12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борзова Елена Анатольевна382
6

Конспект урока русского языка с мультимедийным сопровождением на тему «Состав слова. Повторение пройденного материала» (5 класс)

Конспект урока русского языка с мультимедийным сопровождением

в 5 классе (для обучающихся с у/о)

Учитель: Борзова Е. А.


 

Тема урока: «Повторение пройденного материала по теме «Состав слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: Систематизировать знания обучающихся по теме «Состав слова»

Образовательные задачи:

оценить знания и умения обучающихся по теме «Состав слова»;

формировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

закреплять знания обучающихся о правилах написания безударных гласных в корне слова.

Коррекционно – развивающие задачи:

развитие речи при построении устных ответов, при объяснении лексического значения слов, составлении предложений по картинке;

развитие логического мышления при отгадывании загадки, синтаксическом разборе предложения, соотнесении слов со схемами и др.;

коррекция внимания при отгадывании темы урока, выполнении зрительной гимнастики, физкультминутки и др. упражнений по заданию учителя.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к предмету;

повышать общую культуру обучающихся.

Планируемые результаты. Предметные (ПР): 1) Знать алгоритм разбора слова по составу. 2)Уметь применять полученные знания на практике. Личностные (ЛР): 1) Уметь принимать учебно-познавательную задачу и анализировать собственную работу. 2) Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, "какое значение, смысл имеет для меня учение".

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.

Межпредметные связи: природоведение, ОСЖ.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация.

Дидактический (раздаточный) материал: индивидуальные карточки с заданием, карточки с приставками, карточки – смайлы.

УМК: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Русский язык» 5 класс. – 10-е изд. М.: Просвещение, 2021.

 

Ход урока.

I. Оргмомент. (Психологический настрой). (Слайд 1.)

Прозвенел второй звонок,
Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!

Сначала займут свои места те, в чьём имени есть буква О, теперь те, в чьём имени есть буква И, и, наконец, те, в чьём имени есть буква А.

Рефлексия настроения. У вас на партах лежат карточки Покажите, с каким настроением вы пришли на урок? (показывают смайлики)

II. Определение темы урока. Постановка цели.

Начинаем наш урок. Будут знания нам впрок. Посмотрите внимательно вы на экран. Кто первый назовёт тему урока всем нам? (Слайд 2, 3.)

(Обучающиеся по стрелкам читают тему урока. Коррекция внимания, логического мышления)

t1706539144aa.gif

 

С а О в С о Т л А с В

t1706539144ab.gif

 

- Правильно. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. Сегодня мы повторим пройденный материал по теме «Состав слова». Будьте внимательны и активны на уроке. Вас ждут интересные задания.

III. Фронтальный опрос. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску, что за значки вы видите? (Части слова.)

Назовите их.

- Скажите, что значит разобрать слово по составу? (Выделить все его части.)

- Давайте вспомним и расставим части слова в том порядке, как нужно их находить и выделять при разборе слова. (Окончание, корень, суффикс, приставка.)

- Вспоминаем четверостишие и проверяем себя: (Учитель вместе с детьми проговаривает четверостишие и подписывает мелом цифры над частями слова.)

Окончание ты в слове

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

- Давайте повторим значение каждой части слова. Внимание на экран! (Слайд 4.)

(После ответа ученика на экране появляется вариант правильного ответа.)

- Итак, первая часть слова, которую мы находим называется…

- Что такое окончание? Для чего нужны окончания?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс, и для чего он служит?

- Что такое приставка, и каково её значение в слове?

А кто мне скажет, без какой части не может обойтись ни одно слово? (Без корня.)

- Верно. Всё это мы с вами изучали, проходили, и даже сравнивали состав слова с составом поезда (картинка на экране)

IV. Проверка домашнего задания. (Слайд 5.)

- Проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы должны были списать текст, разделив его на предложения. Сколько предложений у вас получилось? (6)

- Прочитайте первое и последнее предложение. Какое предложение было самым коротким? Давайте запишем первое предложение и разберём его.

(Работа у доски и в тетрадях. Запись и разбор первого предложения из домашнего упражнения: стр. 96, упр. 141.)

Звери приготовились к зиме.

 Задание: Выпишите из предложения слово зиме, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

 Подберите однокоренное проверочное слово:

 зиме – зиму.

