочку или загадку из слов (сложить из слов загадку, в которой глаголы необходимо поставить в нужной последовательности при обработке льна: «Топили, сушили, Колотили, рвали (трепали?), Крутили, ткали, На стол клали».)
Проверка групповой работы. Выступления представителей групп. На доске пазл.
Вывод: Пудожский край имеет богатую историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Он издревле был населен и обжит первобытными людьми, об этом свидетельствуют знаменитые наскальные рисунки. Исторический центр города сохранил планировку конца XIX - начала XX века. Традиции выращивания и обработки льна – огромный комплекс знаний, навыков и умений, составивший значительный пласт традиционной народной аграрной культуры. Купцы не только зарабатывали деньги, но и заботились о крае: содержали приюты для детей и стариков, кормили неимущих, строили библиотеки, школы и музеи, возводили церкви и покровительствовали монастырям.
Проверка знаний.
- Рассмотрите облако слов. Изучите ключевые слова облака (темы) и найдите те, которые, по вашему мнению, НЕ относятся к теме урока. (стеклодувы, сказители, пудожский налим).
-Как вы думаете, кто такие стеклодувы? Было ли развито стеклодувное ремесло в Пудожском крае? (информация в учебнике)
*** (индив.сообщение или дать д/з прочитать об этом промысле)
-Как вы думаете, кто такие сказители? Пудож славится своими сказками, которые были записаны учёными в начале 20 века – литературное богатство края.
- «Пудожские налимы», так называют пудожан. Как вы думаете, почему их наградили этим ничуть не обидным прозвищем? (информация в учебнике)
Итог урока.
- Мы узнали, что город Пудож – исторический город, у него многовековая богатая история. Этот небольшой городок прославил наш край далеко за его пределы.
- Согласны ли вы, что г.Пудож по праву имеет статус исторического?
- Согласны ли вы с мнением «История Пудожа интересна только жителям Пудожа»?
Как понимаете высказывание: «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств»
- Согласны ли вы, что Пудоже памятники истории и культуры охраняются (и сохраняются) в полной мере?
История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.
Материал для работы в парах/группах (распечатать)
Работа в парах.
Исторические города и поселения — это населённые пункты, имеющие архитектурные памятники, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. Все памятники в историческом поселении подлежат государственной охране.
______________________________________________________________
1 группа. Задание: Прочитайте текст, подготовьте сообщение, вставив недостающие слова в текст выступления.
Онежские петроглифы – одна из главных достопримечательностей Карелии. Учёные-археологи насчитали около 1200 изображений, размеры некоторых из них доходят до 4 м. Возраст Онежских петроглифов примерно 5-6 тысяч лет. Эти наскальные рисунки древнее пирамид. Неизвестные художники выбивали изображения с помощью каменного долота. В основном —это изображения птиц (лебеди), лесных зверей, людей, лодок, сцены охоты и рыболовства. «Каменная летопись», так называют исследователи этот памятник древности.
Наскальные рисунки являются уникальным археологическим памятником, позволяющим узнать о быте первобытных племен. Карельские петроглифы уникальны тем, что они не имеют аналогов во всем мире. Это памятник не только исторический, но и природный. Граниты, образующие его, — самые древние и самые прочные (высокая степень сохранности). Несмотря на то, что петроглифы включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, сегодня их никто всерьёз не охраняет. К сожалению, частенько посетители наносят непоправимый вред уникальному собранию, разжигая костры на плитах или выдалбливая на них свои имена.
1 группа. Сообщение
Онежские петроглифы – одна из главных достопримечательностей Карелии. Учёные-археологи насчитали около _______изображений. В основном —это изображения_______________________________ _________________. Возраст Онежских петроглифов примерно ____________ лет. Эти наскальные рисунки старше _____________. Наскальные рисунки являются уникальным археологическим памятником и позволяют учёным узнать о _________________________. Карельские петроглифы уникальны тем, что они _____________________ во всем мире. Петроглифы включены в список объектов всемирного наследия ______________. К сожалению, __________________ наносят непоправимый вред уникальному собранию, разжигая костры на плитах или выдалбливая на них свои имена.
2 группа. Рисунок. Задание: выполнить рисунок самого известного изображения на берегу онежского озера, согласно описанию в тексте.
Самые знаменитые из онежских петроглифов находятся на Бесовом Носу.
Бесов нос — так образно называется мыс на берегу Онежского озера в Карелии, своей формой он и вправду напоминает крючковатый нос.
