Конспект урока развития речи "Зимние забавы"
Предмет: Развитие речи.
Тема: Зимние забавы.
Задачи урока:
-закрепить знания учащихся о зиме, зимних явлениях; уточнить знания о зимних праздниках, забавах;
-развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие, артикуляционную моторику, мелкую моторику, речь, внимание, память;
-воспитывать любовь к природе, умение работать в классе, в коллективе;
-корректировать произношение звуков;
-создавать здоровье сберегающую обстановку в классе.
Словарь: забавы, снежки.
ХОД УРОКА
I.Психолого-эмоциональный настрой.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
На уроке вы трудитесь, не зевайте, не ленитесь.
Руки быстро поднимайте, четко, смело отвечайте.
II.Организационный момент:
-проверка слуха,
-проверка готовности к уроку.
III.Упражнения для подготовки речевого аппарата.
1.Дыхательная гимнастика: «лошадка фыркает»,
«комарик».
2.Артикуляционная гимнастика: «язычок-кисточка»,
«язык-барабанщик»,
«чей язык длиннее
IV.Фраза на слух: Зимой много праздников.
V.Фонетическая зарядка:
-назови контрольный звук;
-чтение открытых и закрытых слогов;
-работа по предметным картинкам;
-проговаривание (чтение) чистоговорок;
-итог фонетической зарядки.
VI.Актуализация знаний.
1.Беседа.
-Какое сейчас время года?
-Какая сегодня погода?
-Какие деревья, какие кусты?
2.Игра «Повтори не ошибись».
Учитель называет три слова, дети повторяют в том же порядке.
Декабрь-январь-февраль.
Январь-февраль-декабрь.
Февраль-декабрь-январь.
-Что обозначают эти слова?
-Назови по порядку зимние месяцы.
3.Мотивация.
-О чем пойдет речь сегодня на уроке вы узнаете, послушав стихотворение.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры.
-Вам встретилось новое слова – «забавы». Как вы его понимаете?
-Забавы – это игры, развлечения.
-А что такое «холодная пора»?
VII.Сообщение темы и задач урока.
-Тема сегодняшнего урока «Зимние забавы».
На уроке мы: - познакомимся с новыми словами,
- будем учиться внимательно рассматривать картинку;
- научимся составлять небольшой рассказ;
- будем стараться четко и правильно проговаривать звуки.
VIII.Работа над новой темой.
1.-Послушайте загадку.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.
2.Беседа.
-О каком времени года эта загадка?
-Кто из вас любит зиму? Почему?
-Чем можно заниматься зимой?
-Хотите посмотреть, как проводят время другие детки?
3.Работа по картинке «Зимние забавы».
-Посмотрите на картинку. Скажите, что вы видите?
-Какой снег на картинке? Дети рассказывают, используя слова-подсказки.
-Какие лица у детей?
-Дети замерзли, гуляя?
-Какое настроение у детей?
-Как дети смеются? (Ха-ха-ха)
-Давайте посмеемся сначала тихо, затем громко; сначала мальчики, затем девочка.
4.Составление мини-рассказа по картинке, используя план:
-время года, какая погода;
-кто вышел на прогулку;
-какие развлечения придумали;
-какое настроение у детей.
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
с горки мы потом катались,
а еще в снегу валялись.
5.Игра «Доскажи словечко». Дети подбирают и проговаривают нужное слово.
Лепить из снега …(снеговика).
Кататься с горки на …(санках).
Строить крепость из …(снега).
Мороз рисует узор на …(окне).
Положить птицам зерна в …(кормушку).
Съехать на санках с …(горки).
По лыжне кататься на …(лыжах).
6.Подбор слов-определений.
-Если на улице идет снег, то погода снежная.
Если мороз, то …
Если ветер, то …
Если холод, то …
7.Подбор слов, противоположных по значению (антонимов).
Зимой ночь длинная, день …
Снег белый, асфальт …
8.Физминутка.
9.Работа с деформированным предложением.
-Ребята, я придумала красивое предложение о зиме, но ветер разбросал слова: Снежная, мне, зима, нравится.
IX.Закрепление изученного.
Каждый ребенок получает карточку, на которой должен соединить зимнюю забаву с ребенком и раскрасить картинку цветными карандашами.
Дети , по просьбе учителя, комментируют свои действия.
Х.Итог урока.