- Что изменилось в составе слова? (только окончание.)

Но, какая же зима без снега!

Закружились за окном                                  

Красивые снежинки.                                                  

Вверх взлетели белой стаей.              

Лёгкие пушинки.      

Для выполнения следующего задания нам нужно дать отдохнуть своим глазам. Давайте понаблюдаем за движениями снежинок!

V. Гимнастика для глаз. (Зрит. гимнастика «Снежинка»). (Слайд 6, 7, 8.)

https://youtu.be/uJ5vbILG_0g

- Какого цвета были снежинки на экране? (голубые и розовые) Ребята, оказывается, в природе на некоторых горных вершинах можно встретить розовый снег. А что окрашивает снег в такой цвет, и почему он опасен, вы можете узнать на уроках природоведения.

VI Игра «Третий лишний» (Слайд 9.)

- Внимание на экран. Снежинки закрыли некоторые буквы в словах.

Н.чник, н.чь, н.чной.

Сн.г, сн.жок, сн.говик.

Заг.родный, г.родок, г.род.

Задание: 1. Прочитайте слова.

2. Что общего у слов в каждой строчке? (Общий корень.)

3. Как мы называем такие слова? (Однокоренные, родственные слова.)

- Поэтому вспомним правило, что гласная в корне слова пишется одинаково во всех родственных словах независимо от её произношения.

- Подумайте, какую гласную мы вставим в слова первой строчки, второй, третьей?

4. В каждой строчке найдите слово, состоящее из одного корня. Назовите такие слова. Вспомните, как называются такие слова, проверяемые или проверочные? (Слова ночь, снег, город с ударной гласной в корне – проверочные, а все остальные – проверяемые.)

- А кто из вас самый внимательный? В каком слове есть все части: окончание, корень, суффикс и приставка? (загородный.)

- Что бывает загородным? (Дом, дача, участок, автобус.)

Давайте запишем это слово на доске и в тетрадях и разберём его по составу.

Найдите слова, которые соответствуют данной схеме:

t1706539144ac.gif(ночник, снежок, городок.)

- Всегда и во всех ли словах безударную гласную мы можем проверить? Как называются слова, правописание которых мы можем только запомнить? (Словарные слова.)

VII. Словарная работа. (Слайд 10.)

- Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте загадку:

Стоит огромный светлый дом.

Десятки тысяч книжек в нём.

Чтоб найти все книги века,

Приходи в… (библиотеку.)

- Запишите, пожалуйста, новое слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные, написание которых надо запомнить.

- Произнесём правильно это слово (хоровое послоговое орфографическое прочтение словарного слова с правильным ударением.)

- Посмотрите, гласные И похожи на раскрытые книги, поэтому вы легко сможете запомнить правописание нового слова. (Использование ассоциативного рисунка помогает обучающимся быстрее запомнить правописание нового слова) (Слайд 11.)

Каждый из вас был в библиотеке. Что же такое библиотека?

- Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом.

Я уверена, что вы все знаете правила поведения в библиотеке, и правила обращения с книгой.

Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется …..(читатель.) А как называется профессия людей, которые работают в библиотеке и выдают читателям книги? (Библиотекарь.) (Слайд 12.)

- Верно. С помощью чего вы образовали новое слово? (с помощью суффикса – арь.)

- Придумайте предложения с новым словом. (Учащиеся предлагают свои варианты, составляя предложения с опорой на картинку.)

- Молодцы!

VIII Игра «Назови профессию» (Развитие речи, логического мышления.)

- Давайте продолжим игру по образованию новых слов при помощи суффиксов. Назовите профессию, заменив данные словосочетания, одним словом (Называют слова и записывают их в тетрадь, выделяя корень и суффикс) (Слайд 13.)

Учит детей – учитель (суффиксы: -и-, -тель-)

Управляет самолётом – лётчик (суффикс - чик-)

Играет на скрипке – скрипач (суффикс - ач-)

Ремонтирует сапоги – сапожник (суффикс - ник-)

Печёт хлеб – пекарь (суффикс -арь-)

- Всё верно. Вы отлично справились с заданием. Но кроме суффиксов, как мы с вами говорили, в образовании новых слов участвуют и приставки.

Наступило время для физкультминутки, во время которой мы вспомним о многообразии приставок в русском языке и их правописании.