Самым необычным является Бес с человекоподобной фигурой (больше 2 метров в высоту), голова четырёхугольной формы, на лице – нос в виде прямой линии, рот и два глаза. Правый глаз показан круглым пятном, второй — кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея, руки с растопыренными пальцами согнуты в локтях. Ноги короткие, расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Фигуру беса называют главным шедевром галереи каменного века.
Некоторые учёные считают Беса «могучим богом охоты и рыболовства», господствующим над всеми обитателям суши и воды, а окружающие его фигуры животных — жертвоприношениями богу.
_________________________________________
3 группа. Задание: прочитайте текст, расскажите об архитектурном памятнике. («проведите экскурсию»)
Дом построен в конце 1870-х годов купцом Александром Петровичем Базегским.
До начала ХХ в. Пудож являлся «деревянным» городом, и особняк Базегских был единственным каменным жилым домом.
Здание каменное, двухэтажное, покрытое сложной четырёхскатной крышей. Окна дома обрамлены рельефными наличниками. Соблюдается строгая симметрия, преобладающие цвета белый и зелёный. В углу здания парадный вход с крыльцом под двухскатной крышей, опирающейся на изящные чугунные столбики. Общая площадь здания 794 кв.м
Первоначальная планировка не сохранилась, здание внутри неоднократно перестраивалось.
С 1918 по 2000 год в здании располагался Пудожский детский дом. В 2000 году дом был признан памятником культурного наследия регионального значения Республики Карелия. Последние 10 лет здание стоит запертым. Хотя внешне дом выглядит целым и здоровым, ему необходим дорогой ремонт. Дом Базегских представляет историко-архитектурную ценность как пример купеческого особняка. Весной 2019 года жилой дом купца Базегского выставлен на продажу.
____________________________________________________________
4 группа. Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.
Александр Петрович Базегский один из крупных предпринимателей и благотворителей Карелии 2-й половины 19 века.
Он обладал большим состоянием, которое заработал на первичной переработке и сбыте льна.
Базегский был широко известен благотворительными делами. В 1872 передал в дар для размещения Пудожской уездной земской больницы одноэтажный дом. Делал крупные денежные пожертвования беднякам Пудожского уезда. Вносил крупные суммы на церковные нужды. Содействовал устройству церкви при Олонецкой губернской гимназии в Петрозаводске. Детскому приюту в Петрозаводске пожертвовал 1000 руб. На постройку театрального здания в Петрозаводске пожертвовал 400 руб.
Деятельность купца Базегского отмечена 7 золотыми медалями «За усердие» и орденом Св. Анны 3-й степени.
Добрые дела пудожанина были оценены современниками. В газете «Олонецкие губернские ведомости» 1873 опубликована статья с благодарностью А.П.Базегскому за пожертвование 100 руб на создание музея Олонецких произведений.
Вопросы:
1.Кем был Александр Петрович Базегский?
2.Какая деятельность купца принесла ему огромное состояние?
3. В чём проявлялась благотворительная деятельность купца Базегского?
4. Зачитайте из исторического источника факты, подтверждающие широкую благотворительную деятельность Базегского.
Чему мы можем учиться у людей прошлого?
5 группа. Задание: прочитайте текст «Выращивание и обработка льна»; составить загадку, в которой отражается последовательность процесса обработки льна; загадайте эту загадку одноклассникам.
Славился Пудож выращиванием знаменитого своим качеством на всю Россию льна (так называемой «корелки»).
Землю расчищали, вспахивали и засевали обычно мужчины. Далее все работы со льном переходили к женщинам. Когда лен созревал, льняные стебли долго вымачивали в озерах и речках. Примерно через две недели его расстилали для сушки в лугах, досушивали в ригах или банях. Затем начинали мять на большой мялке, потом трепали на мялке-трёпальнице. После трепанья лен чесали, скручивали в нить. Нити, спряденные изо льна, шли на основу ткани, которую делали на ткацком станке.
После обработки льняное волокно приобретало уникальный серебристый блеск и весьма ценилось. В 1855 году пудожский лён даже был представлен на «Всемирной выставке трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств» в Париже. Не случайно на гербе города Пудожа с давних времен красуется изображение трех снопов льна. Лен шел на изготовление рубах, полотенец, постельного белья и др., а из грубых льняных нитей вили веревки.
Топили | Крутили |
Колотили | Ткали |
Сушили | Трепали |
На стол клали |
Волкова Светлана Ивановна