Прошу всех подняться и выйти из-за парт. Слушаем внимательно и повторяем за мной движения. (Учитель при этом показывает карточки с приставками)

IX. Физкультминутка. (Слайд 14)

- Потрудились - отдохнём!

Встанем, глубоко вздохнём.

С приставкой вы- мы спину выпрямляем,

Плавно воздух выдыхаем, и ещё 2 раза повторяем (вдыхаем – выдыхаем)

С при – приставкой попрошу вас

Чуть присесть и приподняться. Раз-два, раз-два.

С по- приставкой покачаться,

Вправо-влево покрутиться, повертеться и на месте походить.

С под- подпрыгнуть - раз, два, три.

С вы- вытягиваем руки,

С оопустим их опять (вытягиваем – опускаем).

Вот и всё. Настало время с за- зарядку завершать и места свои занять.

 

- Какие приставки я называла и показывала вам во время физкультминутки?

X. Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированным заданием.

- А теперь подошло время поближе познакомиться с профессией редактора. Задание для самостоятельной работы по карточкам так и называется.

Ребята, реда́ктор — это тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет его содержание. Положите перед собой карточку. Прочитайте задание. (Слайд 15, 16.)

 

Карточка 1

Задание: Восстановите текст, добавляя недостающие однокоренные слова. Выделите в словах общий корень.

У меня остановились____________. Ещё _________ назад они ходили. А сейчас_________________ стрелка стоит на месте.

Надо их отнести мастеру- __________________.

Слова для справок: часовая, часовщику, часы, час.

Карточка 2

Задание: Восстановите текст, добавляя недостающие однокоренные слова и разберите их по составу. Подчеркните проверочное слово.

У меня остановились____________. Ещё _________ назад они ходили. А сейчас_________________ стрелка стоит на месте.

Надо их отнести мастеру- __________________.

Слова для справок: часовая, часовщику, часы, час.

(Обучающиеся знакомятся с заданием. Слушают инструкцию учителя по выполнению задания, задают уточняющие вопросы. После выполнения задания один из обучающихся читает получившийся текст. (Образец на экране) Карточки с выполненным заданием все обучающиеся сдают учителю на проверку.)

- О какой профессии вы узнали из текста? (часовщик)

XI. Игра «Конструктор»

- Итак, мы повторили все части слова. Осталось нам попробовать свои силы в конструировании новых слов.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!

Попробуем и мы с вами собрать слова из частей и объяснить их значение.
Игра называется «Конструктор». (Слайд 17.)

 

1. Корень как в слове снежинка.
Приставка из слова подьезд,
Суффикс из слова лесник, 
Окончание из слова книги (подснежники.)

(Подснежник - лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния.)

2. Корень такой же, как в слове дарил,
Суффикс, как в слове сказка,
Приставка, как в слове повар,
А окончание, как в слове гуси (подарки.) 

- Приближается чудесный праздник Новый год, когда все ждут волшебства и подарков, и значение этого слова, конечно, вам всем хорошо знакомо.

 

XII. Подведение итогов. (Слайд 18.)

- Скоро прозвенит звонок, пора нам подвести итог. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? 

- Назовите все части слова.

- Какие слова называются однокоренными?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- С каким новым словарным словом вы сегодня познакомились?
Кроме того, мы повторили с вами названия многих профессий, и вы сами побывали в роли редактора.

 

XIII. Комментированное выставление оценок за работу на уроке. Объяснение Д/З. Рефлексия настроения. (Слайд 19.)

 

- Сегодня на уроке меня порадовали………………………….Молодцы!

Домашнее задание по учебнику: стр.95, упр. 139. (Списать, связав по смыслу слова в каждой строчке. Подчеркнуть пропущенные орфограммы и разобрать по составу слово рассказы.)

- На уроке вы старались, отвечали,

Части слова повторяли,

А теперь без промедления

Покажите ваше настроение (карточки-смайлики) (Слайд 20.)

 

- Я рада, что в классе стало больше улыбок. (Мне очень приятно, что вы сохранили хорошее солнечное настроение.) Давайте поаплодируем друг другу за работу на уроке. (Слайд 21.)

Звенит звонок на перемену,

Чтоб отдохнул ты непременно.

Ждёт тебя другой урок.

Будь готов к нему, дружок!

Урок окончен. Желаю всем хорошего дня.

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.